Yaroslavl Region

Senators by region

Natalia Kosykhina Natalia Kosykhina
Deputy Chair of the Federation Council Committee on Science, Education and Culture
Sergei Berezkin Sergei Berezkin
Member of the Federation Council Committee on the Rules of Procedure and Parliamentary Governance

Information

Regional flags and emblems

Yaroslavl Region Yaroslavl Region

PROFILE

Established 11 March 1936

Capital Yaroslavl

The Yaroslavl Region is part of the Central Federal District

Area 36,200 sq km

Population 1,226,100 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 96

Other – 4

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 16

City districts – 3

Rural towns – 10

Rural districts – 67

Geography and climate

The region is located in the central East European Plain. Configuration of terrain: an undulating plain. The Borisoglebsk, Uglich and Danilov elevations extend from the southwest to the northeast. The southern part features the northern slopes of the Klin-Dmitrov ridge. There are several low-lying areas: the Mologa-Sheksna depression in the northwest, the Yaroslavl-Kostroma and Rostov depressions in the east, and the Volga-Nerl depression in the south.

The Yaroslavl Region borders on the Vladimir, Moscow, Tver, Vologda, Kostroma, and Ivanovo regions.

There are 5,703 rivers, 637 lakes (the biggest ones are Nero and Pleshcheyevo lakes), and Uglich, Rybinsk and Gorky reservoirs. The main rivers are the Volga and its tributaries.

The climate is temperate continental. January temperatures average –6.3°C, July temperatures average 16.5°C. Average precipitation in January is 48 mm; average precipitation in July is 80 mm. The vegetation period is between 165 and 170 days.

The region is home to the Darwin Nature Reserve, Pleshcheyevo Lake National Park, the Yaroslavsky State Nature Sanctuary, and many other natural landmarks.

Government

The legislative branch is represented by the Yaroslavl Regional Duma, which is the permanent, supreme and only body of legislative authority in the region.

The Yaroslavl Regional Duma has 50 deputies elected for five years, with 25 of them running in single-mandate constituencies and the other 25 in the single electoral district, where winners are identified in proportion to the number of votes cast for lists of candidates nominated by electoral associations.

The current Yaroslavl Regional Duma was elected in September 2018. Its term expires in September 2023.

The executive branch is the Government of the Yaroslavl Region headed by the Governor; there are also some other executive authorities.

The Governor of the Yaroslavl Region is the region’s highest-ranking official , elected for five years by Russian citizens who permanently reside in the region. The term of office of the incumbent Governor expires in September 2022.

The Government of the Yaroslavl Region is the top permanent executive authority and a collective body heading the system of state authorities in the region.

Economy and natural resources

The economy of the Yaroslavl Region is dominated by the machine-building and chemical industries that heavily depend on defence orders. Industrial output accounts for over 30% of the regional GDP.

Many Yaroslavl plants are the leaders of their respective industries and have a federal status. The biggest of these are the Avtodizel engine plant, the Slavneft-YANOS refinery, the Kordiant tyre plant, the ODK-Saturn aircraft engine manufacturer, ODK-Gas Turbines, Territorial Generating Company No. 2, and others. The industrial complex is bolstered by a powerful research and technology infrastructure.

The region manufactures aircraft and ship engines, diesel motors and power installations, fuel injection equipment, gas-compressors, power stations and generators.

The petrochemical industry produces oil products, technical carbon, tyres, paints and varnishes, rubber goods and plastics articles. The region holds a monopoly in Russia on the manufacture of road-rollers, saw-frames, wood-working machines, snowmobiles and photographic paper.

The food industry accounts for 23% of the total. Industrial enterprises process grain (flour milling plants in Yaroslavl and Rybinsk), produce pastries (factories in Yaroslavl and Rybinsk) and canned vegetables and milk. There is a powerful cheese-making industry (Uglich, Danilov, Poshekhonye and Prechistoye). The region is dotted by bread and dairy factories, pasta-making plants, and meat-packing businesses. Baltika-Yaroslavl, a subsidiary of Baltika Breweries, is one of the biggest beer producers in Russia.

Agriculture accounts for over 4% of the regional GDP. The stock-breeding sector specialises in beef and dairy production and poultry-raising. The crop-farming sector produces rye, flax, potatoes, vegetables and fodder.

The local energy complex includes three thermal power stations in Yaroslavl, the Uglich Hydroelectric Power Station, the Rybinsk Hydroelectric Power Station, and others.

The region has long been an important transport and trade hub in northeastern European Russia.

Mineral extraction does not have a large share in the local industrial balance.

Culture and tourism

Tourism – mostly cultural tourism (museums, ethnography) – is a prioritised and rapidly developing local industry. Business, educational, recreational, environmental and health tourism is also on the rise.

Three cities in the region – Yaroslavl, Rostov the Great and Pereslavl-Zalessky – have been included in the national tourist route known as the Golden Ring of Russia. The historical centre of Yaroslavl is on the UNESCO World Heritage List. The city boasts 800 architectural monuments protected by the state. There are over 250 museums in the Yaroslavl Region.

Recreational tourisms and water-related leisure activities are of equal importance. In addition to the Volga River, whose banks are home to the majority of historically significant settlements, there is the Rybinsk Reservoir, Europe’s biggest man-made body of water. The reservoir is 30 m deep in some places and this offers unique opportunities for cruises, diving, yachting and underwater photography.

There are also some very original museums in the region, including the Mouse Museum in Myshkin, the Russian Vodka History Museum in Uglich, the Merchant Museum and the Frog Princess Museum in Rostov, and the Baklusha Museum at Semibratovo.

The Yaroslavl Region hosts numerous exhibitions, celebrations and festivals, including the internationally prominent Transfiguration Choir and Bell Music Festival, the Jazz Over the Volga Festival, the Volkov International Festival of Provincial Theatres, and many others.

Ярославская область

Ведущими отраслями промышленности Ярославской области являются машиностроение и металлообработка, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность. Ярославский машиностроительный комплекс специализируется на производстве дизельных двигателей и топливной аппаратуры, авиационных двигателей.

Сенаторы региона

Каграманян Игорь Николаевич Каграманян
Игорь Николаевич
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Косихина Наталия Владимировна Косихина
Наталия Владимировна
Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре

Власть в регионе

Константинов
Алексей Дмитриевич
Председатель Ярославской областной Думы
Миронов
Дмитрий Юрьевич
Губернатор Ярославской области

Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Ярославская область Ярославская область

Дата образования –11 марта 1936 года

Административный центр – г. Ярославль

Ярославская область находится в пределах Центрального федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 36,2

Население (тыс. чел.) – 1 265,7 (2018 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %):

русские – 96

другие национальности – 4

Административно-территориальное устройство (2018 г.):

муниципальные районы – 17

городские округа – 3

городские поселения – 10

сельские поселения – 70

Географическое положение и природно-климатические условия

Область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. Рельеф – волнистая равнина. С юго-запада на северо-восток протянулись Борисоглебская, Угличская, Даниловская возвышенности, в южной части – северные склоны Клинско-Дмитровской гряды, на северо-западе – Молого-Шекснинская, на востоке – Ярославско-Костромская и Ростовская, на юге – Волжско-Нерльская низины.

Граничит с Владимирской, Московской, Тверской, Вологодской, Костромской, Ивановской областями.

В области 5703 реки, 637 озер (наиболее крупные – Неро, Плещеево), водохранилища Угличское, Рыбинское и Горьковское. Главные реки: Волга с притоками.

Климат умеренно континентальный. Средняя температура января – минус 6,3°C, июля – плюс 16,5°C. Среднее количество осадков в январе – 48 мм, в июле – 80 мм. Вегетационный период – 165–170 суток.

На территории области расположены государственный природный заповедник «Дарвинский» (биосферный), национальный парк «Плещеево озеро», государственный природный заказник «Ярославский» и многие другие памятники природы.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Ярославской области осуществляется Ярославской областной Думой, которая является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

Ярославская областная Дума состоит из 50 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 25 депутатов Думы области избираются по одномандатным избирательным округам, 25 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Ярославской областной Думы избран в сентябре 2018 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2023 года.

Исполнительную власть в Ярославской области осуществляют возглавляемое председателем правительства Ярославской области правительство и иные исполнительные органы государственной власти области.

Губернатор Ярославской области является высшим должностным лицом области, срок полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора – сентябрь 2022 года.

Правительство Ярославской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство Ярославской области – коллегиальный орган, возглавляющий систему органов государственной власти области.

Экономика и природные ресурсы

Ярославская область характеризуется монопрофильностью региональной экономики, ориентированной на машиностроительное и химическое производство с большой долей оборонного заказа.

Многие ярославские предприятия имеют федеральное значение и являются лидерами в своих отраслях. Крупнейшие из них – ПАО «Автодизель», ОАО «Славнефть-ЯНОС», АО «Кордиант», ПАО «ОДК- Сатурн», АО «ОДК-Газовые турбины», ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2». В основе промышленного комплекса лежит мощная научно-техническая база.

В регионе производят авиационные и морские корабельные двигатели, дизельные моторы и силовые установки на их базе, топливную аппаратуру, газоперекачивающие агрегаты, электростанции и генераторы.

Нефтехимическая отрасль выпускает нефтепродукты, технический углерод, шины, лакокрасочную продукцию, резинотехнические и пластмассовые изделия. Область является монополистом в России по производству дорожных катков, лесопильных рам, деревообрабатывающих станков, снегоходов, фотобумаги.

Доля пищевой промышленности в промышленном производстве составляет около 23%. Предприятия перерабатывают зерно (мукомольные заводы в Ярославле и Рыбинске), изготавливают кондитерские изделия (фабрики в Ярославле и Рыбинске), овощные и молочные консервы. Широко развито сыроделие (города Углич, Данилов, Пошехонье, поселок Пречистое). Повсеместно на территории области работают хлебозаводы и молокозаводы, есть предприятия по производству макаронных изделий и мясопродуктов. Одним из крупнейших производителей пива в Центральной России является филиал ООО «Пивоваренная компания „Балтика“ – „Балтика – Ярославль“.

В сельском хозяйстве региона создается более 4% валового регионального продукта. Специализация животноводческих предприятий области – молочно-мясная с развитым птицеводством. Продукция растениеводства представлена зерновыми (рожь), льном, картофелем, овощами, кормовыми культурами.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды осуществляется на базе энергетического комплекса, представленного тепловыми электростанциями и теплоэлектроцентралями: Ярославская ТЭЦ-1, 2, 3, Угличская ГЭС, Рыбинская ГЭС и др.

Регион исторически позиционируется как важный узловой центр транспортно-распределительной и торговой зон на северо-востоке Европейской России.

Добыча полезных ископаемых не играет существенной роли в промышленности региона.

Культура и туризм

Туризм — одна из приоритетных и активно развивающихся сфер экономики Ярославской области. Представлена в основном культурным туризмом – музейным, этнографическим. Развиваются также деловой, образовательный, рекреационный, экологический и оздоровительный туризм.

Три города области входят в Золотое кольцо России — Ярославль, Ростов Великий и Переславль-Залесский. Исторический центр Ярославля является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, в городе расположено порядка 800 охраняемых государством памятников архитектуры. В Ярославской области действует более 250 музеев.

Не меньшее значение имеет рекреационный туризм и наиболее перспективные его виды, связанные с водой. На территории области помимо реки Волги, на которой расположено большинство исторически значимых поселений, есть крупнейшее в Европе рукотворное море – Рыбинское водохранилище. Его глубина в ряде мест достигает 30 метров, что открывает уникальные возможности не только для круизов, но и для дайвинга, яхтинга, подводной фотосъемки.

К самобытным музеям относятся «Музей Мыши» в Мышкине, «Музей истории русской водки» в Угличе, «Музей купечества» и Музей Царевны-лягушки в Ростове, Музей баклуши в поселке Семибратово.

В Ярославской области традиционно проводятся многочисленные выставки, праздники и фестивали. К числу последних относятся получившие широкое международное признание фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение» и музыкальный фестиваль «Джаз над Волгой», международный Волковский фестиваль провинциальных театров и многие другие.