Рекомендации
В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2020 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 9 декабря 2020 года парламентские слушания «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
В парламентских слушаниях приняли участие сенаторы Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и других федеральных органов исполнительной власти, а также представители научных кругов.
Обсудив вопросы расширения доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет новых источников налоговых поступлений, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
В 2020 году на фоне распространения новой коронавирусной инфекции и введенных в связи с этим ограничений бюджеты бюджетной системы Российской Федерации оказались в сложном положении. За десять месяцев 2020 года налоговые доходы федерального бюджета снизились на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации за этот же период сократились на 4,6%. Сильнее всего снизились поступления налога на прибыль организаций — на 14,8%.
Основное негативное влияние на объемы поступлений налоговых доходов оказала сложная эпидемиологическая обстановка, вызвавшая ухудшения экономической ситуации, включая снижение спроса, снижение или остановку производства в связи с предпринимаемыми мерами по предотвращению негативных последствий пандемии.
В 2020 году в целях поддержки субъектов предпринимательства им были оказаны меры налоговой поддержки. Организации и индивидуальные предприниматели, включенные по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и работающие в наиболее пострадавших отраслях экономики, были освобождены от уплаты налогов и страховых взносов за второй квартал 2020 года, им были предоставлены отсрочки по уплате авансовых платежей, налогов и страховых взносов. Эти вынужденные меры привели к еще большему снижению налоговых поступлений в бюджеты страны.
Поэтому при таком падении доходных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации важное значение приобретает поиск новых доходных источников, неиспользованных резервов. В сложившихся условиях устойчивость региональных бюджетов, выполнение взятых расходных обязательств могут быть достигнуты, в том числе за счет расширения доходной базы.
Участники парламентских слушаний считают, что таким источником могут стать налоговые льготы. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов налоговые расходы, под которыми понимаются выпадающие доходы бюджетов из‑за предоставления налоговых льгот и освобождений, увеличатся в 2021 году на 7,0% по сравнению с текущим годом и составят 4 373,0 млрд рублей.
Совет Федерации в своих постановлениях неоднократно обращал внимание на необходимость инвентаризации налоговых льгот и освобождений и отмены неэффективных льгот. Работа в этой сфере должна проводиться и на федеральном уровне, и на региональном в соответствии с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года № 796. В результате отмены льгот по налогам и сборам, которые оказались невостребованными или показали свою неэффективность, бюджеты субъектов Российской Федерации в первую очередь могут получить значительные дополнительные доходные поступления.
Актуальной задачей является повышение собираемости налогов без увеличения налоговой нагрузки на бизнес. Этому может способствовать дальнейшее внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования налогов и сборов.
В последние годы ФНС России проводит собственную политику по упрощению и смягчению налогового контроля и администрирования, активно используя инновационные инструменты на основе цифровых технологий.
Среди успешно работающих IT-сервисов и проектов ФНС России можно отметить такие как «личный кабинет налогоплательщика», система онлайн-передачи данных о розничных продажах, маркировка товаров, система прослеживаемости товаров, налоговый мониторинг, налоговый калькулятор, единый реестр ЗАГС (основа для единого реестра населения Российской Федерации), мобильное приложение для самозанятых граждан «Мой налог», автоматизированная система контроля за возмещением налога на добавленную стоимость, автоматизированная информационная система «Налог-3».
Участники парламентских слушаний выступают за продолжение проводимой работы по повышению привлекательности уплаты налогов, примером которой является введение для самозанятых граждан специального налогового режима в виде налога на профессиональный доход. Необходимо создавать позитивную мотивацию к уплате налогов, разработать и постепенно внедрить целую линейку предложений, привлекательных для граждан и организаций, но не несущих для государства больших затрат и рисков. При этом предложения могут быть как федерального, так и регионального или местного уровней.
В частности, в налоговых отношениях можно опереться на сумму уплаченных каждым налогов – своего рода индивидуальный налоговый капитал. В зависимости от размера капитала (пропорционально ему) граждане и организации будут получать дополнительные преференции от государства – льготы, субсидии, более комфортные налоговые режимы и т. п. Для организаций это могут быть, например, ускоренное возмещение налога на добавленную стоимость без предоставления банковской гарантии, государственные гарантии для получения льготных кредитов, инвестиционный налоговый кредит и отсрочки в заявительном, а не разрешительном порядке, дополнительные гарантии при привлечении к ответственности и т. п. Для граждан – субсидии на социальные нужды (обучение, приобретение жилья, лечение), отсрочка уплаты налогов в заявительном порядке, субсидии на открытие, сохранение или развитие своего бизнеса.
Внедрение индивидуального налогового капитала позволит не только повысить собираемость налогов, но и обеспечит адресность выделяемой государственной помощи.
Дополнительные источники налоговых доходов могут быть изысканы за счет привлечения к налогообложению имеющихся в экономике доходов, которые пока активно не задействованы в этом процессе. В частности, можно рассмотреть вопрос о дополнительном налогообложении крупных денежных выплат сотрудникам в организациях с государственным участием. В качестве таковых выплат могут рассматриваться вознаграждения, в 50 раз превышающие среднюю заработную плату по стране. Налогообложение может производиться по ставке до 50% и иметь окрашенный характер, полученные средства могут использоваться либо для дополнительного финансирования программ здравоохранения и культуры, либо направляться на финансирование институтов развития для поддержки инвестиционной активности.
По мнению участников парламентских слушаний, в настоящее время очень остро стоят вопросы «теневой» занятости. Такое негативное явление, как «серая» зарплата или зарплата «в конверте» создает диспропорцию в уровнях налоговой нагрузки между «белой» и «серой» экономиками, что приводит к потере конкурентоспособности добросовестных налогоплательщиков, стимулируя их к «уходу в тень». Из‑за того, что работодатель уклоняется от уплаты налогов и страховых взносов (а зачастую его толкает на это высокая фискальная нагрузка), бюджетная система страны недополучает порядка 3 трлн рублей доходов или почти 3% ВВП.
По оценкам экспертов, примерно 30–40% россиян получают зарплату «в конверте». Наличие проблем, связанных с неформальной занятостью, приводит не только к низкой собираемости налогов и страховых взносов, но и к увеличению количества случаев нарушения трудовых прав работников, особенно в сферах оплаты и охраны труда. Поэтому необходим комплекс мер по противодействию выплате неофициальной заработной платы наемным работникам, реализация которого содержит резервы дополнительных поступлений налога на доходы физических лиц.
Следует также отметить такие меры, как борьбу с использованием «серых схем» для уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость, совершенствование применения специальных налоговых режимов для малого и среднего предпринимательства, возврат к налогообложению движимого имущества, наведение порядка в учете объектов налогообложения региональными и местными налогами.
Учитывая вышеизложенное, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
проработать вопрос о создании законодательных и методических основ стратегического и текущего налогового планирования с целью его широкого применения в бюджетном процессе в Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о расширении перечня подакцизных товаров за счет включения в него, в частности, ювелирных изделий, изделий из натурального меха и натуральной кожи, предметов антиквариата;
рассмотреть вопрос о зачислении части доходов от акцизов на табачную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации с учетом установления дифференцированных в разрезе субъектов Российской Федерации нормативов, определенных по данным о розничной продаже указанной продукции, отраженным в информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
проработать вопрос об изменении порядка зачисления доходов от налога на доходы физических лиц в части их зачисления в доход бюджета субъекта Российской Федерации по месту учета налогоплательщика, а не по месту учета налогового агента;
рассмотреть вопрос об установлении на постоянной основе ограничения по переносу на будущее убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более чем на 50% налоговой базы по налогу на прибыль организаций текущего отчетного (налогового) периода;
рассмотреть вопрос о включении движимого имущества в перечень объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, предусмотрев освобождение от обложения указанным налогом объектов движимого имущества, поставленных на учет в качестве основных средств не ранее 1 января 2015 года;
активизировать работу по инвентаризации налоговых льгот, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, и подготовить предложения по отмене или корректировке неэффективных льгот;
обеспечить соответствующую компенсацию бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам в случае принятия федеральных законов или иных нормативных документов, приводящих к дополнительным расходам и (или) выпадающим доходам указанных бюджетов, в том числе в связи с установлением на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам;
рассмотреть вопрос об отмене льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в отношении соответственно имущества и земельных участков, используемых для выполнения возложенных на них функций, а также для организаций — в отношении соответственно федеральных автомобильных дорог общего пользования и земельных участков, занятых этими дорогами;
проработать вопрос об установлении предельного срока осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, а также механизма контроля за его соблюдением.
2. Федеральной налоговой службе реализовать возможность указания налогоплательщиками в мобильном приложении «Мой налог» муниципального образования, на территории которого они осуществляют свою деятельность, в целях установления дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от налога на профессиональный доход и стимулирования муниципальных образований к развитию данной формы занятости.
3. Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
проводить мониторинг эффективности действующих и планируемых к введению налоговых льгот и работу по оптимизации их количества.
4. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:
продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части противодействия выплате неофициальной заработной платы наемным работникам, обеспечив постоянный мониторинг ситуации на рынке труда и подготовку системных предложений о мотивации наемных работников к легализации своей трудовой деятельности, а также об усилении ответственности работодателей за выплату неофициальной заработной платы наемным работникам и за уклонение от уплаты страховых взносов;
направить рекомендации парламентских слушаний в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу.