Republic of Tatarstan

Senators by region

Gennady Emelyanov Gennady Emelyanov
Member of the Federation Council Committee on Agriculture and Food Policy and Environmental Management
Lenar Safin Lenar Safin
First Deputy Chair of the Federation Council Committee on Economic Policy

Information

Regional flags and emblems

Republic of Tatarstan Republic of Tatarstan

PROFILE

Established 1920 as the Tatar ASSR

The Tatar SSR since 1991

The Republic of Tatarstan (Tatarstan) since 1992

Capital Kazan

Republic of Tatarstan is part of the Volga Federal District

Area 67,8 sq km

Population 3886,6 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Tatar – 53.24

Russian – 39.71

Chuvash – 3.08

Other – 3.97

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 43

City districts – 2

Rural towns – 39

Rural districts – 872

Geography and climate

The republic is in the east of the East European Plain, between the Volga and Kama rivers, where the Central Russia meets the Urals-Volga Region. Over 90% of its territory is covered by lowland plains, with some highlands in the west and the southeast, including the Volga Upland and the Bugulma-Belebey Upland.

The republic borders on the Republics of Mari El, Bashkortostan, Chuvashia, Udmurtia, the Kirov, Orenburg, Samara and Ulyanovsk regions.

There are about 3,000 rivers and several thousands large and small lakes in the republic. The largest reservoirs are the Kuybyshev Reservoir and the Nizhnekamsk Reservoir.

The main rivers in the republic are: the Volga, the Kama and their tributaries, such as the Vyatka, the Belaya, the Sviyaga, the Ik, the Izh, the Mesha, and the Sheshma.

The climate is temperate continental. January temperatures average –11.9°C. July temperatures average 19.2°C.

There is the Volga-Kama State Nature Reserve, the Nizhnyaya Kama National Park and a number of regional wildlife sanctuaries in the republic.

Government

The legislative branch is represented by the State Council (the Parliament) of the Republic of Tatarstan which is the permanent, supreme, representative body of legislative authority in the republic. The members are elected for five years.

The State Council of the Republic of Tatarstan has 100 deputies; 50 of them run in single-member constituencies and the other 50 in the single republican electoral district in accordance with republican lists of candidates nominated by political parties. The current State Council of the Republic of Tatarstan was elected in September 2019. Its term expires in September 2024.

The executive branch is the Cabinet of Ministers (the Government) of the Republic of Tatarstan, which is the executive and regulatory authority in the republic. The Cabinet of Ministers is responsible to The President of Tatarstan.

The President of the Republic of Tatarstan is the highest-ranking official of the Republic of Tatarstan, elected for five years by Russian citizens who permanently reside in the region. The term of office of the current incumbent expires in September 2025.

Economy and natural resources

Tatarstan is one of Russia’s most economically developed regions.

The republic’s main natural resource is oil, but there is associated gas in addition to rich deposits of asphalt oils. There are also over 100 coal deposits in the South Tatar, Melekess and North Tatar districts.

The regional GDP is mostly concentrated in industry, agriculture and construction.

The republic’s economy is mostly export-oriented. It is based on oil production and refining. The oil, gas and chemical complex represents about 50% of the total volume of industrial production and is the most important one in respect of social and economic development, local employment and pumping up the budget of all levels.

The largest industrial enterprises of the Republic of Tatarstan are Tatneft, oil refineries and petrochemical plants of TANEKO, KAMAZ, and Kazanorgsintez.

Other industries contributing to the republic’s industrial potential are manufacturing enterprises represented by machine building, production of equipment, vehicles and transport equipment, non-metal mineral products, resin and plastic products, electrical equipment, electronic and optical equipment, wood processing and manufacturing of wooden products, pulp-and-paper industry, petroleum products, the light and food industries.

Manufacturing industries are growing thanks to the renewed positive growth dynamic in the production of vehicles and electrical equipment, with sustained development of chemical and petrochemical industries, and the food industry.

Over 110 investment projects at various development stages are currently being implemented in the region. The largest investment share belongs to the power production and the petrochemical industry.

The most significant investment project currently being implemented in the region is the construction of the TANEKO refining complex in Nizhnekamsk financed by Tatneft.

Tatarstan is one of Russia’s leading regions in the IT and internet sectors. Innopolis, Russia’s youngest city built near Kazan, boasts a special economic zone with comfortable working and living conditions for IT professionals, and Innopolis University, where several thousand students from Russia and other countries are studying.

The power production complex is represented by thermal power stations, hydroelectric power plants and combined heat and power stations.

The republic’s agricultural complex almost completely satisfies the needs of the population in respect of basic agricultural products. The most developed agricultural industries include dairy and beef cattle breeding, poultry farming and crop production, which specialises in cultivation of grain, potatoes and vegetables.

Culture and tourism

The culture of Tatarstan was developed at the junction of two large Eastern and Western civilisations, a fact that explains the nature of its diversity.

The lives of numerous great figures in the history of culture were connected with Tatarstan. These include singer Feodor Chaliapin, writers Leo Tolstoy, Sergey Aksakov, Maxim Gorky and Vasily Aksyonov, poets Yevgeny Baratynsky, Gavriila Derzhavin, Marina Tsvetayeva and Nikita Zabolotsky, painters Ivan Shishkin and Nicolai Fechin, and musicians Oleg Lundstrem and Mikhail Pletnev. The poet Gabdulla Tuqay, poet and a hero Musa Dhalil, composers Farid Yarullin, Salikh Saidashev, Nazib Zhiganov, and Sofia Gubaidulina all made important contributions to the rich Tatar culture.

In Tatarstan there are numerous libraries, clubs, museums, theatre and film institutions, as well as architectural, historical and cultural monuments.

The Kazan Kremlin was included in the list of UNESCO World Heritage Sites as an outstanding example of a synthesis of Tatar and Russian influences in architecture. In 2014 the ancient Bolgar town was also included in this list. It is the place where Tatar ancestors accepted Islam in 922. Restoration of the ancient town of Bolgar is part of the complex project titled Tatarstan’s Cultural Heritage: the Island Town of Sviyazhsk and the ancient Bolgar.

Promotion of ethnic and cultural development of all peoples inhabiting Tatarstan is one of the key aims of the state cultural policy in the region.

Interethnic and interfaith concord is one of the three most important elements of Tatarstan’s success as a region of the Russian Federation, alongside with its high level of economic development and social and political stability.

Promoting its positive reputation, popularisation of its culture, preservation of the Tatar language and culture, and supporting Tatarstan citizens are also key directions of the cultural development of the Republic of Tatarstan.

The following international festivals have gained wide popularity: the Fyodor Chaliapin International Opera Festival, the Rudolf Nuriyev International Festival of Classic Ballet, the Europe-Asia Contemporary Music Festival, the Nauruz International Theatre Festival of Turkic Nations, and the Sozvezdiye-Yoldyzlyk Open Regional Television Youth Variety Arts Festival.

Tatarstan is especially proud of the Kazan International Muslim Film Festival, which has become a platform for productive dialogue between representatives of various cultures and denominations.

Additional proof showing the importance of the Tatar people’s contribution to contemporary world culture is the decision of TURKSOY, the International Organisation of Turkic Culture, to name Kazan the cultural capital of the Turkic world.

The main direction tourism is heading in Tatarstan is the organisation of trips to the republic's historical sites. Numerous architectural complexes and churches are in a perfect condition and always welcome visitors.

The island town Sviyazhsk which is the prototype of the fairy-tale island of Buyan in Pushkin’s stories, the thousand-year old town of Yelabuga, the Great Bolgar, and the beautiful Volga Region nature represent the republic’s cultural legacy. This is how the Tatar and Russian traditions, the Orthodoxy and Islam can elegantly intertwine.

There are also numerous other tourist attractions on the Volga River. These include the Romanov railway bridge built in the beginning of the previous century, the Pechishchi Section adored by scientists from all over the world, each layer of which corresponds to deposits of various epochs, and Volga (Syukeyev) karst caves in the region of the Kama Estuary, and numerous riverside churches with their amazing stories.

Сенаторы региона

Емельянов Геннадий Егорович Емельянов
Геннадий Егорович
Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
Сафин Ленар Ринатович Сафин
Ленар Ринатович
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике

Власть в регионе

Минниханов
Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан
Мухаметшин
Фарид Хайруллович
Председатель Государственного Совета Республики Татарстан

События Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Республика Татарстан Республика Татарстан

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – образована в 1920 году как Татарская АССР, в 1991 году – Татарская ССР, с 1992 года – Республика Татарстан (Татарстан).

Административный центр – г. Казань

Республика Татарстан находится в пределах Приволжского федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 67,8

Население (тыс. чел.) – 3886,6 (2022 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %):

татары – 53,24

русские – 39,71

чуваши – 3,08

другие национальности – 3,97

Административно-территориальное устройство (2022 г.):

муниципальные районы – 43

городские округа – 2

городские поселения – 39

сельские поселения – 872

Географическое положение и природно-климатические условия

Республика расположена на востоке Восточно-Европейской равнины в междуречье Волги и Камы, на стыке центральной России и Урало-Поволжья. Около 90% территории занимают низменные равнины, на западе и юго-востоке – возвышенности: Приволжская и Бугульмино-Белебеевская.

Граничит с Республиками Марий Эл, Башкортостан, Удмуртской и Чувашской республиками, Кировской, Оренбургской, Самарской и Ульяновской областями.

В республике около трех тысяч рек и несколько тысяч крупных и мелких озер. Наиболее крупные водохранилища – Куйбышевское и Нижнекамское.

Главные реки – Волга, Кама, их притоки Вятка, Белая, Свияга, Ик, Иж, Меша, Шешма.

Климат умеренно континентальный. Средняя температура января – минус 11,9°C, июля – плюс 19,2°C.

На территории республики расположены «Волжско-Камский» государственный природный заповедник, национальный природный парк «Нижняя Кама» и ряд государственных природных заказников регионального значения.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Республике Татарстан осуществляется Государственным Советом Республики Татарстан – парламентом Республики Татарстан, который является постоянно действующим высшим законодательным (представительным) органом государственной власти республики. Избирается на пять лет.

Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 100 депутатов, из которых 50 избираются по одномандатным избирательным округам и 50 – по единому республиканскому избирательному округу по республиканским спискам кандидатов в депутаты, выдвинутым политическими партиями. Действующий состав Государственного Совета Республики Татарстан избран в сентябре 2019 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2024 года.

Исполнительную власть в Республике Татарстан осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан – Правительство Республики Татарстан, являющийся исполнительным и распорядительным органом государственной власти республики. Кабинет Министров Республики Татарстан ответствен перед Президентом Республики Татарстан.

Президент Республики Татарстан является высшим должностным лицом Республики Татарстан. Избирается сроком на пять лет гражданами Российской Федерации, проживающими на территории республики. Срок окончания полномочий действующего Президента республики – сентябрь 2025 года.

Экономика и природные ресурсы

Татарстан является одним из наиболее экономически развитых регионов России.

Среди природных ресурсов республики выделяется нефть. Вместе с нефтью добывается попутный газ, имеются большие запасы нефтяных битумов. Выявлены более 100 залежей угля, привязанные к Южно-Татарскому, Мелекесскому и Северо-Татарскому районам.

Основной вклад в рост валового регионального продукта вносят промышленность, сельское хозяйство и строительство.

Экономика республики в значительной степени ориентирована на экспорт. Ее основу составляет добыча и переработка нефти. Нефтегазохимический комплекс обеспечивает около 50% объема промышленной продукции и является базовым с точки зрения социально-экономического роста, занятости населения и наполнения бюджета всех уровней.

В число крупнейших промышленных предприятий Республики Татарстан входят следующие республиканские предприятия: ПАО «Татнефть», комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов АО «ТАНЕКО», ПАО «КАМАЗ», ПАО «Казаньоргсинтез».

Наряду с этим основу промышленного потенциала республики составляют предприятия обрабатывающих производств, которые представлены производством машин и оборудования, транспортных средств и оборудования, неметаллических минеральных продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, обработкой древесины и производством изделий из дерева, целлюлозно-бумажным производством, производством нефтепродуктов, легкой и пищевой промышленностью.

Отмечается рост в обрабатывающих производствах, обусловленный в первую очередь восстановлением положительной динамики в производстве транспортных средств и электрооборудования, а также сохранением поступательного тренда в химии и нефтехимии, пищевой промышленности.

В регионе на разных стадиях реализации находятся более сотни инвестиционных проектов. Наибольшая доля в структуре инвестиций приходится на отрасли энергетики и нефтегазохимии.

Наиболее значимым инвестиционным проектом, реализуемым в настоящее время в регионе, является строительство нефтеперерабатывающего комплекса АО «ТАНЕКО» в г. Нижнекамске. Инвестором является ПАО «Татнефть».

Татарстан является одним из лидеров в сфере Интернет технологий. Специально построен город-спутник Казани Иннополис, где располагается особая экономическая зона для деятельности IT – специалистов всех направлений и комфортного проживания для них. На территории работает Университет Иннополис, в котором обучаются несколько тысяч студентов как из России, так и из других стран мира.

Энергетический комплекс представлен тепловыми электростанциями, гидроэлектростанциями и теплоэлектроцентралями.

Агропромышленный комплекс республики практически полностью обеспечивает население основными видами сельхозпродукции. Развито животноводство мясомолочного направления, птицеводство и растениеводство, специализирующееся на выращивании зерна, картофеля, овощей.

Культура и туризм

Культура Татарстана развивалась на стыке двух крупных цивилизаций – восточной и западной, что во многом объясняет ее многообразие.

С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Фёдора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького, Василия Аксёнова, поэтов Евгения Баратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина, музыкантов Олега Лундстрема и Михаила Плетнёва. Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, София Губайдулина составили славу татарской культуры.

В республике значительное количество библиотек, клубов, музеев театрально-зрелищных учреждений и кинотеатров, а также памятников архитектуры, истории и культуры.

Казанский Кремль является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО как «выдающийся образец синтеза татарского и русского влияния в архитектуре», а в 2014 году список Всемирного наследия ЮНЕСКО пополнил древний город Болгар, где предки татар в 922 году приняли ислам. Восстановление древнего Болгара – часть большого Комплексного проекта «Культурное наследие Татарстана: остров-град Свияжск и Древний Болгар».

Содействие этнокультурному развитию всех народов, проживающих в Татарстане, – одно из ключевых направлений государственной политики в сфере культуры.

Межнациональное и межконфессиональное согласие является одним из трех важнейших составляющих успешности Татарстана как субъекта Российской Федерации наряду с высоким уровнем экономического развития и общественно-политической стабильностью.

Создание положительного имиджа Татарстана, пропаганда культуры Татарстана, сохранение татарского языка и культуры, поддержка соотечественников – еще одно ключевое направление деятельности в сфере культуры.

Широкую известность получили международные фестивали: оперный им. Ф.И. Шаляпина, классического балета им. Р.Х. Нуриева, современной музыки «Европа – Азия», театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», открытый республиканский телевизионный молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык».

Особой гордостью Татарстана является Казанский международный фестиваль мусульманского кино, который стал площадкой для конструктивного диалога между представителями различных культур и конфессий.

Значимость вклада татарского народа в современную мировую культуру подтвердило и решение Международной организации тюркской культуры ТЮРКСОЙ о статусе Казани как культурной столицы тюркского мира.

Основное туристическое направление Татарстана – это экскурсии по историческим местам республики. Множество архитектурных комплексов, храмов находятся в прекрасном состоянии и всегда открыты для гостей.

Остров-град Свияжск (прототип пушкинского острова Буяна), тысячелетний город Елабуга и Великий Болгар, очарование природы Приволжья – всё это культурное наследие республики: изящное переплетение татарских и русских традиций, православия и ислама.

Много на Волге достопримечательностей и другого рода. Это и Романовский железнодорожный мост, построенный в начале прошлого века, и любимый учеными всего мира Печищинский геологический разрез, каждый слой которого соответствует отложениям разных эпох, и Волжские (Сюкеевские) карстовые пещеры в районе Камского Устья, и старинные прибрежные храмы со своими удивительными историями.