Republic of North Ossetia-Alania

Senators by region

Arsen Fadzayev Arsen Fadzayev
Member of the Federation Council Committee on Agriculture and Food Policy and Environmental Management
Taimuraz Mamsurov Taimuraz Mamsurov
Member of the Federation Council Committee on Defense and Security

Information

Regional flags and emblems

Republic of North Ossetia-Alania Republic of North Ossetia-Alania

PROFILE

Established 7 July 1924 as North Ossetian Autonomous Region

North Ossetian ASSR since 1936

North Ossetian SSR since 1991

Republic of North Ossetia since 1993

Republic of North Ossetia-Alania since 1996

Capital Vladikavkaz

The Republic of North Ossetia-Alania is part of the North Caucasus Federal District

Area 8,000 sq km

Population 687,7 (2021)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Ossetian – 65.07

Russian – 20.82

Ingush – 4.01

Armenian – 2.30

Kumyk – 2.28

Georgian – 1.29

Other – 4.23

 

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 8

City districts – 1

Rural towns – 5

Rural districts – 97

 

Geography and climate

The Republic of North Ossetia-Alania is located on the northern slope of the Greater Caucasus range and on the adjacent lowlands. The mountain ranges cover about 50% of the republic’s territory with the highest point being Mount Kazbek at 5,033 m.

The republic borders on other Russian regions, including the Republic of Ingushetia, the Kabardino-Balkarian Republic, the Chechen Republic, the Stavropol Territory. It also shares a border with Georgia and the Republic of South Ossetia.

The configuration of its terrain is complex and diversified. The largest terrain elements are flatlands of the Pre-Caucasian region in the north and mountain ranges of the Greater Caucasus in the south. Mountain passes are very high (over 4,000 m) and hard to access.

The climate is temperate continental, but it is characterised by a wide diversity of climatic conditions caused by the varying altitudes in the area. January temperatures average –2.5°C; July temperatures average 23.8°C. The winter is mild, in the mountains it is longer and colder than on the flatlands); the summer is long, but not torrid. Tropical cyclones with heavy showers and thunderstorms are also possible. Other regions with similar climatic conditions include Switzerland, Austria and Italy.

The protected areas of the republic include the North Ossetia Nature Reserve, Alaniya National Park, the Tseisky Federal Landscape Reserve, five wildlife sanctuaries and over 200 natural monuments.

The Republic of North Ossetia-Alania is of great strategic importance due to its favourable geographical location. The territory provides a direct entry into the South Caucasus region across the Greater Caucasus mountain range along the Georgian Military Road, the Transcaucasian Highway.

Government

The legislative branch in the Republic of North Ossetia-Alania is represented by the Parliament of the Republic of North Ossetia-Alania, which is the permanent, supreme, representative and only body of state legislative authority in the Republic of North Ossetia-Alania .

The Parliament of the Republic of North Ossetia-Alania consists of 70 deputies running in a single republican electoral district, where winners are identified in proportion to the number of votes cast for lists of deputies nominated by electoral associations.

The current Parliament of the Republic of North Ossetia-Alania was elected in September 2017. Its term expires in September 2022.

The executive branch is the Government of the Republic of North Ossetia-Alania and some other executive authorities.

The Head of the Republic of North Ossetia-Alania is the highest-ranking official in the republic and the head of the republic’s executive branch of government. The Head of the Republic is elected by the Parliament of the Republic of North Ossetia-Alania for five years. The term of office of the current Head of the Republic expires in September 2026.

The Government of the Republic of North Ossetia-Alania is the supreme permanent collective body of executive authority in the republic. The Prime Minister of the republic is appointed by the Head of the Republic of North Ossetia-Alania with the approval of the republic’s Parliament.

Economy and natural resources

The economy of the Republic of North Ossetia-Alania is represented by a well-developed industry and multifunctional agriculture.

The leading role in industrial production belongs to processing (it accounts for over 70% of the total volume of dispatched goods of local production, performed works and provided services), production and distribution of electricity, gas and water (over 20%), as well as mineral extraction.

Manufacturing is represented by non-ferrous metals (Elektrotsinc, Pobedit), pulp-and-paper, forest, wood processing and food industries, machine building, and metal processing (Magnit, Elektrokontaktor). A number of companies in the region specialise in the production of various electrical equipment. Baspik is the Russian monopolist in the sphere of scientific research, development and production of microchannel plates, and one of the world’s leaders in this sphere. Keton is Russia’s only supplier of ultra-thin capacitor foils.

The region’s electricity, gas and water are produced and distributed by hydroelectric power plants (the North-Ossetian branch of RusHydro), thermal power plants and combined heat and power stations. The largest share in power production belongs to Gizeldon, Dzaudzhikausk, Zaramagsk, and Ezminsk hydro power stations. The republic’s electricity output covers all of its power consumption. Over 90% of the towns and rural localities in the republic have natural gas.

Mineral production is based on proved deposits of polymetallic ores, raw materials for cement production, natural construction materials, mineral waters and therapeutic muds. The potential for the republic’s industrial development lies in its rich mineral deposits, notably the deposits of polymetallic ores, which contain lead, zinc, silver, cadmium and bismuth.

There are four explored oil deposits in the republic (Zamankulskoye, North-Malgobekskoye, Kharbizhinskoye and Akhlovskoye) and several potential oil- and gas-bearing provinces (Korinskaya, South-Kharbizhenskaya, Argudanskaya, Kardzhinskaya and Nartovskaya).

The transport infrastructure comprises railways, motorways (including the Caucasus Federal Motorway) and the aviation sector, with Vladikavkaz Airport servicing local and international flights.

Apart from these main industrial complexes, the following industries are also well-developed in the Republic of North Ossetia-Alania: construction materials industry, wood processing, chemical and light industries, as well as textiles and apparel.

Agriculture accounts for over 10% of the regional GDP and is characterised by the dominance of livestock breeding over crop production due to the landscape and climatic conditions, the traditional industry and the specifics of local consumption.

The main directions in the area of agriculture are in crop production – grain production (wheat, barley, oat, corn), industrial crop production (sunflower, rapeseed, soya), vegetable production, horticulture, forage cultures; in livestock breeding – production of beef, lamb meet, poultry, milk and eggs. Programmes for poultry farming, pig breeding, sheep breeding, and fishing have been developed and adopted.

Culture and tourism

The Republic of North Ossetia-Alania is rightfully considered to be the cultural and ethnographic centre of the North Caucasus. The republic is home to the oldest Vakhtangov Russian Drama Theatre in the North Caucasus, opened in 1871, the North Ossetian State Drama Theatre, the State Opera and Ballet Theatre, along with the State Philharmonic Hall. 

The republic’s unique nature and climatic conditions and rich culture and history combine to create great potential for the development of tourism and recreation in the republic.

One of the promising tourism directions is eco-tourism, which is represented by such types of tourist activities as rural tourism, mountain wellness tourism, primary wellness tourism, and local history-oriented tourism.

Primary wellness tourism is well-developed in the region.

There are over 300 balnearies of medicinal and table mineral waters (Lower-Karmadonskoye, Tibskoye, Tamisskoye, Zaramagskoye, Korinskoye, Zamankulskoye, Redantskoye, Razdolnenskoye and Mamisonskoye deposits). The Ossetian mineral waters possess unique properties, chemical and gas composition, and show potential for the development of balneotherapeutic health resorts.

The republic’s richest place in respect of resources and potential is the recreational geographical complex of the Mamison Canyon. Very popular among tourists is the pearl of the Caucasus – the Tsey Canyon. From here you can hike up to the Skazsky Glacier. There is a great ski trail here, an old-growth pine forest, waterfalls, high snowy peaks, glaciers and alpine meadows. The average sunshine hours in Tseya exceed by far the corresponding number in Davos, Switzerland.

One place that will surely leave a lasting impression is the Digor Canyon with its pristine beauty, numerous relics of the past, and its main place of interest – Karaugom Glacier, which is the second largest glacier in the North Caucasus.

The republic has a rich cultural legacy, which is represented in its traditions, material cultural monuments and works of art.

Республика Северная Осетия — Алания

Сенаторы региона

Мамсуров Таймураз Дзамбекович Мамсуров
Таймураз Дзамбекович
Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Фадзаев Арсен Сулейманович Фадзаев
Арсен Сулейманович
Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Власть в регионе

Мачнев
Алексей Васильевич
Председатель Парламента Республики Северная Осетия - Алания
Меняйло
Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия - Алания

События Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Республика Северная Осетия — Алания Республика Северная Осетия — Алания

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – 7 июля 1924 года как Северо-Осетинская АО,
с 1936 года – Северо-Осетинская АССР, с 1991 года – Северо-Осетинская ССР, с 1993 года – Республика Северная Осетия, с 1996 года – Республика Северная Осетия – Алания

Административный центр – г. Владикавказ

Республика Северная Осетия-Алания находится в пределах Северо-Кавказского федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 8,0

Население (тыс. чел.) – 687,7 (2022 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %):

осетины – 65,07

русские – 20,82

ингуши – 4,01

армяне – 2,30

кумыки – 2,28

грузины – 1,29

другие национальности – 4,23

Административно-территориальное устройство (2022 г.):

муниципальные районы – 8

городские округа – 1

городские поселения – 5

сельские поселения – 97

Географическое положение и природно-климатические условия

Республика Северная Осетия – Алания расположена на северном склоне Большого Кавказа и на примыкающих к нему равнинах (доля горной полосы составляет около 50% площади территории республики, высшая точка – гора Казбек, 5033 м).

Республика граничит с субъектами Российской Федерации – Республикой Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республикой, Чеченской Республикой, Ставропольским краем. Государственная граница – с Грузией и Республикой Южная Осетия.

Рельеф территории республики отличается сложностью и разнообразием. Наиболее крупными элементами рельефа являются: на севере – равнины Предкавказья, на юге – хребты Большого Кавказа. Горные перевалы имеют большую высоту (более 4000 м) и труднодоступны.

Климат умеренно континентальный, но с большим разнообразием климатических условий, обусловленных резким перепадом высот над уровнем моря. Средняя температура января – минус 2,5°C, июля – плюс 25°C. Зима мягкая (в горах – более холодная и продолжительная, чем на равнине), лето длительное, но незасушливое (возможно проникновение тропических циклонов с сильными дождями и грозами). Подобные горно-рекреационные показатели имеют Швейцария, Австрия, Италия.

На территории региона расположены особо охраняемые природные территории: Северо-Осетинский государственный природный заповедник, национальный парк «Алания», более 200 памятников природы республиканского значения.

Республика Северная Осетия – Алания имеет важное стратегическое значение за счет выгодного транспортно-географического положения. Через территорию республики имеется прямой выход в Закавказье через Главный Кавказский хребет (Военно-Грузинская автомобильная дорога, Транскавказская автомобильная дорога).

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Республике Северная Осетия – Алания осуществляется Парламентом Республики Северная Осетия – Алания, который является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Северная Осетия – Алания.

Парламент Республики Северная Осетия – Алания состоит из 70 депутатов, которые избираются по единому республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Парламента Республики Северная Осетия – Алания избран в сентябре 2017 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2022 года.

Исполнительную власть в Республике Северная Осетия – Алания осуществляет Правительство Республики Северная Осетия – Алания и иные исполнительные органы государственной власти республики.

Глава Республики Северная Осетия – Алания является высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания. Избирается депутатами Парламента Республики Северная Осетия – Алания сроком на пять лет. Срок окончания полномочий действующего Главы республики – сентябрь 2026 года.

Правительство Республики Северная Осетия – Алания является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти республики. Председатель Правительства Республики Северная Осетия – Алания назначается на должность Главой республики с согласия Парламента Республики Северная Осетия – Алания.

Экономика и природные ресурсы

Экономика Республики Северная Осетия – Алания представлена развитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. Ведущая роль в промышленном производстве принадлежит обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, а также добыче полезных ископаемых.

Обрабатывающие производства представлены цветной металлургией (ПАО «Электроцинк», АО «Победит»), целлюлозно-бумажной, лесной, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью, машиностроением, металлообработкой (АО «Магнит», АО «Электроконтактор»). Ряд республиканских компаний специализируются на выпуске разнообразного электрооборудования. ООО «Баспик» является монополистом в области научных исследований, разработок и изготовления микроканальных пластин в России и одним из признанных мировых лидеров в этой области, а АО «Кетон» – единственным поставщиком сверхтонких конденсаторных плёнок в стране.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды осуществляется на базе энергетического комплекса, представленного гидроэлектростанциями (ПАО «РусГидро» – «Северо-Осетинский филиал»), тепловыми электростанциями и теплоэлектроцентралями. Наибольший удельный вес в совокупной выработке электроэнергии занимают Гизельдонская ГЭС, Дзауджикауская ГЭС, гидроэнергетический комплекс Зарамагских ГЭС, Эзминская ГЭС. Республика полностью обеспечена электроэнергией собственной выработки. Доля газифицированных поселений республики составляет более 90%.

Добыча полезных ископаемых осуществляется на базе разведанных месторождений полиметаллических руд, сырья для цементной промышленности, природных строительных материалов, минеральных вод и лечебных грязей. Условия для развития промышленности в республике обусловлены наличием значительных запасов полезных ископаемых. Практическое значение имеют полиметаллические месторождения, полезными компонентами которых являются свинец, цинк, серебро, кадмий и висмут.

В республике разведаны 4 месторождения нефти (Заманкульское, Северо-Малгобекское, Харбижинское, Ахловское) и выявлены несколько перспективных нефтегазоносных площадей: Коринская, Южно-Харбиженская, Аргуданская, Карджинская, Нартовская.

Транспортная сеть республики представлена железнодорожным, автомобильным и авиационным видами транспорта. По территории республики проходит автомобильная дорога федерального значения «Кавказ». Международные и местные воздушные линии обслуживает аэропорт «Владикавказ».

Кроме основных отраслевых комплексов в Северной Осетии – Алании развиты индустрия строительных материалов, деревообработка, химическая и легкая промышленность, а также текстильное и швейное производство.

Доля агропромышленного комплекса в структуре ВРП региона составляет более 10%. Структура сельского хозяйства республики характеризуется преобладанием животноводства над растениеводством, что обусловлено ландшафтно-климатическими условиями, исторически сложившимися особенностями развития отрасли и потребления ее продукции.

Основными направлениями развития агропромышленного комплекса являются: в растениеводстве – производство зерна (пшеница, ячмень, овес, кукуруза), производство технических культур (подсолнечник, рапс, соя), овощеводство, садоводство, кормоводство; в животноводстве – производство говядины, баранины, мяса птицы, молока и яиц. Разработаны и приняты отраслевые программы развития птицеводства, свиноводства, овцеводства и рыбоводства.

Культура и туризм

Северную Осетию по праву можно считать культурно-этнографическим центром на Северном Кавказе. В республике находятся старейший на Северном Кавказе Русский драматический театр им. Е. Вахтангова, открытый в 1871 году, Северо-Осетинский государственный драматический театр, Государственный театр оперы и балета, Государственная филармония.

Уникальность природно-климатических условий и богатые культурно-исторические традиции являются предпосылками для развития туристско-рекреационного кластера в республике.

Одним из перспективных направлений развития туристической отрасли республики является экологический туризм, который представлен такими перспективными формами туристической деятельности, как агротуризм, горно-рекреационный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, историко-краеведческий туризм.

Активно в республике развивается лечебно-оздоровительный туризм.

В республике насчитывается свыше 300 источников – лечебных и столовых минеральных (Нижнее-Кармадонское, Тибское, Тамисское, Зарамагское, Коринское, Заманкульское, Редантское, Раздольненское, Мамисонское месторождения). Минеральные воды Осетии обладают уникальными свойствами, химическим и газовым составом, создают хорошие условия для развития бальнеологических услуг.

Наибольшими ресурсными предпосылками и перспективой развития на территории Северной Осетии обладает рекреационный природно-территориальный комплекс Мамисонского ущелья. Особый интерес у туристов вызывает жемчужина Кавказа – Цейское ущелье. Отсюда можно подняться на великолепный Сказский ледник. Здесь отличная трасса для горнолыжников, имеются реликтовый сосновый лес, водопады, могучие снежные вершины, ледники и альпийские луга. Среднегодовое количество солнечных часов в Цее значительно больше, чем в швейцарском Давосе.

Неизгладимое впечатление своей первозданной красотой производит Дигорское ущелье с его многочисленными памятниками старины и главной достопримечательностью – Караугомским ледником, являющимся вторым по величине на Северном Кавказе.

Республика обладает обширным культурным наследием, отраженным в традициях, материальных памятниках культуры и искусства.