Penza Region

Senators by region

Nikolai Kondratyuk Nikolai Kondratyuk
Member of the Federation Council Committee on Defense and Security
Yulia Lazutkina Yulia Lazutkina
Member of the Federation Council Committee on Federal Structure, Regional Policy, Local Government and Northern Affairs

Information

Regional flags and emblems

Penza Region Penza Region

PROFILE

Established 4 February 1939

Capital Penza

The Penza Region is part of the Volga Federal District

Area 43,400 sq km

Population 1,272,700 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 86.8

Tatar – 6.44

Mordva – 4.07

Other – 2.69

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 27

City districts – 3

Rural towns – 24

Rural districts – 264

Geography and climate

The region is located on the western slopes of the Volga Uplands (alt. up to 331 m) in the Middle Volga area; the westernmost part is located in the Oka-Don Lowlands (150–180 m).

The Penza Region stretches 330 km from east to west and 204 km from north to south at its widest points.

It borders on the Republic of Mordovia and the Ulyanovsk, Saratov, Tambov and Ryazan regions.

There are about 330 rivers and several lakes on the floodplains. The area of the Sura Reservoir is 110 sq km and its water volume is 560 mln cu m. The main rivers are the Sura (335 km), the Khopyor (191 km) and the Moksha.

The climate is temperate continental with January temperatures averaging –8.9°C and July temperatures averaging 19.1°C. Average precipitation in January is 34 mm; average precipitation in July is 73 mm. The frost free period is from 125 days in the north to 139 days in the south.

Vegetation: deciduous and pine forests (oak, ash, lime, maple, mountain elm, birch, asp, rowan tree, bird cherry and willow) turning into meadow steppe.

Soils: bleached degraded black soils, pale-grey and grey wood soils, meadow-black soils and alluvial soils.

Privolzhsky Les Nature Reserve is located on the watershed between the Volga and the Don. It was established in 1924 to protect northern steppes and timberland.

The area of the reserve is 8,373 ha. The land around it is a buffer zone where economic activity is restricted.

Government

The legislative branch is represented by the Legislative Assembly of the Penza Region, which is the permanent, supreme and only body of legislative authority in the region.

The Legislative Assembly of the Penza Region has 36 deputies elected for five years, with 18 of them running in single-mandate constituencies and the other 18 in the single electoral district, where winners are identified in proportion to the number of votes cast for lists of deputies nominated by electoral associations.

The current Legislative Assembly was elected in September 2017. Its term expires in September 2022.

The executive branch is the Government of the Penza Region headed by a Governor; there are also other executive authorities.

The Governor of the Penza Region is the region’s highest-ranking official, elected for five years by Russian citizens who permanently reside in the region.

The term of the current incumbent expires in September 2026.

The Government of the Penza Region is the top permanent executive authority and a collective body heading the system of state authorities in the region.

Economy and natural resources

Industrial production is the leading economic sector in the Penza Region. It includes about 250 large and medium-sized industrial enterprises. Industrial production accounts for 25% of the regional GDP.

Historically, the Penza Region’s specialization has been manufacturing a wide range of machinery and equipment for the power industry, transport, and the oil and gas industry.

Currently, there is brisk growth in machine and tool manufacturing, food products, and timber and pulp production.

The bulk of industrial production consists of food production at about 38%, followed by computers and electronic and optical equipment at about 14%; machinery and equipment not otherwise classified – about 9%; paper and paper products – about 6%; finished metal products – about 6%; electric, electronic and optical equipment – about 4%; and other non-metal mineral products – about 5%.

In the tool engineering and defence industries 17 plants specialize in developing and manufacturing items for the nuclear power industry, radio and communications equipment, automated management systems and their elements.

The machine-building industry includes over 60 large and medium-sized companies. Among the most important machinery items produced are chemical equipment and industrial isolation valves, diesel engines and diesel generators, compressors, turbo compressors and pumps, auto parts, tank trucks and special purpose vehicles, information measuring systems, automation aids and safety controls for technical processes in railroad transport and the nuclear power industry, agricultural equipment and farm machinery. The largest plants in the industry are the M.V. Protsenko “Start” Industrial Group, Penzadieselmash, Radiozavod, Research Institute for Physical Measurements, Rubin, Zavod GRAZ, the Serdobsky Machine-Building Plant and others.

Successfully growing industries in the Penza Region include pulp and paper production, wood processing and woodware production. Among the most important items produced are wallpaper, base paper for furnishing print, base paper for making decorative film, base paper for paper laminate, cardboard, school exercise books, corrugated packaging, plywood, furniture, and particle board.

The company Biosintez makes medications and medicinal materials. It produces and ships over 200 medications for various purposes not only to Russia but to the CIS countries and abroad.

The food industry makes confections, dairy products, cheese, sausages, semi-finished meat products, poultry, sugar, bread and cereals, soft and alcoholic drinks, beer and other.

The consumer goods industry produces nonwoven fabric, cloths for various industries, clothes for children and adults, knitwear, shoes and safety footwear, leather accessories (bags, suitcases) and more.

The main construction materials produced by the region’s enterprises include cement, sand-lime bricks, porous concrete, steam-cured gas-concrete blocks, reinforced concrete products and structures, dry building mixes, glass and crystalware, and more.

Natural resources in the Penza Region include construction minerals and also small oil reserves in the town of Kuznetsk and the Kameshkirsky District.

Agriculture is based on grain crops and livestock. Most of the Penza Region is tilled soil: 85 percent of the land is arable. The climatic conditions are favourable for growing vegetables, beets, sunflowers, onions and potatoes. The region has potential to expand food production to supply large cities in the Volga and Central Federal districts, but due to inefficient marketing and processing systems, farms in the region are mostly limited to selling to local consumers so far.

Culture and tourism

History lovers should not miss Tarkhany, the house – now a museum – where the great Russian poet Mikhail Lermontov spent half of his life and where his remains are now. The estate has a number of features typical of the early 19th century, including the manor house, church, park, ponds and the Arseniyev-Lermontov family cemetery. Some of the great poet’s personal belongings are also on display. The museum regularly holds themed tours, literary evenings and folk festivals.

The town of Belinsky, named for the well-known literary critic, is also worth visiting. Its stock of late 18th century houses has partially survived. The Belinsky family wooden house, which is now a museum, boasts an extensive collection of the great critic’s life and work.

For those interested in traditional crafts, there is the impressive museum of crystalware and artistic glassware in Nikolsk. The museum displays works by well-known artisans, including items made with Venetian fibre by the prominent artisan Vertuzayev, samples of glassware from Bohemia and the Czech Republic, and the best examples of local glasswork.

The Zolotaryovka Settlement Museum is a collection of archaeological sites that are used to shed light on the history of the construction of the ancient fortress and its fortifications, people’s everyday lives, their trades and crafts, weapons and armour.

The Zolotaryovka Settlement is a unique landmark of medieval history. This former settlement near the upper reaches of the Sura River is the site of a battle between defenders of the fortress and Tatar-Mongol troops.

Privolzhsky Les Nature Reserve has an ecosystem unmatched in the world, its soils are recognised as the gold standard of meadow soils, and its plant life includes many rare and vanishing species. Its total area is 8,374 ha of zonal meadow steppe but the reserve’s grounds are clustered, with the different sections located rather far from each other.

The Penza Region offers excellent hunting opportunities, with four million hectares of hunting land.

Пензенская область

Сенаторы региона

Кондратюк Николай Федорович Кондратюк
Николай Федорович
Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Лазуткина Юлия Викторовна Лазуткина
Юлия Викторовна
Член Комитета Совета Федерации по социальной политике

Власть в регионе

Мельниченко
Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
Супиков
Вадим Николаевич
Председатель Законодательного Собрания Пензенской области

События Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Пензенская область Пензенская область

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – 4 февраля 1939 года

Административный центр – г. Пенза

Пензенская область находится в пределах Приволжского федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 43,4

Население (тыс. чел.) – 1272,7 (2022 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %):

русские – 86,8

татары – 6,44

мордва – 4,07

другие национальности – 2,69

Административно-территориальное устройство (2022 г.):

муниципальные районы – 27

городские округа – 3

городские поселения – 24

сельские поселения – 264

Географическое положение и природно-климатические условия

Область расположена в Среднем Поволжье на западных склонах Приволжской возвышенности (высота до 331 м), крайняя западная часть – на Окско-Донской равнине (150–180 м).

Протяженность территории с запада на восток составляет 330 км, с севера на юг – 204 км.

Граничит с Республикой Мордовия, Ульяновской, Саратовской, Тамбовской, Рязанской областями.

В области около 330 рек. Имеются озёра в поймах рек. Площадь Сурского водохранилища – 110 кв. км, объем воды – 560 млн кв. м. Главные реки – Сура (335 км), Хопер (191 км), Мокша.

Климат умеренно континентальный. Средняя температура января – минус 8,9°C, июля – плюс 19,1°C. Среднее количество осадков в январе – 34 мм, в июле – 73 мм. Безморозный период – от 125 суток на севере до 139 суток на юге.

Растительность: широколиственные и сосновые леса (дуб, ясень, липа, клён, ильм горный, берёза, осина, рябина обыкновенная, черёмуха обыкновенная, ива), переходящие в луговые степи.

Почвы: выщелоченные оподзоленные чернозёмы, светло-серые и серые лесные, лугово-черноземные и аллювиальные.

В водоразделе между Волгой и Доном располагается природный заповедник «Приволжская лесостепь», который был создан в 1924 году для сохранения северных степей и лесистых участков. Территория заповедника – 8373 гектара. Земля вокруг него относится к буферной зоне, в которой ограничено ее хозяйственное использование.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Пензенской области осуществляется Законодательным Собранием Пензенской области, которое является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

Законодательное Собрание Пензенской области состоит из 36 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 18 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 18 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Законодательного Собрания Пензенской области избран в сентябре 2022 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2027 года.

Исполнительную власть в Пензенской области осуществляют возглавляемое Губернатором Пензенской области Правительство и иные исполнительные органы государственной власти области.

Губернатор Пензенской области является высшим должностным лицом области, избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, на срок пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора – сентябрь 2026 года.

Правительство Пензенской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, а также коллегиальным органом, возглавляющим систему органов государственной власти области.

Экономика и природные ресурсы

Промышленное производство является ведущим видом экономической деятельности Пензенской области. Промышленный комплекс включает в себя около 250 крупных и средних промышленных предприятий. На долю промышленности приходится четверть валового регионального продукта.

Исторически Пензенская область имеет промышленную специализацию в производстве широкого спектра оборудования для энергетики, транспорта, нефтегазовой промышленности, машиностроения.

В настоящее время в регионе наблюдается активное развитие приборостроения и машиностроения, пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности.

В структуре промышленного производства наибольший удельный вес составляют: производство пищевых продуктов – около 38%; производство компьютеров, электронных и оптических изделий – около 14%; производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, – около 9%; производство бумаги и бумажных изделий – около 6%; производство готовых металлических изделий – около 6%; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – около 4%; производство прочих неметаллических минеральных продуктов – около 5%.

17 предприятий приборостроения и оборонно-промышленного комплекса области специализируются на разработке и производстве изделий для атомной энергетики, радиоэлектроники, средств связи, автоматизированных систем управления и их элементов.

Машиностроительный комплекс представляют более 60 крупных и средних предприятий машиностроения. Важнейшими видами машиностроительной продукции являются: химическое оборудование и промышленная запорная арматура, дизели и дизель-генераторы, компрессоры, турбокомпрессоры и насосы, автокомпоненты, бензовозы и спецавтомобили, информационно-измерительные системы, средства автоматизации и обеспечения безопасности техпроцессов, применяемых на железнодорожном транспорте и в атомной энергетике, сельскохозяйственная техника и оборудование для фермерских хозяйств и др. К крупнейшим предприятиям отрасли относятся: АО ФНПЦ «ПО „Старт им. М.В. Проценко“, АО „Пензадизельмаш“, АО „Радиозавод“, АО „НИИФИ“, АО „НПП „Рубин“, АО „Завод ГРАЗ“, АО „Сердобский машиностроительный завод“ и др.

В Пензенской области успешно развиваются предприятия по целлюлозно-бумажному производству, обработке древесины и производству изделий из дерева. Важнейшие виды продукции: обои, бумага-основа для декоративной печати, фоновая бумага для производства декоративной плёнки, бумага-основа для бумажно-слоистого пластика; картон, тетради школьные, гофроупаковка, фанера клееная, мебель, древесностружечные плиты и др.

Производство лекарственных средств и материалов в Пензенской области представлено предприятием ПАО «Биосинтез», которое выпускает и поставляет более 200 препаратов различного сегмента не только в Россию, страны СНГ, но и в дальнее зарубежье.

Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности производятся кондитерские изделия, молоко и кисломолочная продукция, сыры, колбасы, мясные полуфабрикаты, мясо птицы, сахар, хлебопродукты, алкогольная и безалкогольная продукция, пиво и др.

Предприятия легкой промышленности производят нетканые материалы, сукна для различных отраслей промышленности, верхнюю одежду для детей и взрослых, трикотажные изделия, обувь и спецобувь, кожгалантерейные изделия (сумки, чемоданы) и др.

Предприятия по изготовлению строительных материалов реализуют цемент, силикатный кирпич, ячеистый бетон, автоклавные газобетонные блоки, железобетонные изделия и конструкции, сухие строительные смеси, изделия из стекла и хрусталя и др.

Из полезных ископаемых в Пензенской области добываются материалы строительные нерудные. Имеются незначительные запасы нефти, добываемые в г. Кузнецке и Камешкирском районе.

Главные направления сельскохозяйственного производства – зерновое и животноводческое. Территория региона сильно распахана, пашня занимает 85% сельскохозяйственных угодий. Агроклиматические условия благоприятствуют выращиванию овощей, сахарной свёклы, подсолнечника, лука, картофеля. Область имеет потенциал для развития производства продовольствия для его поставки крупным городам Поволжья и Центрального района России, однако из‑за неразвитости систем сбыта и перерабатывающей отрасли хозяйства пока здесь ориентируются на обеспечение местных потребностей.

Культура и туризм

Любителям истории обязательно стоит посетить Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», где прошла половина жизни великого русского поэта и ныне покоится его прах. В усадьбе можно посетить комплекс мемориальных памятников начала XIX века (барский дом, усадебная церковь, заповедный парк, пруды, фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых), увидеть предметы, принадлежавшие великому поэту. В музее постоянно проводятся театрализованные экскурсии, литературные вечера, фольклорные праздники.

В области стоит посетить город, названный в честь известного критика Белинского. В городе отчасти сохранилась застройка конца XVIII века, а в центре деревянный дом Белинских, где основан музей, содержащий богатую коллекцию материалов о жизни и творчестве великого литературного критика.

Любителей народных промыслов привлечет уникальный музей хрусталя и художественного стекла в г. Никольске. В музее вы увидите работы известных мастеров, в том числе изделия с венецианской нитью работы известного мастера Вертузаева, образцы стекольного искусства из Богемии и Чехии, а также современные изделия местного стекольного завода.

Музей Золотаревского городища представляет археологическую коллекцию, историю строительства древней крепости и ее укреплений, быт горожан, их ремёсла и промыслы, вооружение и доспехи. Золотаревское городище – уникальный памятник средневековой истории: это бывшее поселение в верховьях Суры, место битвы между защитниками крепости и войском монголо-татар.

Любителей природы привлечет заповедник «Приволжская лесостепь», чьи экосистемы не имеют аналогов в мире, почвы признаны эталоном луговых почв, флора включает множество редких и исчезающих видов. Его территория – 8374 гектара зональных луговых степей, но территория заповедника – кластерная, его участки расположены довольно далеко друг от друга.

Охотничьи угодья области занимают площадь около 4 млн гектаров.