City of St Petersburg

Senators by region

Andrey Kutepov Andrey Kutepov
Chair of the Federation Council Committee on Economic Policy
Valentina Matvienko Valentina Matvienko
Speaker of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation

Information

Regional flags and emblems

City of St Petersburg City of St Petersburg

PROFILE

Established 27 May 1703

The city of St Petersburg is part of the Northwestern Federal District

Area 1,400 sq km

Population 5,384,0 (2019)

Ethnic groups, %

Russian – 84.73

Ukrainian – 1.87

Belarusian – 1.17

Other – 12.23

Administrative divisions (2019):

Municipal areas — 111

 

Geography and climate

St Petersburg is located in the western part of Prinevskaya lowland, where the River Neva flows into the Gulf of Finland, and on the islands of the Neva Estuary.

Inland waters occupy about 10% of the city's territory. Overall, there are 69 rivers and other waterways in St Petersburg and surrounding areas administratively subordinate to the city, including 40 rivers, branches, channels and canals with a total length of more than 200 km within the city boundaries. The largest of them are the Bolshaya and Malaya Neva, Bolshaya, Srednyaya and Malaya Nevka, Fontanka, Karpovka, Okhta, Zhdanovka, Moika, Black River and Obvodny Canal. There are more than 580 bridges, including 20 drawbridges, of which seven are across the Neva. The length of the sea coastline within the modern urban area is about 35 km. The length of reinforced and granite embankments is 143 km.

St Petersburg’s climate is temperate continental. January temperatures average −4.4°C, July temperatures average +15.6°C. Mean precipitation in January is 70 mm, mean precipitation in July is 99 mm. The prevailing winds are west, south-west and south. The White Nights period lasts from May 25−26 to July 16−17, with almost 19 hours of daylight at the end of June.

Vegetation: mixed forests (spruce, pine, birch).

Soil: podzol, sod podzol and marshy.

Government

The legislative branch is represented by the Legislative Assembly of St Petersburg, which is the permanent, supreme and only body of legislative authority in the city.

The Legislative Assembly of St Petersburg has 50 deputies elected for five years, with 25 of them running in single-mandate constituencies and the other 25 in the single electoral district, where winners are identified in proportion to the number of votes cast for lists of deputies nominated by electoral associations.

The current Legislative Assembly of St Petersburg was elected in September 2016. Its term expires in September 2021.

The executive branch comprises the Government of St Petersburg – the highest executive body of state power in St Petersburg, headed by the Governor of St Petersburg – and other executive bodies subordinate to the Government of St Petersburg. Together they constitute the administration of St Petersburg, the system of executive bodies of state power in St Petersburg.

The Governor of St Petersburg is the region’s highest-ranking official elected for five years. The term of office of the current incumbent expires in September 2024.

The Government of St Petersburg is the top permanent executive authority in St Petersburg.

Economy and natural resources

The industrial production index in St Petersburg shows a positive trend; industry accounts for almost a quarter of the regional GDP, about 30% of the tax revenue and more than 60% of the total profit.

St Petersburg has a cluster of high-tech facilities that produce sophisticated equipment. Local plants operate in many industries, including power engineering and metals (more than 50 large companies), instrument making (about 60 companies), and electrical engineering (132 facilities). The food industry is represented by 72 enterprises. The local shipbuilding sector includes 29 facilities producing tankers, passenger catamarans, bulk carriers, dry cargo ships, warships, etc. The metal industry is represented by 7 smelters.

The largest industrial companies in the city are Baltiysky Zavod Shipbuilding Company, Severnaya Verf, Admiralteiskie Verfi, Proletarsky Zavod, Svetlana, Power Machines, Izhorskiye Zavody, Kirovsky Zavod, ZVEZDA, St Petersburg Red October, Arsenal Plant, ODK-Klimov, and LOMO.

The increase in the output of cars has made a significant contribution to the growth rates of the local machine-building engineering sector. Thanks to this, the St Petersburg automotive industry accounts for over 25% of Russia’s total.

Upward trends are observed in the local companies’ turnover, with trade and industry companies in the lead.

The local consumer market also shows an upward trend: both retail and wholesale trade, as well as catering show an increase in turnover. The foreign trade of St Petersburg is also growing.

The resource potential of St Petersburg mainly relies on the local surface freshwater and groundwater. Chloride-sodium mineral waters are produced in the Sestroretsk area, while curative and table ferrous mineral waters come from the Polustrovo deposit in the northern part of the city. There are sand and gravel deposits, pebbles, sand, clay, sandstone, loam, and peat. In the southern part of St Petersburg, there is a thermal anomaly, where the temperature of crystalline rocks reaches +70°C at a depth of 1,900−2,200 m.

Natural resources of St Petersburg include 308 water bodies, about 200 km of waterways, 24 large islands, 38,000 ha of greenery, including 13,000 ha for public use (73 parks, about 1,000 gardens, and more than 900 greened streets).

Culture and tourism

St Petersburg is a major international and Russian cultural centre known for its magnificent architecture, palaces, and museums. This city is one of the most attractive tourist centres of the world. In addition to its rich collections of works of the past represented in St Petersburg museums, the city has about 50 art galleries and exhibition halls of contemporary art. Its cultural heritage invariably attracts large numbers of tourists.

The glory of St Petersburg is in its unique architecture, monuments, museums and theatres such as the State Hermitage, the State Russian Museum, the Mariinsky Theatre, the Philharmonic, the State University, and the palace and park ensembles of Peterhof, Pushkin and Pavlovsk.

UNESCO has included the Historic Centre of St Petersburg Related Groups of Monuments to its World Heritage List, including the main urban area of Nevsky Prospekt, its Liteinaya and Admiralteiskaya parts, the Vasilyevsky Island, the Petrograd Side, the Neva River with its embankments, the palace and park ensembles in the city's suburbs – Pushkin, Pavlovsk, Gatchina, Petrodvorets, Strelna and Lomonosov – the historical part of Kronstadt, the Oreshek Fortress, the Pulkovo Observatory ensemble and many other landmarks, more than 4,000 overall.

St Petersburg is a city of museums. Today the city can offer its guests about 200 museums, including the world-famous Hermitage, one of the largest museums in the world, whose collection includes about 3 million exhibits, and the Russian Museum, which reflects almost 1000 years of Russian art history (from the 11th century to the present day). The museum owns one of the best collections of icons, paintings and a collection of Russian sculpture, unique in its completeness.

The city has a large number of theatres, including world-famous ones, such as the Mariinsky Theatre, the Mikhailovsky Theatre, the Alexandrinsky Theatre, the Tovstonogov Bolshoi Drama Theatre and many others. Every year, the city hosts a series of international art festivals, music and theatre festivals, contests, hundreds of exhibitions and premieres. Lovers of chamber music can enjoy the best examples of classical music in the historical entourage of St Petersburg palaces.

г.Санкт-Петербург

Санкт-Петербург — город федерального значения, «вторая столица» России, официально провозглашенная «Культурной столицей России», второй (после Москвы) по величине город Российской Федерации. Крупнейший экономический и деловой центр Северо-Запада страны.

Сенаторы региона

Кутепов Андрей Викторович Кутепов
Андрей Викторович
Председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности
Матвиенко Валентина Ивановна Матвиенко
Валентина Ивановна
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Власть в регионе

Беглов
Александр Дмитриевич
Временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга
Макаров
Вячеслав Серафимович
Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

г.Санкт-Петербург г.Санкт-Петербург

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата основания – 27 мая 1703 года

Город Санкт-Петербург находится в пределах
Северо-Западного федерального округа
Площадь территории (тыс. кв. км.) –
1,4
Население (тыс. чел.) – 5351,9 (2018 г.)

Национальный состав населения
(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.), %:
русские — 92,48
украинцы — 1,52
другие национальности – 6,0

Административно-территориальное устройство (2018 г.):
муниципальные образования (внутригородские муниципальные образования) – 111

Географическое положение и природно-климатические условия
Санкт-Петербург расположен в западной части Приневской низины, при впадении реки Невы в Финский залив и на островах дельты Невы.
Внутренние воды занимают около 10% территории города. Всего в черте города и на территориях, административно ему подчиненных, — 69 рек и других водотоков, в том числе непосредственно в пределах города — 40 рек, рукавов, протоков и каналов общей протяженностью более 200 километров. Наиболее крупные из них — Большая и Малая Нева, Большая, Средняя и Малая Невка, Фонтанка, Карповка, Охта, Ждановка, Мойка, Черная речка, Обводный канал. Имеются свыше 580 мостов, в том числе 20 с разводными пролетами, из них 7 — через Неву. Длина морской береговой линии в пределах современной городской территории — около 35 км. Протяженность укрепленных и одетых в гранит набережных составляет 143 км.

Климат умеренно континентальный. Средняя температура января — минус 4,4°C, июля — плюс 15,6°C. Среднее количество осадков в январе — 70 мм, в июле — 99 мм. Преобладающие направления ветров — западное, юго-западное и южное. «Белые ночи» — с 25–26 мая по 16–17 июля, светлое время суток в конце июня достигает почти 19 часов.

Растительность: смешанные леса (ель, сосна, береза).
Почвы: подзолистые, дерново-подзолистые и болотные.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Санкт-Петербурге осуществляется Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, которое является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга состоит из 50 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 25 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 25 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Законодательного Собрания Санкт-Петербурга избран в сентябре 2016 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2021 года.

Исполнительную власть в Санкт-Петербурге осуществляют правительство Санкт-Петербурга — высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, возглавляемый губернатором Санкт-Петербурга, и возглавляемые правительством Санкт-Петербурга иные исполнительные органы государственной власти, составляющие систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга — администрацию Санкт-Петербурга.

Губернатор Санкт-Петербурга является высшим должностным лицом области, срок полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора – сентябрь 2019 года.

Правительство Санкт-Петербурга является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

Экономика и природные ресурсы

Индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге демонстрирует положительную динамику, на долю промышленности приходится почти четверть ВРП, около 30% налоговых поступлений в бюджет и более 60% общего объема прибыли.

В городе сконцентрированы высокотехнологичные предприятия, выпускающие сложную технику. Заводы Санкт-Петербурга заняты во многих отраслях промышленности, ведущими из которых являются: энергетическое машиностроение и металлургическая отрасль (более 50 крупных предприятий), приборостроение (около 60 компаний), электротехнические предприятия (в производственной сфере занято 132 компании). Пищевая промышленность представлена 72 предприятиями. Судостроение объединяет 29 компаний, производящих танкеры, пассажирские катамараны, балкеры, сухогрузы, военные корабли и т. д. Металлургическая промышленность представлена 7 предприятиями.

Наиболее крупные промышленные предприятия города ООО «Балтийский завод — Судостроение», ПАО Судостроительный завод «Северная верфь», АО «Адмиралтейские верфи», ПАО «Пролетарский завод», ПАО «Светлана», ПАО «Силовые машины, ПАО „Ижорские заводы“, ОАО „Кировский завод“, ПАО „ЗВЕЗДА“, Санкт-Петербургское ОАО „Красный Октябрь“, ОАО „Машиностроительный завод „Арсенал“, АО „ОДК-Климов“, АО „Ленинградское оптико-механическое объединение“.

Значительный вклад в темпы роста машиностроительного комплекса внесло увеличение выпуска легковых автомобилей. Благодаря этому доля петербургского автопрома в структуре всероссийского автомобильного производства превысила 25%.

Положительная динамика наблюдается в обороте организаций. В структуре оборота организаций наибольшую долю занимают организации сферы торговли и промышленности

Потребительский рынок также характеризуется положительной динамикой: увеличение оборота отмечается как в сфере розничной и оптовой торговли, так и в секторе общественного питания. Растет и внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга.

Основу ресурсного потенциала Санкт-Петербурга составляют пресные поверхностные и подземные воды. В районе Сестрорецка эксплуатируются хлоридно-натриевые минеральные воды, в северной части города — железистые минеральные лечебно-столовые воды месторождения «Полюстрово». Имеются месторождения песчано-гравийных материалов, гальки, песков, глин, песчаников, суглинков, торфа. В южной части города расположена зона тепловой аномалии: на глубине 1900–2200 м температура кристаллических пород достигает 70°С.

Природные ресурсы Санкт-Петербурга включают 308 водных объектов, около 200 км водотоков, 24 крупных острова, 38 тыс. га зеленых насаждений, среди них: 13 тыс. га насаждения общего пользования, в том числе 73 парка, около 1 тыс. садов и скверов, более 900 озелененных улиц.

Культура и туризм

Санкт-Петербург – крупнейший центр мировой и российской культуры, известный своими великолепными архитектурными ансамблями, дворцами, музеями. Город является одним из наиболее привлекательных туристических центров мира. Помимо собраний произведений прошлого, представленных в петербургских музеях, в городе действует около 50 художественных галерей и выставочных залов современного искусства. Культурное достояние города неизменно привлекает значительное число туристов.

Всемирную славу Санкт-Петербурга составляют его уникальная архитектура, памятники, музеи и театры – Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Мариинский театр, Филармония, Государственный Университет, а также дворцово-парковые ансамбли Петергофа, Пушкина, Павловска.

ЮНЕСКО внесла в список всемирного наследия Исторический центр Санкт-Петербурга, а также системы ансамблей главного городского пространства Невского проспекта, Литейной части, Адмиралтейской части, Васильевского острова, Петроградской стороны, островов, реку Неву с ее набережными и берегами, дворцово-парковые ансамбли окрестностей города – Пушкина, Павловска, Гатчины, Петродворца, Стрельны, Ломоносова, историческую часть Кронштадта, крепость «Орешек», ансамбль Пулковской обсерватории и многое другое, всего свыше четырех тысяч объектов.

Петербург – это город музеев. Сегодня город может предложить своим гостям посещение около 200 музеев. Это и всемирно известный Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира, где хранятся около трех миллионов экспонатов, и Русский музей, коллекция которого отражает почти тысячелетний период истории русского искусства (с XI века до наших дней). Музею принадлежит одно из лучших собраний икон, картин и единственное по полноте собрание скульптуры русских мастеров.
В городе работает большое количество театров и творческих коллективов, в том числе такие всемирно известные как Мариинский театр, Михайловский театр, Александринский театр, Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова и многие другие. Ежегодно в городе проходит большое количество международных фестивалей искусств, музыкальных и театральных фестивалей, конкурсов, сотни выставок и премьер. Любители камерной музыки могут насладиться лучшими образцами классической музыки, которая звучит в исторических интерьерах петербургских дворцов.