Yamal-Nenets Autonomous Area

Senators by region

Grigory Ledkov Grigory Ledkov
Member of the Federation Council Committee on Federal Structure, Regional Policy, Local Government and Northern Affairs
Yelena Zlenko Yelena Zlenko
Deputy Chair of the Federation Council Committee on Agriculture and Food Policy and Environmental Management

Information

Regional flags and emblems

Yamal-Nenets Autonomous Area Yamal-Nenets Autonomous Area

PROFILE

Established 10 December 1930

Capital Salekhard

The Yamal-Nenets Autonomous Area is part of the Urals Federal District

Area 769,300 sq km

Population 552,800 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 61.74

Ukrainian – 9.69

Small indigenous peoples of the North (Nenets, Khanty, Selkups, Komi) – 9.19

Tatar – 5.64

Azerbaijani – 1.84

Bashkir – 1.64

Other – 10.26

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 4

Municipalities – 3

City districts — 6

Rural towns – 1

Rural districts – 19

Geography and climate

The Yamal-Nenets Autunomous Area is located in the Arctic zone in the northern part of the West Siberian Plain, with half of it lying inside the Arctic Circle.

The northern boundary of the region, washed by the Kara Sea, has a length of 5,100 km and is part of Russia’s national border (900 km). In the west, along the Ural Mountains, the region borders on the Nenets Autonomous Area and the Komi Republic, in the south on the Khanty-Mansi Autonomous Area, and in the east on the Krasnoyarsk Territory.

The main rivers are the Ob, Taz, Nadym and Messoyakha.

The region is located in the tundra, forest tundra and northern taiga. A considerable part of its territory is marshy lowland. There are highlands in the south (the Siberian Ridge and the Northern Sosvenskaya Highland), and spurs of the Polar Urals (1,333 m high) in the west. About 35% of the territory is covered by swamps. Permafrost prevails.

The region stretches across three climatic zones: the Arctic, subarctic and the northern (taiga) strip of the West Siberian lowland. The climate is characterised by drastic changes throughout the year. Winters are long and severe, with storms and frequent snowfalls. The average temperature in January is −26.5˚C and in July 13.3˚C. In the southern part of the region summers do not last longer than 100 days (in the Arctic and subarctic zones not longer than 68 days).

Specially protected natural areas make up about 7% of the total area and include two nature reserves, ten natural sanctuaries and natural park.

The Yamal-Nenets Autonomous Area is home to small peoples of the North: Nenets, Khanty, Mansi, Selkups, Evens and others, 40% of whom are nomads.

Government

The legislative branch in the Yamal-Nenets Autonomous Area is represented by the Legislative Assembly of the Yamal-Nenets Autonomous Area, which is the only permanent body of supreme legislative authority in the region.

The Legislative Assembly of the Yamal-Nenets Autonomous Area has 22 deputies elected for five years, with 11 of them running in single-mandate constituencies and the other 11 in the single electoral district, where winners are identified in proportion to the number of votes cast for the lists of candidates nominated by electoral associations.

The current Legislative Assembly was elected on September 2020 and its term of office expires in September 2025.

The Executive branch is the Government of the Yamal-Nenets Autonomous Area which is the permanent body of supreme executive authority in the region, headed by the Governor, and other bodies of executive state power in the region.

The Governor of the Yamal-Nenets Autonomous Area is the area’s highest-ranking official elected for five years by the deputies of the Legislative Assembly. The term of office of the incumbent expires in September 2023.

Economy and natural resources

The characteristic feature of the economy in the Yamal-Nenets Autonomous Area is the prevalence of the extraction of raw oil products. The region boasts about 78% of Russia’s gas deposits and about 18% of its oil reserves.

The region sits a top the Russian regions rankings of gas extraction. The Yamal-Nenets Autonomous Area accounts for 90% of Russia’s total natural gas production and about 19% of Russian oil.

The Yamal-Nenets Autonomous Area is also high on the list of Russian regions by per capita regional GDP.

Industrial output accounts for about 80% of the regional GDP, which includes over 85% extraction of mineral resources, with manufacturing making up about 12% and generation and distribution of energy, natural gas and water producing almost 2%.

Yamal’s largest deposits are the Urengoy gas field, the Yuzhno-Russkoye field, the Nakhodkinskoye gas field, the Bovanenkovskoye gas field, the Yamburgskoye gas field, the Zapolyarnoye gas field, the Yety-Purovskoye field and others.

JSC Yamal LNG has completed the construction of an LNG plant based on the feedstock resources of the South-Tambeyskoye field.

The main gas-producing company is Gazprom, which accounts for about 90% of all gas production in the region. Over 30 companies produce oil and gas condensate. The main oil-producing companies in the region are subsidiaries of Gazprom Neft and Rosneft Oil Company.

A longer-term project provides for the development of gas resources on the Yamal Peninsula and the Kara Sea shelf, where 11 gas condensate and 15 oil and gas condensate fields have been discovered.

The Polar Urals start to play an important role in the economic development of the Yamal-Nenets Autonomous Area because they are a depositary of chrome, iron, tin, lead and non-ferrous metals.

Due to the region’s natural and climatic conditions, its local agriculture produces about 0.1% of the regional GDP. Agriculture consists of traditional occupations: reindeer breeding, fishing, hunting, fur-farming and processing meat, fish and fur skins. Over 13,000 people are employed in the region’s agriculture sector and about 90% of them are small indigenous peoples of the North.

One of the region’s peculiarities is that it is a site of two absolutely different types of economy management: industrial mining and traditional occupations of the indigenous peoples of the Far North.

The region possesses the largest herd of reined er in Russia and all over the world, amounting to over 600,000 deer.

Over 30 species of fish inhabit water basins in the region and 25 of them have commercial value (70−80% are valuable whitefish).

Culture and tourism

The Yamal-Nenets Autonomous Area is a keeper of a remarkable and unique culture. Yamal’s indigenous population (Nenets, Khanty, Selkups, and Komi) have preserved the basic traditions of their life and culture: reindeer breeding, fishing, arts and crafts and their attitude to nature, extremely important to them.

At present, the main traditional arts and crafts in Yamal are: national clothes and footwear; mammoth, reindeer and elk bone carving; artistic pieces made of fur, skins, cloth and beads; wood carving and birch bark carving.

The Yamal-Nenets Autonomous Area has a well-developed network of cultural and art institutions. The region has 20 museums, three exhibition halls and seven national culture centres.

The priceless treasures of this northern land are kept in the Shemanovsky Yamal-Nenets District Museum and Exhibition Complex which was founded in 1906. Its subdivision is the only literary museum in the region that is dedicated to the works of an outstanding Nenets poet, Leonid Laptsui.

Among unique museums of the region are the Zhivun Nature and Ethnographic Park Museum, the Traditional Komi Homes Museum in the Shuryshkary District, the Regional Environmental Studies Museum in the town of Muravlenko, the Novy Urengoy City Art Museum, the Gubkinski North Exploration Museum, the Children’s Museum of the Museum Resource Centre in the town of Noyabrsk, and others. The staff of Yamal museums continue to do research and travel on historical and ethnographic expedition trips around the region in order to bring to the region new exhibitions and displays and organise academic conferences, festivals and national festivities.

The characteristic feature of Yamal’s historic and cultural heritage is abundance of archaeological and ethno-cultural items. Over 714 historical and cultural landmarks are protected by the state.

The Yamal-Nenets Autonomous Area is a precious spot of the Russian Arctic region. The region offers over 60 tourist trails including ethno- and eco- and historical tourism, along with hunting, fishing, mountain river rafting and snowmobile riding.

The region offers opportunities for downhill skiing. The Oktyabrsky ski resorts are available in the town of Labytnangi and the village of Polyarny. In the summer season the region welcomes tourists to multiple camping grounds.

Ямало-Ненецкий автономный округ

Мировую известность ЯНАО принесли природные ресурсы — нефть, газ и конденсат, твердые ископаемые в зоне Полярного Урала. На долю региона приходится свыше 85% всей добычи природного газа России (1/5 мирового производства).

Сенаторы региона

Ермаков Александр Михайлович Ермаков
Александр Михайлович
Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Зленко
Елена Геннадьевна
представитель от исполнительного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа

Власть в регионе

Артюхов
Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа
Ямкин
Сергей Миронович
Председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа

Cообщения о работе региона

    • В Салехарде состоялось заседание научно-технического совета департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, на котором рассмотрены результаты работ по расчистке русла реки Кутопьюган.

    • Заведующий сектором геолого-географических исследований Научного центра изучения Арктики, кандидат географических наук Роман Колесников участвует в международной конференции в Симферополе, организованной Международной ассоциацией ландшафтной экологии, Русским географическим обществом и Обществом почвоведов им. В.В. Докучаева.

Информация

Флаг и герб региона

Ямало-Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – 10 декабря 1930 года
Административный центр – г. Салехард
Ямало-Ненецкий автономный округ находится в пределах
Уральского федерального округа
Площадь территории (тыс. кв. км.) –
769,3
Население (тыс. чел.) – 538,5 (2018 г.)
Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.), %:
русские – 61,74
украинцы – 9,69
татары – 5,64
азербайджанцы – 1,84
башкиры – 1,64
коренные малочисленные народы Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми) — 9,19
другие национальности — 10,26.

Административно-территориальное устройство (2018 г.):

муниципальные районы – 7
городские округа – 6
городские поселения – 6
сельские поселения – 36

Географическое положение и природно-климатические условия

Территория Ямало-Ненецкого автономного округа расположена в арктической зоне на севере Западно-Сибирской равнины. Половина территории автономного округа находится за Полярным кругом.

Северная граница округа, омываемая водами Карского моря, имеет протяженность 5100 километров, из которых 900 километров одновременно является частью Государственной границы Российской Федерации. На западе по Уральскому хребту, регион граничит с Ненецким автономным округом и Республикой Коми, на юге – с Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке – с Красноярским краем.

Главные реки: Обь, Таз, Надым, Мессояха.

Округ находится в зонах тундры, лесотундры и северной тайги. Значительная часть территории автономного округа – заболоченная низменность, на юге – возвышенности (Сибирские Увалы и Северо-Сосьвенская), на западе – отроги Полярного Урала (высота 1333 м). Болотами покрыто около 35% территории. Распространена вечная мерзлота.

Территория округа располагается в трех климатических зонах: арктической, субарктической и зоне северной (таежной) полосы Западно-Сибирской низменности. Климат характеризуется резкими изменениями в течение года. Зима суровая, длительная, с сильными бурями и частыми метелями. Средняя температура января – минус 26,5°C, июля – плюс 13,3°C. Самая низкая температура минус 56 градусов. В южной части региона лето не продолжается более 100 дней (в арктической и субарктической зонах не более 68 дней).

Площадь особо охраняемых природных территорий составляет около 7% общей площади округа и включает 2 заповедника, 9 зоологических и 2 ботанических заказника и 1 этнографическую территорию.

Ямало-Ненецкий автономный округ является территорией проживания малочисленных народов Севера: ненцев, ханты, манси, селькупов, эвенков и других, примерно 40 % которых ведут кочевой образ жизни.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Ямало-Ненецком автономном округе осуществляется Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа, которое является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти автономного округа.

Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа состоит из 22 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 11 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 11 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.

Действующий состав Законодательного Собрания избран 13 сентября 2015 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2020 года.

Исполнительную власть в регионе осуществляют возглавляемое губернатором правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и иные исполнительные органы государственной власти округа.

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа является высшим должностным лицом автономного округа, срок его полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора – октябрь 2020 года.

Экономика и природные ресурсы

Особенностью экономики Ямало-Ненецкого автономного округа является преобладание добычи углеводородного сырья. На территории округа находится примерно 78% запасов российского газа и около 18% запасов нефти.

Регион занимает первое место в стране по добыче газа. Ежегодно в Ямало-Ненецком автономном округе добывается около 80% от всего добываемого в России газа и примерно 8% от добываемой в России нефти.

По объёму валового регионального продукта на душу населения Ямало-Ненецкий автономный округ занимает одно из первых мест среди субъектов Российской Федерации.

В структуре валового регионального продукта доля промышленного производства составляет более 53 %, в том числе добыча полезных ископаемых составляет более 78 %, обрабатывающее производство около 18%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды почти 3%.

К числу самых крупных месторождений Ямала можно отнести: Уренгойское газовое, Южно-Русское нефтегазовое, Находкинское газовое, Бованенковское газовое, Ямбургское нефтегазоконденсатное, Заполярное газоконденсатное, Еть-Пуровское нефтяное и другие.

Основным добытчиком газа является ОАО «Газпром», на долю которого приходится примерно 90 % всей добычи газа в округе. Добычу нефти и газового конденсата ведут более 30 предприятий. Основными нефтедобывающими предприятиями в округе являются дочерние предприятия ОАО «Газпром нефть» и ОАО «НК „Роснефть“.

Особое место в экономическом развитии Ямало-Ненецкого автономного округа начинает занимать Полярный Урал, где сосредоточены запасы хрома, железа, олова, свинца и цветных металлов.

В силу природно-климатических условий в сельском хозяйстве создается около 0,1% валового регионального продукта. Основу сельского хозяйства составляют традиционные отрасли: оленеводство, рыболовство, охотопромысел, звероводство, а также переработка мяса, рыбы, пушно-мехового сырья. В сельском хозяйстве автономного округа занято более 13 тысяч человек, из которых примерно 90% составляют коренные малочисленные народы Севера.

Одна из особенностей региона состоит в том, что на его территории сошлись два совершенно разных типа хозяйствования: промышленная разработка недр и традиционные для коренного населения Крайнего Севера виды деятельности.

Автономный округ обладает самым большим стадом северных оленей в России и в мире, его поголовье насчитывает более 700 тысяч голов, что составляет около 44 % от общероссийской численности домашнего оленя.

В водоемах встречаются более 30 видов рыб, из них 25 имеют промысловое значение (70–80% – ценные сиговые породы).

Культура и туризм

Ямало-Ненецкий автономный округ является хранителем удивительно самобытной и уникальной культуры. Коренное население Ямала (ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне) сохранило основные традиции своей жизни и культуры: оленеводство, рыболовство, народные художественные промыслы и ремесла, а также крайне важное для них отношение к природе.

На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются: пошив национальной одежды и обуви; художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога; художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера; резьба по дереву; художественная обработка бересты.

Ямало-Ненецкий автономный округ обладает развитой сетью учреждений культуры и искусства. В округе работают 20 музеев, 2 выставочного зала, 7 центров национальных культур.

Главным хранителем бесценного достояния северного края, а также одним из старейших музейных учреждений региона является Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского, основанный в 1906 году. Его структурным подразделением является единственный в округе литературный музей, посвященный творчеству выдающегося ненецкого поэта Леонида Лапцуя.

Среди самобытных музеев автономного округа большой интерес представляют Природно-этнографический парк-музей «Живун» и Дом-музей «Коми-изба» в Шурышкарском районе, Эколого-краеведческий музей в городе Муравленко, Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств, Губкинский музей освоения Севера, детский музей Музейного ресурсного центра в городе Ноябрьске и др. Научные сотрудники ямальских музеев постоянно ведут исследовательскую работу, выезжают в историко-этнографические экспедиции по округу, создают новые экспозиции и выставки, являются организаторами научных конференций, фестивалей, национальных праздников.

Спецификой историко-культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа является преобладание археологических и этнокультурных объектов. Под государственной охраной находятся 714 памятников истории и культуры.

Ямало-Ненецкий автономный округ — заповедный уголок российской Арктики, край завораживающей северной природы. В округе разработано более 60 туристических маршрутов, включающих этно- и экотуризм, туризм исторический, охоту, рыбалку, сплавы по горным рекам, поездки на снегоходах.

В округе есть возможности для занятий горнолыжным спортом, имеются горнолыжные комплексы «Октябрьский» в городе Лабытнанги и в поселке Полярный. Летом на территории округа работают палаточные туристские лагеря.