Парламентские слушания

«Актуальные решения по поддержке рождаемости: семейная политика»

Рекомендации

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется нарастанием демографических рисков: снижением численности молодых женщин и интенсивности рождений первых и вторых детей, изменением модели рождаемости и старением населения.

Суммарный коэффициент рождаемости в 2022 году снизился на 5,9 процента по сравнению с предыдущим годом и составил 1,416[1].

В 2023 году тенденция снижения рождаемости продолжилась. За первые 6 месяцев 2023 года родилось на 3 процента меньше детей по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Сложившаяся геополитическая ситуация и санкционное давление на российскую экономику также оказывают негативное влияние на репродуктивное поведение населения, в том числе вызывают откладывание рождения ребенка на последующие годы.

Для обеспечения защиты материнства и детства, поддержки семей с детьми и преодоления демографических вызовов Правительством Российской Федерации в 2023 году существенно увеличен объем мер государственной поддержки[2], развиваются социальные сервисы и инфраструктура.

В 2023 году действуют следующие меры:

проиндексирован по фактическому уровню инфляции размер материнского (семейного) капитала на 11,9 процента;

введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, охватывающее все нужды семьи в период от беременности матери до достижения ребенком 17 лет;

расширена программа «Семейная ипотека» (субсидирование процентной ставки за счет средств федерального бюджета до уровня 6 процентов годовых);

продолжена реализация программ «Дальневосточная ипотека» и «Сельская ипотека», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», предусматривающей в том числе предоставление средств на приобретение жилья молодым семьям, а также осуществляются выплаты из федерального бюджета в размере 450 тыс. рублей на погашение ипотечного кредита при рождении третьего ребенка и последующих детей;

в 85 субъектах Российской Федерации утверждены региональные программы по повышению рождаемости.

Кроме того, в Камчатском крае и Приморском крае, Архангельской области, Калужской области, Магаданской области, Новгородской области и Тульской области реализуется пилотный проект «Репродуктивное здоровье», направленный на обеспечение устойчивого прироста численности населения посредством сохранения репродуктивного здоровья мужчин и женщин и повышения репродуктивного потенциала нации.

С 1 сентября 2023 года началась реализация пилотного проекта, направленного на стимулирование рождаемости в Новгородской области, Пензенской области и Тамбовской области[3] (далее – пилотный проект, направленный на стимулирование рождаемости), которым предусмотрено межведомственное взаимодействие по выработке комплекса дополнительных мер поддержки, включая создание благоприятной среды для проживания женщин и семей, имеющих детей.

Однако для решения масштабной задачи по повышению рождаемости в Российской Федерации требуется создание комплексной системы поддержки семей с детьми, включающей разработку новых мероприятий по повышению эффективности действующих программ.

Учитывая изложенное, участниками парламентских слушаний принято решение р е к о м е н д о в а т ь:

1. Принять к сведению информацию об актуальных решениях по поддержке рождаемости в Российской Федерации.

2. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации обеспечить внедрение опыта Центрального федерального округа по реализации новых решений в сфере демографии и ведение системной работы по повышению рождаемости в субъектах Российской Федерации.

Срок: в течение всего периода.

3. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

3.1. осуществлять систематический мониторинг реализации мероприятий пилотного проекта, направленного на стимулирование рождаемости.

Срок: 31 декабря 2024 года;

3.2. направить в адрес Президента Российской Федерации предложение об объявлении в ближайшие годы в Российской Федерации Года семьи.

Срок: 15 декабря 2023 года;

3.3. создать при Совете по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рабочую группу по вопросам семейной политики и повышения рождаемости в субъектах Российской Федерации.

Срок: 29 декабря 2023 года.

4. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в период осенней сессии 2023 года проекты федеральных законов:

№ 458127–8 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ и статью 111 Федерального закона „Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством“;

№ 458129–8 «О внесении изменений в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации»;

№ 990282–7 «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“.

5. Правительству Российской Федерации:

5.1. ускорить процедуру межведомственного согласования проектов указа Президента Российской Федерации:

об установлении единого статуса многодетной семьи;

о сохранении права на получение выплат по уходу за ребенком при частичной занятости.

Срок: 29 декабря 2023 года;

5.2. рассмотреть вопрос о разработке национальной стратегии действий в интересах семей на 2024–2030 годы в целях решения задач в области улучшения положения семей и старших поколений семей.

Срок: 1 марта 2024 года;

5.3. поручить профильным федеральным органам исполнительной власти:

5.3.1. подготовить совместно с представителями организаций негосударственного сектора, в том числе общественно-деловых объединений, предложения по внедрению корпоративного демографического стандарта (семейно-демографической политики предприятий) в целях вовлечения работодателей в оказание социальной поддержки семьям сотрудников.

Срок: 29 марта 2024 года;

5.3.2. разработать предложения по дополнительным мерам поддержки семей с высоким потенциалом рождаемости, уделив особое внимание контингенту женщин и мужчин в возрасте 30–40 лет.

Срок: 29 марта 2024 года;

5.3.3. подготовить по итогам реализации пилотного проекта, направленного на стимулирование рождаемости, предложения по формированию комплексной системы поддержки семей с детьми, включающие разработку мероприятий по повышению эффективности действующих программ.

Срок: 29 марта 2025 года;

5.4. рассмотреть возможность расширения налоговых льгот для многодетных семей, включая:

5.4.1. освобождение семей с тремя и более детьми от уплаты налога на доходы физических лиц.

Срок: 30 апреля 2024 года;

5.4.2. предоставление многодетной семье права на получение имущественного налогового вычета при приобретении жилого помещения в совместную собственность одним из супругов за другого в случае если второй супруг(а) осуществляет длительный уход за ребенком (детьми).

Срок: 30 апреля 2024 года;

5.5. рассмотреть возможность разработки дополнительных мер поддержки, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей и семей с детьми, предусмотрев:

формирование программы индивидуального жилищного строительства и строительства малоэтажных домов с учетом планировочных решений для многодетных семей;

совершенствование программы по улучшению жилищных условий молодых семей, в том числе в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в части обеспечения гарантии получения субсидий в течение трех лет для всех действующих и будущих участников программы.

Срок: 29 марта 2024 года;

5.6. совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос о возможности обеспечения в приоритетном порядке жильем многодетные семьи, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Срок: 29 марта 2024 года;

5.7. сформировать предложения по созданию комфортной среды для семей с детьми в общественных местах (организациях отдыха и оздоровления, общественного питания, торговых центрах, медицинских организациях, общественном транспорте и т. д.).

Срок: 29 марта 2024 года;

5.8. рассмотреть возможность:

установления дополнительных критериев эффективности высших должностных лиц (руководителей высших органов исполнительной власти) в части создания условий для повышения рождаемости в субъектах Российской Федерации;

освобождения работников организаций от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц в отношении пособий и выплат, полученных при рождении ребенка;

признания корпоративных расходов организаций на членов семей работников (например, социальные выплаты на детей, добровольное медицинское страхование членов семей с детьми и т. д.) экономически обоснованными с целью их учета в составе затрат при исчислении налога на прибыль организаций;

совершенствования мер социальной поддержки семей с детьми, учитывающих состав семьи и обеспечивающих возрастание итогового объема поддержки (льготы) с увеличением количества детей в семье;

разработки дополнительных мер поддержки семей с детьми при рождении третьего и каждого последующего ребенка;

предоставления гражданам, имеющим трех и более детей (вне зависимости от их возраста), права на отдельные льготы (например, посещение определенного перечня организаций культуры, досуга и спорта государственной и муниципальной форм собственности);

введения мер поощрения старшего поколения семей с детьми (бабушек и дедушек) за участие в воспитании детей и уходе за ними (например, выплата пособия по уходу за внуками независимо от получения членами семьи ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, сохранение федеральных (или региональных) социальных доплат к пенсии при осуществлении предпринимательской деятельности);

реализации мероприятий, направленных на профилактику разводов в семьях с несовершеннолетними детьми и популяризацию среди молодежи семейных ценностей;

выпуска социальной рекламы, телевизионных передач и фильмов, направленных на формирование позитивного образа семьи и положительных ориентиров на родительство и многодетность, повышение значимости института брака, усиление роли семьи и семейных отношений в обществе;

публикации российскими компаниями ежегодной публичной нефинансовой отчетности, содержащей в том числе информацию о соблюдении принципов ответственного ведения бизнеса, таких как участие в развитии городов присутствия и благотворительной деятельности, забота о сотрудниках и членах их семей, поддержка социальных программ, реализация проектов, связанных с охраной окружающей среды и другими социальными проектами;

включения мероприятий проекта «Здравствуй, мама» Благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства «Женщины за жизнь» в национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография», а также изучения опыта реализации аналогичных проектов других некоммерческих организаций в целях их последующей интеграции в указанные национальные проекты.

Срок: 29 марта 2024 года.

6. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

6.1. представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации результаты проведенного анализа демографической ситуации в субъектах Российской Федерации, включая разработанный по итогам указанного анализа комплекс мер, направленных на повышение рождаемости и поддержку семей с детьми.

Срок: 29 декабря 2023 года;

6.2. продолжить мониторинг региональных программ по повышению рождаемости и направлять в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о результатах мониторинга ежеквартально.

Срок: в течение всего периода;

6.3. обеспечить мониторинг реализации пилотного проекта, направленного на стимулирование рождаемости:

направлять в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о результатах мониторинга два раза в год;

содействовать тиражированию лучших подходов и практик, выработанных в рамках пилотного проекта, направленного на стимулирование рождаемости, в субъектах Российской Федерации;

Срок: 31 марта 2025 года;

6.4. сформировать рекомендации по повышению рождаемости на основе анализа успешных региональных практик Центрального федерального округа, автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Республики Мордовия и Республики Тыва, Приморского края и Тюменской области для их последующего тиражирования в других субъектах Российской Федерации.

Срок: 1 марта 2024 года.

7. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации проработать вопрос о продлении:

7.1. действия программы льготного ипотечного кредитования «Семейная ипотека» по ставке 6 процентов годовых (для Дальнего Востока – 5 процентов годовых) для семей, у которых в период с 1 января 2024 года родился первый ребенок и (или) последующие дети, а также для семей, имеющих двух и более детей, которые достигли возраста 18 лет на дату заключения кредитного договора (договора займа), в том числе с возможностью установления регрессивной модели льготной ставки (размер которой пропорционально уменьшается при увеличении количества детей в семьях заемщиков).

Срок: 29 декабря 2023 года;

7.2. выплаты из федерального бюджета в размере 450 тыс. рублей на погашение основного долга или процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставляемой семьям, у которых в период с 1 января 2024 года родились третий или последующие дети, в том числе с учетом распространения возможности получения выплаты в семье на третьего и каждого последующего ребенка, а также увеличения размера выплаты.

Срок: 29 декабря 2023 года.

8. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

8.1. продолжить мониторинг реализации пилотного проекта «Репродуктивное здоровье»:

направлять в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о результатах мониторинга два раза в год;

содействовать тиражированию лучших подходов и практик, выработанных в рамках пилотного проекта, уделив особое внимание профилактике, диагностике и лечению женского и мужского бесплодия, а также профилактике искусственного прерывания беременности, в субъектах Российской Федерации.

Срок: в течение всего периода;

8.2. рассмотреть возможность совершенствования положений статьи 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части дополнительной защиты здоровья женщины и профилактики искусственного прерывания беременности.

Срок: 1 февраля 2024 года;

8.3. провести оценку эффективности реализации базовой программы вспомогательных репродуктивных технологий в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования и проработать предложения по ее совершенствованию.

Срок: 1 февраля 2024 года;

8.4. усилить методологическую и консультационную поддержку медицинских организаций субъектов Российской Федерации в целях повышения качества оказываемой медицинской помощи беременным женщинам и детям, в том числе в части проведения профилактических мероприятий, направленных на охрану материнства и детства.

Срок: 29 декабря 2023 года;

8.5. совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос об осуществлении индивидуального сопровождения беременных женщин, семей с детьми в возрасте до одного года и многодетных семей, в том числе с учетом практик Московской области (проект «Наша женская консультация»), Липецкой области (программа «Патронаж»), Республики Мордовия (проект «Здравствуй, мама»), города Санкт-Петербурга (программа «Многодетная беременная») и Курганской области (проект «Другое акушерство», программа «Я нужен!»).

Срок: в течение всего периода;

8.6. совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» продолжить реализацию программы мотивационного анкетирования и формирования индивидуальных рекомендаций для беременных женщин в ситуации репродуктивного выбора с ежегодным представлением результатов ее реализации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Срок: 31 декабря 2025 года.

9. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

9.1. продолжить мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования в части реализации мер поддержки обучающихся, имеющих детей, в том числе по:

организации проживания в жилых помещениях общежитий обучающихся, имеющих детей;

обеспечению перехода женщин, родивших ребенка в период обучения, с платного обучения на бесплатное.

Срок: в течение всего периода;

9.2. совместно с Федеральным агентством по делам молодежи принять необходимые меры по интеграции мероприятий программ комплексного развития молодежной политики «Регион для молодых», включая мероприятие «открытие клубов молодых семей», в деятельность образовательных организаций высшего образования.

Срок: в течение всего периода.

10. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с экспертным и педагогическим сообществом проработать вопрос корректировки названия и содержания учебного предмета «Технология» с целью формирования у обучающихся общеобразовательных организаций опыта конкретных трудовых действий (в том числе в быту), способствующих освоению ими различных алгоритмов и приемов работы, лежащих в основе любой трудовой деятельности и домоводства, а также осознанному выбору будущей профессии.

Срок: 29 марта 2024 года.

11. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить реализацию мероприятий региональных программ по повышению рождаемости;

обеспечить доступность прохождения профилактических осмотров детей в амбулаторно-поликлиническом звене в полном объеме;

способствовать созданию условий для развития в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования «групп кратковременного пребывания» и «комнат матери и ребенка» для детей обучающихся;

разработать меры поддержки для развития центров оценки квалификации в части последующей подготовки работников по присмотру и уходу за детьми (подготовки квалифицированных нянь);

принять необходимые меры для развития услуг присмотра и ухода за детьми младенческого и раннего возраста в жилых и нежилых помещениях, особенно в населенных пунктах с плотной городской застройкой и иных поселениях с выявленной потребностью в данной услуге, в том числе посредством привлечения к таким услугам организаций социального обслуживания, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан;

обеспечить согласование комплексных планов развития территории муниципальных образований, удовлетворяющих в полной мере перспективную потребность населения в объектах социальной инфраструктуры, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях в населенных пунктах (микрорайонах крупных городских поселений) с интенсивной жилой застройкой;

обеспечить своевременное проведение на постоянной основе капитального ремонта зданий дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, закупки необходимого учебного оборудования, внедрения передовых технологий и методов обучения;

создать условия для развития государственно-частного партнерства в части реализации мероприятий по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях в населенных пунктах (микрорайонах крупных городских поселений), в которых органами местного управления в сфере образования выявлена и зафиксирована потребность в таких местах;

обеспечить внедрение практики использования ЭКГ-рейтинга (экология, кадры, государство) социально ответственного бизнеса для поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих наибольший вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации;

проводить на постоянной основе информационно-коммуникационную кампанию, направленную на повышение мотивации семьи к рождению детей, формирование позитивного образа многодетной семьи и семейных ценностей у детей, подростков и молодежи.

Срок: в течение всего периода.

 



[1] Суммарный коэффициент рождаемости – число детей, рожденных одной женщиной на протяжении всего репродуктивного периода (15–49 лет).

[2] В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденным Президентом Российской Федерации 26 января 2023 года № Пр-144, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России поручено при реализации мер по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года уделить особое внимание обеспечению народосбережения, защите материнства и детства, поддержке семей, имеющих детей.

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2023 года № 1419
«О реализации пилотного проекта, направленного на стимулирование рождаемости».