Stavropol Territory

Senators by region

Gennady Yagubov Gennady Yagubov
Member of the Federation Council Committee on Federal Structure, Regional Policy, Local Government and Northern Affairs
Mikhail Afanasov Mikhail Afanasov
Member of the Federation Council Committee on Constitutional Legislation and State Building

Information

Regional flags and emblems

Stavropol Territory Stavropol Territory

PROFILE

Established 13 February 1924

Capital Stavropol

The Stavropol Territory is part of the North Caucasus Federal District

Area 66,200 sq km

Population 2777,5 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 80.89

Armenian – 5.85

Dargin – 1.79

Greek – 1.22

Roma – 1.12

Ukrainian – 1.10

Other – 8.03

Administrative divisions (2022)

Municipalities – 16

City districts – 17

Geography and climate

The Stavropol Territory is located in central North Caucasus and extends from the Caspian lowland in the east to the foothills of the Greater Caucasus Mountain Range in the southwest.

The region borders the Republic of Dagestan, the Kabardino-Balkarian Republic, the Republic of Kalmykia, the Karachayevo-Circassian Republic, the Republic of North Ossetia-Alania, the Chechen Republic, the Krasnodar Territory and the Rostov Region.

The terrain includes foothills areas, the Pyatigorsk volcanic area, the Stavropol heights, the Manych depression, and the Terek-Kuma lowland. The region is mostly located in steppe and semi-desert zones.

The region is covered by a network of canals: the Bolshoi, the Terek-Kum, and the Neftekumsky. There are over 30 lakes, of which the largest is the Manych-Gudilo, and more than 50 reservoirs. The major reservoirs are Sengeleyevskoye, Novotroitskoye, Otkaznoye, Kurskoye, Sovetskoye, Rostavanovskoye, and Chograiskoye.

The climate is temperate continental. January temperatures average –2,3°C, while in July the temperatures average +23,8°C.

The region’s recreational resources are of national significance. The Stavropol Territory’s health and tourist resorts are part of the Caucasus Mineralnye Vody specially protected health resort area. The cities with the best climatic conditions and spa resources are Yessentuki, Zheleznovodsk, Kislovodsk, and Pyatigorsk. There are over 100 springs of about thirty different mineral waters in the Caucasus Mineralnye Vody area.

The specially protected natural areas of the Stavropol Territory include the Caucasian Mineral Waters ecological nature-resort region and 41 state nature reserves of local importance.

Government

The legislative branch is represented by the Duma of the Stavropol Territory, which is the permanent, supreme and only body of legislative authority in the region.

The Duma of the Stavropol Territory has 50 deputies elected for five years, with 25 of them running in single-mandate constituencies and the other 25 in the single electoral district, where winners are identified in proportion to the number of votes cast for territorial candidate lists. The current Duma was elected in September 2021. Its term expires in 2026.

The executive branch is represented by the Government of the Stavropol Territory; which is the top executive authority; there are also other executive authorities.

The Governor of the Stavropol Territory is the region’s highest-ranking official and the Chairman of the Government. The Governor is elected for five years by Russian citizens who permanently reside in the region. The term of the incumbent Governor expires in September 2024.

The Government of the Stavropol Territory is the permanent executive authority in the region. It is formed by the Governor of the Stavropol Territory.

Economy and natural resources

The Stavropol Territory is the industrial, business, logistic, and investment centre of the North Caucasus. The region features a favorable combination of labor resources and significant production capacity. Its diversified economy is based on industrial, agricultural, and recreational sectors.

The regional GDP and tax revenues are derived from four main types of economic activity: industrial production, wholesale and retail trade, agricultural industry, and transport and communications.

The major economic sector is manufacturing, which accounts for 17% of the regional GDP. The processing industries make up the largest share in the manufacturing sector, accounting for about 80% of all exported goods and services produced in the region. The main industries are the chemical industry (Nevinnomyssky Azot, EuroChem, Arnest), the petrochemical industry (Stavrolen), the food industry (Stavropolsky cannery, Stavropol Sakhar, Pyatigorsky meat factory, Novoaleksandrovsky meat-processing plant (Ygrosprom), consumer goods industry, glass production, porcelain production (Kislovodsk Porcelain – PHOENIX), the woodworking industry, and machine building (Energomera Concern, Stavropol radioplant Signal, Avtopritsep-KamAZ).

The Stavropol Territory is one of the largest producers of mineral fertilizers and artificial sapphires in Europe. The region is also one of Russia’s leading producers of polymer products, glass products, and mineral waters and beverages (Kavminvody, Narzan, Mineralnye Vody Zheleznovodska, Strizhamen distillery).

The production and distribution of electricity, natural gas and water is ensured by the region’s energy complex, which is based on thermal power stations (Stavropol Thermal Power Station, Nevinnomyssk Thermal Power Station, Budennovsk Thermal Power Station, Yegorlykskaya Hydroelectric Power Station, and the series of Kuban hydroelectric power stations), as well as combined heat and power stations (Kislovodsk Combined Heat and Power Station). About 90% of the households have access to the gas distribution system.

The region’s transport network includes railroads (major hubs: Mineralnye Vody, Staromaryevskaya, Nevinnomyssk), motorways (federal motorways: Kavkaz, Astrakhan-Elista-Stavropol), and aviation (international airports in Stavropol and Mineralnye Vody).

Agriculture is one of the most important economic sectors in the Stavropol Territory. The climate in the region is conducive to the cultivation of almost all basic crops. The Stavropol Territory is a major supplier of agricultural products and foodstuffs to Russia. The region holds a leading position in Russia on grain production.

The priority development industries in the agricultural sector are production of grain, leguminous plants, technical and melon crops, vegetables, fruit, grapes, as well as cattle, pig, poultry farming (Resource Agribusiness Group) and fine-fleeced sheep breeding.

The crop sector is dominated by grain production (winter and spring wheat). The major industrial crops are sunflower, soybeans, sugar beet, mustard, and hemp. The fodder crops include alfalfa, sorghum, chickpeas, and silage corn. Horticulture, viticulture, and apiculture are well-developed in the region. Pond fish farming has been also growing.

The region’s health and recreation cluster based on mineral springs and unique environmental conditions is a key component of its economic potential. The main health and recreation resorts are concentrated in the area of the Caucasus Mineralnye Vody.

Culture and tourism

The region’s cultural landscape is multi-ethnic, with mostly Slavic and Cossack traditions prevailing. Many peoples and ethnicities currently inhabiting the North Caucasus have their origins in the territory of the present-day Stavropol Territory. This is evidenced by the burial mounds, ancient settlements, cemeteries, and churches that have been found throughout the region − in the mountains, foothills and valleys of the Kuban, Podkumka, Kuma, Kalaus rivers and their tributaries. 

The largest health and recreation resort in the Stavropol Territory is the Caucasus Mineralnye Vody complex, which is often called Russia’s gem.

The Stavropol Territory has rich historical and cultural potential. There are over 2,000 historic and cultural monuments, of which about 70 are of federal significance.

The fortifications of the Azov-Mozdok defence line dating back to the 19th century Caucasus wars have survived as remnants of old fortresses, redoubts, and cobbled roads (Stavropol, Georgiyevsk, Konstantinogorskaya).

The Stavropol Territory is home to two museum-reserves of federal significance – the Lermontov Reserve in Pyatigorsk and the Tatar Settlement in Stavropol. Some of Russia’s most prominent figures, including Alexander Suvorov, Alexei Yermolov, Alexander Pushkin, Leo Tolstoy have links to the region. The collection of the Stavropol Local History Museum has over 200,000 exhibits, incorporating nature, history, economy, and culture of this multi-ethnic region, from ancient times to the present day.

Ставропольский край

Сенаторы региона

Афанасов Михаил Александрович Афанасов
Михаил Александрович
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
Ягубов Геннадий Владимирович Ягубов
Геннадий Владимирович
Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Власть в регионе

Великдань
Николай Тимофеевич
Председатель Думы Ставропольского края
Владимиров
Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края

События Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Ставропольский край Ставропольский край

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – 13 февраля 1924 года

Административный центр – г. Ставрополь

Ставропольский край находится в пределах Северо-Кавказского федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 66,2

Население (тыс. чел.) – 2777,5 (2022 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %):

русские – 80,89

армяне – 5,85

даргинцы – 1,79

греки – 1,22

цыгане – 1,12

украинцы – 1,10

другие национальности – 8,03

Административно-территориальное устройство (2022 г.):

муниципальные округа – 16

городские округа – 17

Географическое положение и природно-климатические условия

Ставропольский край расположен в центральной части Северного Кавказа, его территория простирается от Прикаспийской низменности на востоке до предгорий Главного Кавказского хребта на юго-западе.

Край граничит с субъектами Российской Федерации – Республикой Дагестан, Кабардино-Балкарской Республикой, Республикой Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республикой, Республикой Северная Осетия – Алания, Чеченской Республикой, Краснодарским краем, Ростовской областью.

По рельефу территория края разделена на районы: полоса предгорий, Пятигорский вулканический район, Ставропольская возвышенность, Манычская впадина и Терско-Кумская низменность. Край расположен в основном в степной и полупустынной зонах.

В крае проложена сеть магистральных каналов: Большой, Терско-Кумский, Нефтекумский, имеется более 30 озер (самое крупное – Маныч-Гудило) и более 50 водохранилищ, наиболее крупными из которых являются: Сенгелеевское, Новотроицкое, Отказненское, Курское, Советское, Роставановское, Чограйское.

Климат умеренно континентальный. Средняя температура января – минус 2,3°C, июля – плюс 23,8°C.

Край располагает рекреационными ресурсами общероссийского значения. Санаторно-курортный и туристический комплекс Ставропольского края образован на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды (наиболее благоприятным природно-климатическим и бальнеологическим потенциалом располагают города-курорты: Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск). В регионе Кавказских Минеральных Вод эксплуатируется более 100 скважин минеральных лечебных вод тридцати типов.

К особо охраняемым природным территориям Ставропольского края относятся: эколого-курортный регион Кавказских Минеральных Вод и 41 государственный природный заказник регионального значения.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Ставропольском крае осуществляется Думой Ставропольского края, которая является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти края.

Дума Ставропольского края состоит из 50 депутатов, избираемых сроком на пять лет: 25 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 25 – по единому краевому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за краевые списки кандидатов. Действующий состав Думы Ставропольского края избран в сентябре 2021 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2026 года.

Исполнительную власть в Ставропольском крае осуществляют органы исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти – Правительством Ставропольского края.

Губернатор Ставропольского края является высшим должностным лицом Ставропольского края, председателем Правительства Ставропольского края. Губернатор края избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Ставропольского края, сроком на пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора края – сентябрь 2024 года.

Правительство Ставропольского края является постоянно действующим органом исполнительной власти Ставропольского края. Губернатор Ставропольского края формирует Правительство края.

Экономика и природные ресурсы

Ставропольский край – промышленный, деловой, логистический и инвестиционный центр Северного Кавказа. Для региона характерно благоприятное сочетание трудовых ресурсов и значительных производственных мощностей. В крае сложился многоотраслевой индустриально-аграрно-рекреационный комплекс.

Основную роль в формировании валового регионального продукта (ВРП) и в общем объеме налоговых доходов региона играют 4 основных вида экономической деятельности: промышленное производство, оптовая и розничная торговля, агропромышленный комплекс, транспорт и связь.

Промышленность является ведущей отраслью экономики Ставропольского края. Доля промышленности в структуре ВРП края – около 20%. Основная роль в промышленном производстве принадлежит обрабатывающим производствам, которые в структуре объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составляют около 80%. Главными отраслями промышленного производства в регионе являются химическая (АО «Невинномысский Азот» МХК «ЕвроХим», АО «Арнест»), нефтехимическая (ООО «Ставролен»), пищевая (ОАО Консервный завод «Ставропольский», АО «Ставропольсахар», ОАО «Мясокомбинат „Пятигорский“, Новоалександровский мясокомбинат (ООО СХП „Югроспром“), легкая, стекольная, фарфоро-фаянсовая (АО „Кисловодский фарфор – ФЕНИКС“), деревообрабатывающая промышленность и машиностроение (АО „Концерн „Энергомера“, ПАО Ставропольский радиозавод „Сигнал“, ОАО „Автоприцеп-КамАЗ“).

Ставропольский край – один из крупнейших в Европе производителей минеральных удобрений и искусственных сапфиров. По объемам производства полимерной продукции, изделий стекольной промышленности, розливу минеральных вод и напитков (АО «Кавминводы», АО «Нарзан», АО «Минеральные воды Железноводска», ООО ЛВЗ «Стрижамент») регион занимает лидирующие позиции в России.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды осуществляется на базе энергетического комплекса, представленного тепловыми электростанциями (Ставропольская ГРЭС, Невинномысская ГРЭС, Буденновская ПГУ-ТЭС, Егорлыкская ГЭС, каскад Кубанских ГЭС) и теплоэлектроцентралями (Кисловодская ТЭЦ). Уровень газификации в крае составляет более 90%.

Транспортная сеть края представлена железнодорожным (крупные железнодорожные узлы «Минеральные Воды», «Старомарьевская», «Невинномысск»), автомобильным (автомобильные дороги федерального значения «Кавказ», «Астрахань – Элиста – Ставрополь»), авиационным видами транспорта (два международных аэропорта в городах Ставрополь и Минеральные Воды).

Важнейшей отраслью специализации экономики Ставрополья является сельское хозяйство. Природно-климатические условия края благоприятствуют выращиванию практически всех видов основных сельскохозяйственных культур. Ставропольский край – один из крупнейших поставщиков сельскохозяйственной продукции и продовольствия в стране. Лидирующие позиции в России край занимает по производству зерна.

Основными направлениями развития агропромышленного комплекса являются производство зерна, зернобобовых, технических и бахчевых культур, овощей, фруктов, винограда, а также животноводство, представленное разведением крупного рогатого скота мясо-молочного направления, свиноводством, птицеводством (Группа агропредприятий «Ресурс») и тонкорунным овцеводством.

В растениеводстве ведущее место принадлежит зерновому хозяйству (озимая и яровая пшеница). Главные технические культуры – подсолнечник, соя, сахарная свёкла, горчица, конопля. Из кормовых культур выращивают люцерну, сорго, нут, кукурузу на силос. Широко развито садоводство, виноградарство, пчеловодство, в последнее время получило развитие прудовое рыбоводство.

Важной составной частью экономического потенциала края является рекреационный комплекс, созданный на базе лечебных минеральных источников и уникальных природных условий. Наиболее значимым по туристско-рекреационным ресурсам и инфраструктуре выступает регион Кавказских Минеральных Вод.

Культура и туризм

Этническая культура Ставропольского края многонациональна, с доминирующим славянским и казачьим началами. Территория края была колыбелью многих народов и племен, населяющих ныне Северный Кавказ. Об этом свидетельствуют курганы, городища, могильники, древние храмы, встречающиеся повсеместно в горах, предгорьях и в долинах рек Кубани, Подкумка, Кумы, Калауса и их притоков.

Самый мощный курортно-туристический комплекс Ставропольского края – это Кавказские Минеральные Воды, являющиеся жемчужиной России.

Ставропольский край имеет богатейший историко-культурный потенциал. В крае более 2000 памятников истории и культуры, из них около 70 имеют статус федеральных.

Оборонительные сооружения Азово-Моздокской оборонительной линии времен Кавказских войн сохранились в виде остатков крепостей, редутов, мощеных дорог (г. Ставрополь, г. Георгиевск, ст. Константиногорская).

На Ставрополье есть два музея-заповедника федерального значения – Лермонтовский в Пятигорске и «Татарское городище» в Ставрополе. Со Ставропольским краем неразрывно связаны имена А.В. Суворова, А.П. Ермолова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого. В экспозициях и фондах Ставропольского краеведческого музея собрано более двухсот тысяч экспонатов, знакомящих посетителей с природой, историей, экономикой и культурой многонационального края с древнейших времен до наших дней.