Nizhny Novgorod Region

Senators by region

Alexander Vainberg Alexander Vainberg
Member of the Federation Council Committee on Constitutional Legislation and State Building
Vladimir Lebedev Vladimir Lebedev
Deputy Chair of the Federation Council Committee on Agriculture and Food Policy and Environmental Management

Information

Regional flags and emblems

Nizhny Novgorod Region Nizhny Novgorod Region

Profile

Established 14 January 1929

Capital Nizhny Novgorod

The Nizhny Novgorod Region is part of the Volga Federal District

Area 76,600 sq km

Population 3,141,000 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 95.15

Tatar – 1.35

Other – 3.50

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 26

Municipalities – 11

City districts – 15

Rural towns – 34

Rural districts – 192

Geography and climate

The Nizhny Novgorod Region is located in the center of European Russia, in the middle reaches of the Volga, which crosses the region from east to west dividing it into two parts: the lowland and forested Left Bank and the upland forest steppe Right Bank, which is the continuation of the Volga Upland.

The region borders on the republics of Mari El, Mordovia and Chuvashia, as well as the Ryazan, Vladimir, Ivanovo, Kostroma and Kirov regions.

There are over 9,000 rivers and streams in the region, as well as 2,700 lakes, ponds and reservoirs. The largest reservoirs include Gorky (area 320 sq km) and Cheboksary (area 790 sq km).

The Volga with its tributaries the Oka, Kudma, Sura, Uzola, Kerzhenets and Vetluga is the biggest river in the region.

The region has temperate continental climate. January temperatures average –11.4°С and July temperatures average 18.2°С.

The region has the Kerzhenets State Nature Reserve, regional state nature sanctuaries and a federal natural landmark, Lake Svetloyar.

Government

The legislative branch is represented by the Legislative Assembly of the Nizhny Novgorod Region, which is the permanent, supreme and only body of legislative authority in the region.

The Legislative Assembly of the Nizhny Novgorod Region has 50 deputies, elected for five years, with 25 of them running in single-mandate constituencies and the other 25 in the single electoral district, where winners are identified in proportion to the number of votes cast for lists of candidates nominated by electoral associations.

The current Legislative Assembly was elected in September 2021. Its term expires in September 2026.

The executive branch is the Government of the Nizhny Novgorod Region, the state ministries and agencies in the region.

The Governor of the Nizhny Novgorod Region is the region’s highest-ranking official and head of the regional Government, elected for five years by Russian citizens who permanently reside in the region.The term of the current incumbent expires in September 2023.

The Government of the Nizhny Novgorod Region is the top permanent executive authority.

Economy and natural resources

The Nizhny Novgorod Region is one of the most economically developed regions in Russia.

Industry, which accounts for one third of the regional GDP, is the base of the region’s economy.

The automotive, metals, chemical and nuclear industries, pulp and paper production as well as aviation, shipbuilding, electronics and other manufacturing sectors are the key industries in the region. ”Automobile plant ‘GAZ’, Lukoil-Nizhegorodnefteorgsintez, Vyksa Steel Works, RusVinyl , Pavlovo Bus Plant, Atomstroyserviсе are the largest companies.

The region has unique research potential and world-famous research schools in radio physics, electronics, nuclear and laser physics, chemistry, microbiology, cardiology, traumatology and orthopaedics.

Mineral resources include molding and glass sand; high-melting, fire and light clay; gypsum rock, anhydrite, carbonate rock, raw clay, peat, sapropel, underground sweet and mineral waters and therapeutic muds.

Agriculture accounts for about 5% of the regional GDP. The region grows rye, barley, oat, grain, buckwheat, sugar beet, flax, onions and potatoes. Dairy and beef cattle breeding as well as pork and poultry farming are also well developed.

The region’s electricity, gas and water are produced and distributed by thermal power stations and hydroelectric power stations.

Nizhny Novgorod is a major transport hub. It is located at the intersection of the north-south and east-west transport corridors and is part of the second pan-European corridor Berlin-Minsk-Warsaw-Moscow-Nizhny Novgorod-Yekaterinburg. Quality water, railway and road infrastructure provides reliable connections with raw material bases and districts that import the region’s products as well as with large cultural centers.

Culture and tourism

The huge historical and cultural heritage of the Nizhny Novgorod Region is represented by over 3,000 historical, cultural and architectural landmarks, including 400 of federal significance, such as ancient fortress cities Nizhny Novgorod (1221), which is included in the UNESCO list of the 100 cities with the most historical and cultural value; Gorodets (1152) and Arzamas (1552). Other unique cultural, historical and spiritual sites include the Nizhny Novgorod Kremlin (16th century), Monastery of Macarius of the Yellow Water Lake (17th century) and St Trinity’s Diveyevo Convent (19th century). The Nizhny Novgorod Region is one of the top 10 Russian historical areas and also a leader in artisanal crafts.

Nizhny Novgorod is a city that combines magnificent nature, industrial power and rich history and culture. The city’s historical and cultural potential includes 900 landmarks. The historical centre of the city, which is located in its elevated part, has a large number of preserved civil buildings of the 18th – early XXth centuries, including numerous wooden houses.

There are Maxim Gorky Museum-House; Dobrolyubov Muzeum, the only museum devoted to Nikolai Dobrolyubov in Russia, Pushkin Museum and Sakharov House- Museum in Nizhny Novgorod. The city is famous for its arts: the collection of the Nizhny Novgorod Art Museum is one of the best ones in the Volga Region. There also are the Local Historical Museum, Museum of Artisan Crafts and the Museum of Wooden Architecture as well as GAZ museum telling the story of its Soviet past and the present.

The Nizhny Novgorod Region is a place for all kinds of tourism: cultural, educational, cruise, rehabilitation, business, event, environmental, adventure and agricultural, as well as for hunting and fishing. Rehabilitation, cultural and cruise tourism are most popular. Various ethnic groups living in the region, historical settlements of national and regional significance and unique ethnic specifics, such as Old Believers, can help develop ethnographic tourism.

The Nizhny Novgorod Region has a number of nature reserves and natural landmarks. Tourists will enjoy a picturesque tour along the Volga. A popular route includes St Macarius Monastery founded in the 17th century, where the largest Volga fairs are hosted. The region also has extensive hunting and fishing grounds, as well as places for extreme tourism such as alpine resorts in the Bogorodskoye, Lyskovo and Kstovo districts and in Nizhny Novgorod.

Нижегородская область

Нижегородская область представляет собой мощный индустриальный центр, динамичное развитие которого обусловлено, в первую очередь, наличием наукоемких высокотехнологичных производств. Особенностью промышленности Нижегородского региона является уникальный научно-технический потенциал предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Сенаторы региона

Вайнберг Александр Владеленович Вайнберг
Александр Владеленович
Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре
Лебедев Владимир Альбертович Лебедев
Владимир Альбертович
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Власть в регионе

Лебедев
Евгений Викторович
Председатель Законодательного Собрания Нижегородской области
Никитин
Глеб Сергеевич
Временно исполняющий обязанности губернатора Нижегородской области

Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Нижегородская область Нижегородская область

Дата образования – 14 января 1929 года

Административный центр – г. Нижний Новгород

Нижегородская область находится в пределах Приволжского федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 76,6

Население (тыс. чел.) – 3234,7 (2018 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.), %:

русские — 95,15

татары – 1,35

другие национальности — 3,50

Административно-территориальное устройство (2018 г.):

муниципальные районы – 39

городские округа – 13

городские поселения – 54

сельские поселения – 283

Географическое положение и природно-климатические условия

Область расположена в центре Европейской части России, в среднем течении Волги, которая пересекает область с запада на восток и делит ее на две части: низинное лесное Левобережье (Заволжье) и возвышенное лесостепное Правобережье — продолжение Приволжской возвышенности.

Граничит с республиками Марий Эл, Мордовия и Чувашской Республикой; Рязанской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Кировской областями.

В области свыше 9000 рек и ручьев, а так же 2700 озер, прудов и водохранилищ. Крупные водохранилища: Горьковское (площадь 320 км2), Чебоксарское (площадь 790 км2).

Главные реки: Волга и ее притоки — Ока, Кудьма, Сура, Узола, Керженец, Ветлуга.

Климат умеренно континентальный. Самый холодный месяц – январь (средняя температура до – 8,1°С), самый теплый – июль (средняя температура до + 17,4°С).

На территории области расположены государственный природный заповедник «Керженский», является одним из биосферных заповедников ЮНЕСКО (биосферный), государственные природные заказники регионального значения и памятник природы федерального значения — озеро Светлояр.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Нижегородской области осуществляется Законодательным Собранием Нижегородской области, которое является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

Законодательное Собрание области состоит из 50 депутатов, избираемых на пять лет. 25 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам и 25 депутатов избираются по единому (областному) избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Законодательного Собрания избран в сентябре 2016 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2021 года.

Исполнительную власть в Нижегородской области осуществляют высший исполнительный орган государственной власти области — правительство, возглавляемое губернатором, председателем правительства.

Губернатор Нижегородской области является высшим должностным лицом области, председателем правительства срок полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора – сентябрь 2018 года.

Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области.

Экономика и природные ресурсы

Нижегородская область является одним из экономически развитых регионов страны.

Основу экономики Нижегородского региона составляет промышленность, на ее долю приходится более трети валового регионального продукта области.

Ключевыми отраслями региона являются: автомобилестроение, металлургическое и химическое производство, атомная и целлюлозно-бумажная промышленность, авиастроение, судостроение, радиоэлектроника и другие отрасли обрабатывающей промышленности. Крупнейшие предприятия: Горьковский автомобилестроительный завод «ГАЗ», «Нижегородский машзавод», авиастроительный завод «Сокол», «Завод Красное Сормово», «Нижегородский завод Нител».

Область обладает уникальным научно-техническим потенциалом. Она известна признанными в мире научными школами: радиофизики и электроники, в том числе ядерной, лазерной физики; химии микробиологии; высоких технологий в медицине, кардиологии, травматологии и ортопедии.

Минеральные ресурсы области представлены песками формовочными и стекольными, глинами тугоплавкими, огнеупорными и светложгущимися, гипсовым камнем и ангидритом, карбонатными породами, глинистым сырьем, торфом и сапропелем, подземными, пресными и минеральными водами, лечебными грязями.

В сельском хозяйстве создано около 5% валового регионального продукта. В области выращивают рожь, овёс, ячмень, пшеницу, гречиху, сахарную свёклу, лён-долгунец, возделывают лук, картофель. Развито молочно-мясное и молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды осуществляется на базе энергетического комплекса, представленного тепловыми электростанциями и гидроэлектростанциями.

Город Нижний Новгород – это крупный транспортный узел региона. Он расположен на пересечении транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», а также является частью второго панъевропейского транспортного коридора «Берлин-Минск-Варшава-Москва-Нижний Новгород-Екатеринбург». Разветвленные водные, железнодорожные, автотранспортные магистрали обеспечивают надежные связи с сырьевыми базами и районами – потребителями производимой в области продукции, а также с крупными культурными центрами.

Культура и туризм

Огромное историко-культурное наследие Нижегородской области, представленное более чем 3 тыс. памятников истории, культуры и архитектуры, около 400 из которых являются памятниками федерального значения, древнейшие города-крепости: Нижний Новгород (1221 г.), включенный ЮНЕСКО в список 100 городов мира, представляющих наибольшую историческую и культурную ценность, Городец (1152 г.), Арзамас (1552 г.) и другие уникальные объекты историко-культурного и духовного наследия — Нижегородский кремль (XVI век), Макарьевский Желтоводский монастырь (XVII век), Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (XIX век). Нижегородская область входит в десятку исторических территорий России и занимает ведущее место в сфере народных художественных промыслов.

Нижний Новгород – город, в котором сочетаются природное величие, индустриальная мощь, богатая история и культура. Историко – культурный потенциал города включает около 900 объектов. Исторический центр Нижнего Новгорода, расположенный в нагорной части города, несмотря на значительные перестройки сохранил значительное число исторических гражданских строений XVIII — начала XX веков, включая многочисленные памятники деревянного зодчества.

На территории города находится музей А.М. Горького, единственный в России музей Н.А. Добролюбова, музей А.С. Пушкина; музей-квартира А.Д. Сахарова. Город известен своим художественным наследием: коллекция Нижегородского Художественного музея – одна из лучших в Поволжье. Также в Нижнем Новгороде есть Историко-Краеведческий музей, музей Художественных промыслов, музей Деревянного зодчества, о советском прошлом и настоящем завода расскажет музей ОАО «ГАЗ».

Нижегородская область — это край, перспективный для самых разных видов путешествий: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского туризма, охоты и рыбалки. Наибольшую долю во внутреннем туризме занимает лечебно-рекреационный, культурно-познавательный и круизный виды туризма. Проживание на территории Нижегородской области людей разных национальностей, наличие исторических поселений общероссийского и областного значения и таких уникальных этнокультурных особенностей, как старообрядчество, может стать базой для развития этнографического туризма.

На территории Нижегородской области расположены заповедники и памятники природы. Туристам предлагаются живописные туры по Волге. Один из популярных маршрутов — Макарьевский монастырь, основанный в XVII веке, где проходят крупнейшие на Волге ярмарки. На территории области обширные угодья для охоты и рыбалки. Также в области есть возможность для занятия экстремальным туризмом — горнолыжные центры в Богородском, Лысковском, Кстовском районах и в Нижнем Новгороде.