Nenets Autonomous Area

Senators by region

Denis Gusev Denis Gusev
Member of the Federation Council Committee on Federal Structure, Regional Policy, Local Government and Northern Affairs
Rimma Galushina Rimma Galushina
Member of the Federation Council Committee on Science, Education and Culture

Information

Regional flags and emblems

Nenets Autonomous Area Nenets Autonomous Area

PROFILE

Established 15 July 1929

Capital Naryan-Mar

The Nenets Autonomous Area is part of the Northwestern Federal District

Area 176,800 sq km

Population 44,500 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 66.13

Nenets – 18.62

Komi – 8.99

Ukrainian – 2.45

Other – 3.81

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 1

City districts– 1

Rural towns – 1

Rural districts – 18

Geography and climate

The Nenets Autonomous Area is in the northeast of the European Russian Federation, mostly within the Polar Circle. On the mainland, it measures, at the longest, 300 km north to south and 1000 km west to east. It is washed by the White, Barents and Kara seas of the Arctic Ocean. The Area also includes Kolguyev and Vaigach islands and the Kanin and Yugorsky peninsulas.

It borders on the Komi Republic, Arkhangelsk Region, and the Yamal-Nenets Autonomous Area.

The Area is predominantly flat, with 90% of it lying within the range of 100 m above the sea level, as a result of which it abounds in small lakes and marshes. Standing out are Timansky Range and Pay-Khoy Range. The main rivers are Pechora and its tributaries. The Area is rich in oil and gas.

The climate is distinctly continental, Arctic and sub-Arctic. January temperatures average –7,8°C while July temperatures average 13,2°C.

The region is home to the Nenets Nature Reserve, seven state nature reserves and three natural sanctuaries.

Government

The legislative branch is represented by the Assembly of Deputies of the Nenets Autonomous Area.. The Assembly is the supreme, permanent and sole body of legislative authority in the Nenets Autonomous Area.

The Assembly of Deputies includes 19 deputies and is elected for 5 years: 8 deputies are elected in single-member constituencies; 11 deputies are elected in the single electoral district, where winners are identified in proportion to the number of votes cast for lists of candidates nominated by electoral associations.

The current composition of the Assembly of Deputies of the Nenets Autonomous Area was elected on September 2018. Its term of office will expire in September 2023.

The executive branch comprises the Administration of the Nenets Autonomous Area, which is the supreme permanent collegiate body of the regional system of state authority.

The Governor is the region’s highest-ranking official who heads the Administration and is elected for five years by the deputies of the Assembly of Deputies of the Nenets Autonomous Area. The term of office of the current incumbent expires in September 2025.

Economy and natural resources

Industrial output accounts for over 80% of the regional GDP. The Timan-Pechora Fuel and Energy Complex is being established in the Area based on its oil, gas and coal deposits. There are 12 industrially exploited deposits of hydrocarbons. During the last few years, the Area has grown in importance as an energy-rich region, what with the discovery of considerable hydrocarbon reserves, including 81 oil and gas fields.

The southeastern Barents Sea and the western coast of the Kara Sea are important fishery areas. Unique whitefish and salmon populations have been preserved in the Pechora basin. The industrial fish resources include herring, navaga, codfish, lancet fish, halibut, perch, etc.

Reindeer breeding is an important traditional industry kept going by 12 collective farms, about 50 private farms, and an experimental production farm. The Area has a fish-processing factory, a meat-packing plant, a greenhouse facility, and a woodworking factory.

The biggest industrial facility is the Naryan-Mar Power Station that accounts for 80% of electric power produced in the Area and caters to the city of Naryan-Mar and the town of Iskately. All other populated localities are supplied with electricity by local diesel power plants. There are practically no overland transport communications, with the bulk of regular freight and passenger carriage performed by aircraft. The Area also has two seaports.

Culture and tourism

The Nenets Autonomous Area is of much interest to those who engage in extreme, geological, ethnographic and environmental tourism.

The Area includes the Nenetsky State Reserve, which measures almost 314 ha, of which 182 ha are in the sea. The reserve occupies the northeast of Malozemelnaya tundra, the Pechora delta, and all the islands in the Pechora Bay. It boasts both unique endemic plants and rare bird and animal species, Rare whale species call out in the bays.

Rare fish species – navaga and salmon – come to spawn in the Pechora delta, lakes abound in salmon, omul, and grayling. Smelt and Arctic cod have their habitat in coastal waters.

Paleolithic camps (8 millennium BC) and Bronze-age settlements have been discovered in the Area. Two hundred monuments of the ancient Nenets culture – sanctuaries, burial grounds, camps, idols and altars – have been found on Vaigach Island, the sacred island of the Nenets.

In 1991, the Pustozersky Historical and Nature Museum was opened in Naryan-Mar, which is also a research facility for archeologists, historians and environmentalists. The museum hosts exhibitions and lectures and organises archeological expeditions.

There are 320 amateur folklore companies that perpetuate the ancient cultural traditions of the small peoples of the North and regularly participate in national and international festivals and celebrations.

Visitors to local festivals and exhibitions are offered unique articles made from leather, fur, wood, bone and buckhorn in keeping with ancient traditions. They can also watch the manufacturing process itself.

Ненецкий автономный округ

Сенаторы региона

Галушина Римма Федоровна Галушина
Римма Федоровна
Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре
Гусев Денис Владимирович Гусев
Денис Владимирович
Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Власть в регионе

Бездудный
Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа
Лутовинов
Александр Ильич
Председатель Собрания депутатов Ненецкого автономного округа

События Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Ненецкий автономный округ Ненецкий автономный округ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – 15 июля 1929 года

Административный центр – город Нарьян-Мар

Ненецкий автономный округ находится в пределах Северо-Западного федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км) – 176,8

Население (тыс. чел.)  44,4 (2021 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, %):

русские – 66,13%

ненцы – 18,62%

коми – 8,99%

украинцы – 2,45%

другие национальности – 3,81%

Административно-территориальное устройство (2021 г.):

муниципальные районы – 1

городские округа – 1

городские поселения – 1

сельские поселения – 18

Географическое положение и природно-климатические условия

Ненецкий автономный округ располагается на северо-востоке европейской части Российской Федерации, большая часть округа расположена за Полярным кругом. Наибольшая протяженность округа с севера на юг в материковой части – около 300 км, с запада на восток – 1000 км. Омывается Белым, Баренцевым и Карским морями Северного Ледовитого океана. Включает острова Колгуев и Вайгач, полуострова Канин и Югорский.

Граничит с Республикой Коми, Архангельской областью, Ямало-Ненецким автономным округом.

Основная часть территории округа имеет равнинный рельеф. Равнинная часть почти на 90% лежит в пределах высот до 100 метров над уровнем моря, вследствие чего округ изобилует мелкими озёрами и болотами. Выделяются древний Тиманский кряж и хребет Пай-Хой. Главная река региона – Печора и ее притоки. Округ обладает большими запасами нефти и газа.

Климат резко континентальный, арктический и субарктический. Средняя температура января – минус 7,8°C, июля – плюс 13,2°C.

На территории округа расположен государственный природный заповедник «Ненецкий», 7 государственных природных заказников, 3 памятника природы и природный парк.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в округе осуществляется Собранием депутатов Ненецкого автономного округа – окружным Собранием. Окружное Собрание является высшим, постоянно действующим и единственным органом законодательной (представительной) власти Ненецкого автономного округа.

Собрание депутатов состоит из 19 депутатов и избирается сроком на пять лет: 8 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам; 11 депутатов избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Собрания депутатов Ненецкого автономного округа избран в сентябре 2018 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2023 года.

Исполнительную власть в Ненецком автономном округе осуществляет Администрация округа, которая является высшим исполнительным органом государственной власти. Губернатор Ненецкого автономного округа является главой Администрации округа и возглавляет Администрацию Ненецкого автономного округа.

Губернатор округа является высшим должностным лицом Ненецкого автономного округа. Срок полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора – сентябрь 2025 года.

Экономика и природные ресурсы

Доля промышленного производства в структуре валового регионального продукта округа составляет более 80%. На базе освоения месторождений нефти, газа и каменного угля формируется Тимано-Печорский топливно-энергетический комплекс. В группе разрабатываемых числятся 12 месторождений углеводородного сырья. В течение последних лет округ приобрел значение важного энергетического региона, что связано с открытием на территории округа значительных запасов углеводородного сырья. Открыто 81 месторождение нефти и газа.

В состав рыбохозяйственных водоемов округа входят юго-восточная часть Баренцева моря, западное побережье Карского моря. В бассейне реки Печоры сохранились уникальные популяции сиговых рыб, сёмги. В промысловые рыбные запасы входят сельдь, навага, треска, зубатка, палтус, окунь и др.

Важнейшей традиционной отраслью экономики в округе является оленеводство. Разведением северных оленей занимается 12 коллективно-долевых и около 50 фермерских хозяйств, а также опытно-производственное хозяйство. В округе имеются рыбообрабатывающий комбинат, мясоперерабатывающий завод, тепличный комбинат, деревообрабатывающий завод.

Крупнейшим предприятием отрасли является ГУП «Нарьян-Марская электростанция», обеспечивающая электроэнергией город Нарьян-Мар и поселок Искателей. На его долю приходится 80% всей вырабатываемой в округе электроэнергии. Остальные населенные пункты обеспечиваются электроэнергией от локальных дизельных электростанций. Наземные транспортные коммуникации в округе практически отсутствуют. Действуют два морских порта. Воздушный транспорт является единственным, осуществляющим регулярные грузовые и пассажирские перевозки.

Культура и туризм

Ненецкий округ представляет большой интерес для экстремального, геологического, этнографического и экологического туризма.

На территории округа находится Ненецкий государственный природный заповедник площадью почти 314 гектаров, из которых 182 гектара приходятся на морскую акваторию. Заповедник занимает северо-восток Малоземельной тундры, дельту Печоры и все острова Печорской губы. В заповеднике сохраняются как уникальные растения-эндемики, так и редкие виды птиц и животных – малый лебедь, орлан-белохвост, белоклювая гагара, пискулька, атлантический морж, серый тюлень, морской заяц (лахтак), кольчатая нерпа, встречается редкое земноводное – сибирский углозуб. В заливы заходят редкие китообразные – северные финвалы и высоколобые бутылконосы.

В дельте Печоры нерестятся ценные виды рыб – навага и лососевые, в озёрах водятся сёмга, омуль, хариус, в прибрежных водах ходят корюшка и сайка.

На территории округа обнаружены стоянки древних людей, которые относят к эпохе палеолита (8-е тысячелетие до н. э.), и поселения людей бронзового века. На острове Вайгач, священном острове ненцев, обнаружено 200 памятников древней ненецкой культуры – святилища и кладбища, стоянки, идолы, жертвенники.

В 1991 году в Нарьян-Маре был открыт Пустозерский комплексный историко-природный музей, который также является научной базой для археологов, историков и экологов. На базе музея проводятся выставки, лекции, организуются археологические экспедиции.

В Ненецком автономном округе создано 320 коллективов художественной самодеятельности, которые сохраняют древние культурные традиции малых народов Севера, постоянно участвуют во Всероссийских и международных фестивалях и праздниках.

На фестивалях и выставках, проводимых в округе, можно приобрести уникальные изделия из кожи и меха, дерева, кости и оленьего рога, изготовленные мастерами по древним традициям, и даже присутствовать при их создании.