Orenburg Region

Senators by region

Andrei Shevchenko Andrei Shevchenko
First Deputy Chair of the Federation Council Committee on Federal Structure, Regional Policy, Local Government and Northern Affairs
Yelena Afanaseva Yelena Afanaseva
Member of the Federation Council Committee on Foreign Affairs

Information

Regional flags and emblems

Orenburg Region Orenburg Region

PROFILE

Established 7 December 1934

Capital Orenburg

The Orenburg Region is part of the Volga Federal District

Area 123,700 sq km

Population 1,977,700 (2018)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 75.88

Tatar – 7.56

Kazakh – 6.01

Ukrainian – 2.48

Bashkir – 2.33

Mordovian – 1.93

Other – 3.81

Administrative divisions (2018)

Municipal districts – 29

Municipalities – 13

Rural districts – 447

Geography and climate

The Orenburg Region is located at the foothill of the Southern Urals. The Obshchy Syrt slopping ridge is in the west and the Guberlinskye Mountains are in the central part (up to 667 m high).

The region borders on the republics of Bashkortostan and Tatarstan, the Chelyabinsk, Saratov and Samara regions. It also has a state border with Kazakhstan.

There are 623 waterways in the region, more than 312 ponds and water reservoirs, including its largest artificial reservoir, Iriklinsky. There are several karst lakes, including three major ones, Koskol, Oktyabrskoye and Kopa. There are terminal lakes (Shalkar-Yega-Kara, Zhetykol and Aike) in the southeast. The major rivers are the Ural with its tributaries (Sakmara, Oryo and Ilek).

The local climate is continental. January is the coldest month (average temperature around −13.1°С) while July is the warmest month (average temperature up to +20.7°С).

The region has two nature reserves (Shaitan-tau and Orenburgsky) and a national park (Buzuluksky Bor).

Government

The legislative branch is represented by the regional Legislative Assembly, which is the permanent, supreme and only body of legislative authority in the region.

The Legislative Assembly has 47 deputies elected for five years, with 23 of them running in single-mandate constituencies and the other 24 in the regional electoral district, where winners are identified in proportion to the number of votes cast for lists of candidates nominated by electoral associations. The current Legislative Assembly was elected in September 2016. Its term expires in September 2021.

The executive branch is the Government of the Orenburg Region headed by the Governor.

The Governor of the Orenburg Region is the region’s highest-ranking official elected for five years. The term of office of the current incumbent expires in September 2024.

The Government of the Orenburg Region is the top permanent executive authority and a collective body heading the system of state authorities in the region. Chairman of the Orenburg Government is the region’s Governor.

Economy and natural resources

Located at the junction point between Europe and Asia, the Orenburg Region brings together the eastern and western regions, connecting the Urals with the Volga Region and Central Russia.

The region is a developed industrial and agricultural area.

The share of industrial production in the regional GDP is over 52%.

Fuel and energy production and metal industry, as well as machine engineering, chemical, consumer goods, petrochemical industries and food production carry the largest weight in the region’s industrial composition.

The region has around 2,500 developed deposits of over 75 types of mineral resources. The western part of the area has deposits of oil, natural gas, asphaltite, lignite, oil shale, rock salt, potassium and magnesium salts, rock phosphate, chalk, plaster, mortar sand, sand and gravel aggregates and brick clay. The eastern part is reach in nonferrous and ferrous metal ores, hardrock and placer gold, asbestos, cladding and building stones, high-quality limestones, dolomites, quartzite, mineral paints, clay and cements.

The region’s major companies include Rosneft (Orenburgneft), Gazprom (Gazprom Dobycha Orenburg), Metalloinvest (Uralskaya Stal), Ural Mining and Metallurgical Company (Gaisky Mining and Processing Integrated Works, Mednogorsky Copper and Sulphur Integrated Works, Orenburgsky Radiator), United Company Rusal (Southern Ural Cryolite Plants).

Production and distribution of electricity, water and gas is dealt by the energy grid comprising the Iriklinskaya Thermal Power Station, thermal power stations and combined heat and power stations. Over 95% of the region has access to the gas distribution system.

The agricultural industry accounts for around 9% of the regional GDP. The main directions of development include grain production (spring and winter wheat, barley), grain legumes (peas, grain maize, oats), industrial crops (sugar beets, sunflowers), potatoes, vegetables (tomatoes, courgettes), melons and gourds as well as cattle, pig, sheep breeding and poultry farming.

The region’s transit system plays an important role in the international Eurasian transportation system. The Orenburg Region is one of the anchor points in the construction project of the Western China to Europe transport corridor, the shortest route from China to Europe. The new route will cross the Orenburg Region from north to south and follow the existing motorways that connect Kazan, Orenburg and Aktobe. The Orenburg section of the Western China to Europe road will be around 200 km long.

Major railway lines also run through the region, one connecting Moscow, Orenburg, Tashkent and the other connecting Orenburg, Orsk, Chelyabinsk and Yekaterinburg.

Culture and tourism

The Orenburg Region is historically a multi-ethnic and multifaith area with more than 100 ethnicities comfortably living side by side. In Orenburg’s Traditional Village, local residents and tourists can learn about the history, culture and lifestyle of numerous ethnicities.

The region has a large historical and cultural potential. There are a great number of libraries and museums. The Orenburg Region is unique for the number of historical monuments, cultural, archaeological sites and for it architecture. Over 1,500 archaeological sites have been discovered in the region, including single and multiple burial mounds and ancient settlements. Numerous remains of Jurassic-era sea invertebrate creatures have been found in the Mount Zmeinaya sandstones near the village of Mikhailovka. The section of Late Jurassic stratums can be seen on the mountain cliff. Kargalinsky copper mines, traces of the Sauromates-Sarmatian culture account for only a small part of the region’s huge historical legacy.

The Orenburg Region hosts traditional annual international festivals, including the Vostok-Zapad Film Festival, the Gostiny Dvor Drama Festival, the Arbuznik Sol-Iletsk Festival, the Europe−Asia Jazz Festival, the Mstislav Rostropovich Steppe Palmyra Symphony Classical Music Festival, the Matsuyev Seasons and the Orenburg Shawl Folk Arts Festival.

The region is known for its unique variety of landscapes and natural landmarks, a combination of mountainous and flat areas, therapeutic muds and healthy climate. In addition to nature, the region boasts cultural and religious sites, which makes it an attractive tourist destination.

The Orenburg Region is a source and centre of unique balneological and climate-based treatments, thanks to the steppe climate, landscape, steppe vegetation and mineral sources, therapeutical muds and salty lakes.

Famous Sol-Iletsk resort is also located in the Orenburg Region. The resort’s mineral water lakes and bottom muds have special medicinal qualities similar to those of the Dead Sea.

Оренбургская область

Сенаторы региона

Афанасьева Елена Владимировна Афанасьева
Елена Владимировна
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
Шевченко Андрей Анатольевич Шевченко
Андрей Анатольевич
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Власть в регионе

Грачев
Сергей Иванович
Председатель Законодательного Собрания Оренбургской области
Паслер
Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области

Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Оренбургская область Оренбургская область

Дата образования – 7 декабря 1934 года

Административный центр – г. Оренбург

Оренбургская область находится в пределах Приволжского федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 123,7

Население (тыс. чел.) – 1963,0 (2019 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %):

русские – 75,88

татары – 7,56

казахи – 6,01

украинцы – 2,48

башкиры – 2,33

мордва – 1,93

другие национальности – 3,81

Административно-территориальное устройство (2019 г.):

муниципальные районы – 29

городские округа – 13

сельские поселения – 447

Географическое положение и природно-климатические условия

Оренбургская область расположена в предгорьях Южного Урала. На западе области находятся увалы Общего Сырта, в центральной части – гряды Губерлинских гор (высота до 667 м.).

Область граничит с Республиками Башкортостан, Татарстан; Челябинской, Саратовской, Самарской, областями. Государственная граница с Казахстаном.

В области 623 водотока, более 312 прудов и водохранилища, самый крупный искусственный водоем – Ириклинский. Имеются озёра карстового происхождения, наиболее крупные из них – Косколь, Октябрьское, озеро Копа. На юго-востоке – бессточные озера Шалкар-Ега-Кара, Жетыколь, Айке. Главные реки: Урал с притоками (Сакмара, Орью, Илек).

Климат континентальный. Средняя температура января – минус 12,0°C, июля – плюс 21,6°C.

На территории области расположен государственный природный заповедник «Шайтан-тау», государственный заповедник «Оренбургский» и национальный парк «Бузулукский бор».

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Оренбургской области осуществляется Законодательным Собранием области, которое является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти области.

Избирается на 5 лет. Состоит из 47 депутатов, из которых 23 избираются по одномандатным избирательным округам, 24 – по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Действующий состав Законодательного Собрания избран в сентябре 2016 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2021 года.

Исполнительную власть в Оренбургской области осуществляет возглавляемое губернатором области правительство.

Губернатор Оренбургской области является высшим должностным лицом области, срок полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора – сентябрь 2024 года.

Правительство Оренбургской области является высшим исполнительным, постоянно действующим коллегиальным органом государственной власти области. Председателем правительства Оренбургской области является губернатор области.

Экономика и природные ресурсы

Оренбургская область, располагаясь на стыке Европы и Азии, объединяет регионы востока и запада, Урал с Поволжьем и Центральной Россией.

Область является развитым индустриально-аграрным регионом.

Доля промышленности в структуре валового регионального продукта области более 52%.

Наибольший вес в отраслевой структуре промышленного производства области имеют топливно-энергетический и металлургический комплексы, машиностроение, химическая, легкая, нефтехимическая и пищевая промышленность.

На территории области разведаны около 2500 месторождений более 75 видов полезных ископаемых. В западной части области сосредоточены запасы нефти, природного газа, асфальтитов, бурых углей, горючих сланцев, каменных и калийно-магнезиальных солей, фосфоритов, мела, гипса, строительных песков и песчано-гравийных смесей, кирпичных глин. В восточной части – руды цветных и черных металлов, рудное и россыпное золото, асбест, облицовочные и строительные камни, высококачественные известняки, доломиты, кварциты, минеральные краски, глины, цементное сырье.

К наиболее крупным предприятиям области относятся: ПАО «НК Роснефть» (ПАО «Оренбургнефть»), ПАО «Газпром» (ООО «Газпром добыча Оренбург»), УК «Металлоинвест» (АО «Уральская сталь»), «УГМК-Холдинг» (ПАО «Гайский горно-обогатительный комбинат», ООО «Медногорский медно-серный комбинат», ООО «Оренбургский радиатор»), ОК «Русал» (ОАО «Южно-Уральский криолитовый завод»).

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды осуществляется на базе энергетического комплекса, представленного Ириклинской ГРЭС, тепловыми электростанциями и теплоэлектроцентралями. Уровень газификации области составляет более 95%.

Доля агропромышленного комплекса в структуре валового регионального продукта области около 9%. Основными направлениями развития являются производство зерна (яровая и озимая пшеница, ячмень), зернобобовых (горох, кукуруза на зерно, овес), технических культур (сахарная свекла, подсолнечник), картофеля, овощей (томаты, кабачки), бахчевых культур, а также разведение крупного рогатого скота, свиноводство, овцеводство и птицеводство.

Транспортная сеть области, играет важную роль в системе международных евроазиатских транспортных маршрутов. Оренбуржье – одна из опорных точек в строительстве транспортного коридора «Западный Китай – Европа» – самого короткого пути из Китая в Европу. Новая трасса пересечет Оренбургскую область с севера на юг и пройдет по маршрутам уже существующих автодорог, соединяющих Казань, Оренбург и Актобе. Протяженность оренбургского участка дороги «Западный Китай – Европа» около 200 километров.

По территории региона проходят железнодорожные магистрали: Москва ‒ Оренбург ‒ Ташкент, Оренбург ‒ Орск ‒ Челябинск ‒ Екатеринбург.

Культура и туризм

Оренбуржье — исторически сложившийся многонациональный, многоконфессиональный регион, где комфортно проживают более 100 национальностей. В городе Оренбурге создан культурный комплекс «Национальная деревня», где жители и гости имеют возможность ознакомиться с историей, культурой и бытом многочисленных этносов.

Историко-культурный потенциал области весьма многообразен. На территории области успешно функционирует большое количество библиотек, музеев. По количеству памятников истории, культуры, археологии, архитектуры Оренбуржье уникально. В области выявлено более 1,5 тысячи археологических объектов: одиночных курганов, курганных могильников и поселений. В песчаниках Змеиной горы у села Михайловка обнаружено множество останков морских беспозвоночных юрского периода. На обрыве виден срез отложений верхне-юрского периода. Каргалинские медные рудники, следы сарматско-савроматской культуры — это только малая часть огромного исторического наследия региона.

В Оренбуржье проходят традиционные ежегодные международные фестивали: кинофестиваль «Восток-Запад», фестиваль театрального искусства «Гостиный двор», Соль-Илецкий фестиваль «Арбузник», джаз-фестиваль «Европа-Азия», фестиваль классической музыки «Симфония степной Пальмиры» имени М. Ростроповича, «Мацуевские сезоны», фестиваль народного искусства «Оренбургский пуховый платок».

Главная особенность области – это неповторимое разнообразие ландшафтов и природных достопримечательностей, сочетание горных и равнинных местностей, наличие грязелечебных и природно-климатических ресурсов для оздоровления. Природные ресурсы области, в свою очередь, дополнены культурными или религиозными артефактами, что делает более привлекательным туризм на территории Оренбургской области.

Оренбургская область является источником и центром сосредоточения уникальных бальнеологических и климатооздоровительных ресурсов. Связано это с качествами степного климата, ландшафта, свойствами степной растительности и расположением в данной местности уникальных минеральных источников, природными накоплениями лечебных грязей и солёных озёр.

В Оренбургской области расположен знаменитый курорт Соль-Илецк. Озера курорта с минеральной водой и донными грязями обладают особыми целительными свойствами и сопоставимы с Мёртвым морем.