Moscow

Senators by region

Inna Svyatenko Inna Svyatenko
Chair of the Federation Council Committee on Social Policy
Vladimir Kozhin Vladimir Kozhin
First Deputy Chair of the Federation Council Committee on Defense and Security

Information

Regional flags and emblems

Moscow Moscow

PROFILE

Established 1147

Moscow is the capital of the Central Federal District

Area 2,600 sq km

Population 12,632,400 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 91.65

Ukrainian – 1.42

Tatar – 1.38

Other – 5.55

Administrative divisions (2022)

Inner-city areas — 146

Geography and climate

Moscow is the capital of the Russian Federation, a city of federal significance. It is in the centre of the European part of Russia, located between the Volga and Oka rivers, at the junction of three physical and geographical areas: the Smolensk-Moscow Upland, the Moskva River-Oka plain and the Meshchera lowland. Moscow has several low elevations: Borovitskaya, Sretenskaya, Tverskaya, Trekhgorye on Presnya, Vorobyovy Gory, Taganskaya and Lefortovskaya.

About 30% of the city is taken up by the valley of the Moskva River, which has an asymmetric structure and includes a floodplain and three terraces above the floodplain: Khodynskya, Mnevnikovskaya and Serebryanoborskaya.

The climate is temperate continental. January temperatures average –5.2 °C, July temperatures average +19.9°C. Mean precipitation 540–650 mm per year. In the warm season, winds from the south-west prevail, and in the cold season, from the north-west.

On the territory of Moscow there are specially protected natural areas: the national park of federal importance ”Losyny Island“, about 25 natural and historical parks, nature reserves and monuments of regional importance.

Government

The legislative branch is represented by the Moscow City Duma, which is the permanent, supreme and only body of legislative authority in the city of Moscow.

The Moscow City Duma has 45 deputies elected in single-member constituencies.

The current Moscow City Duma was elected in September 2019. Its term expires in September 2024.

The executive branch is the Government of Moscow headed by the Mayor of Moscow; there are also industry, functional and territorial executive authorities.

The Mayor of Moscow is the city’s highest-ranking official, , who heads the supreme executive body of the Moscow city government, elected for five years by Russian citizens who permanently reside in Moscow. The current Mayor’s term of office expires in September 2023.

The Moscow Government is the top permanent executive authority and a collective body that has general competence and ensures coordinated activities of other executive authorities of Moscow.

Economy and natural resources

Moscow is the political, cultural, economic and research centre of our country; it is also an important transport hub and the largest financial centre. It is here that the majority of officially registered banks are based.

Moscow's economy is dominated by the services sector, which includes trade, the hotel industry, restaurants, entertainment facilities, healthcare, education, security and real estate services. Moscow accounts for as much as 30% of Russia’s retail.

The industrial sector accounts for over 16% of the regional GDP and is represented by machine building, ferrous and non-ferrous metals, printing, the light, chemical, and defence industries.

The city’s major industrial enterprises include Gazprom-neft — Moscow Oil Refinery, , Elektrozavod holding company, Moscow Elektroshchit plant, Almaz-Antey Air and Space Defence Corporation, MKB Vympel, Khrunichev State Research and Production Space Center, ERSO and others.

Moscow is the largest engineering centre where a considerable part of Russian aviation, space, nuclear, defence and other products are designed and developed. Moscow features the head offices of nearly all major Russian industrial holding companies and representative offices of the world’s largest companies.

The Moscow Government is fostering industrial development through tax benefits and incentives. The city includes the special economic zone Technopolis Moscow and about 40 technology parks and industrial parks.

Tourism and related services play a significant and growing role in the economic development of the Moscow metropolitan area.

Moscow is the largest transport hub in Russia. There are three river ports, six airports and 10 railway stations. 11 railways, 15 motorways, 5 gas pipelines, and 3 oil pipelines converge in Moscow.

Culture and tourism

Moscow is a major cultural and tourist centre in Europe and the world; it is among Russian cities with the richest historical and cultural potential. Its architectural landmarks – the Kremlin, Red Square and Bolshoi Theatre are known worldwide as symbols of Russia. The Moscow Kremlin and Red Square, the Church of the Ascension in Kolomenskoye and the Novodevichy Convent are on the UNESCO World Heritage List. Moscow is one of the five most visited and popular cities in Europe and one of the ten most visited cities in the world.

Today Moscow has more than 100 theatres and over 200 museums. Among the many art museums, there are the State Tretyakov Gallery and the Pushkin State Museum of Fine Arts. Russia’s most valuable treasures can be seen in the Armoury Chamber of the Moscow Kremlin. There are vast exhibition venues such as the Central House of Artists, the Manezh exhibition hall, and others. There are also private art galleries, many specialising in contemporary art.

Moscow has film studios that produce the best Russian films, recognised masterpieces of international cinema: Mosfilm, Gorky Film Studio, and Soyuzmultfilm.

There are about 120 parks in Moscow, which have recently been modernised and renovated to make them more convenient due to the developed infrastructure. The largest parks in Moscow are Gorky Park, Sokolniki, Izmailovsky, and Kolomenskoye Museum Reserve.

г.Москва

Сенаторы региона

Кожин Владимир Игоревич Кожин
Владимир Игоревич
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Святенко Инна Юрьевна Святенко
Инна Юрьевна
Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике

Власть в регионе

Шапошников
Алексей Валерьевич
Председатель Московской городской Думы

События Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

г.Москва г.Москва

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата основания – 1147 год

Москва находится в пределах Центрального федерального округа и является его административным центром

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 2,6

Население (тыс. чел.) – 12 632,4 (2022 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %):

русские – 91,65

украинцы – 1,42

татары – 1,38

другие национальности – 5,55

Административно-территориальное устройство (2022 г.):

внутригородские территории – 146

Географическое положение и природно-климатические условия

Москва – столица Российской Федерации, город федерального значения. Расположен в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на стыке трех физико-географических районов: Смоленско-Московской возвышенности, Москворецко-Окской равнины и Мещерской низменности. В пределах Москвы имеются невысокие возвышенности: Боровицкая, Сретенская, Тверская, Трехгорье на Пресне, Воробьевы горы, Таганская и Лефортовская.

Около 30% территории города занято долиной р. Москвы, которая в пределах города имеет асимметричное строение и включает в себя пойму и три надпойменные террасы – Ходынскую, Мневниковскую и Серебряноборскую.

Климат умеренно-континентальный. Средняя температура января – минус 5,2°C, июля – плюс 19,9°C. Осадков в среднем выпадает 540–650 мм в год. В теплое время года преобладают юго-западные ветры, а в холодное – северо-западные.

На территории Москвы находятся особо охраняемые природные территории: национальный парк федерального значения «Лосиный остров», около 25 природно-исторических парков, заказников и памятников природы регионального значения.

Система органов государственной власти

Законодательная власть осуществляется Московской городской Думой, которая является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы.

Московская городская Дума состоит из 45 депутатов, которые избираются по одномандатным округам.

Действующий состав Московской городской Думы избран в сентябре 2019 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2024 года.

Исполнительную власть в Москве осуществляют возглавляемое Мэром города Москвы Правительство, отраслевые, функциональные и территориальные органы государственной власти.

Мэр Москвы – является высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительной орган государственной власти города Москвы. Избирается сроком на пять лет жителями города Москвы. Срок окончания полномочий действующего Мэра – сентябрь 2023 года.

Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.

Экономика и природные ресурсы

Москва является политическим, культурным, экономическим и научным центром нашей страны, а также важным транспортным узлом и крупнейшим финансовым центром. Именно здесь располагается основная часть официально зарегистрированных банков в стране.

В структуре экономики Москвы преобладает сектор услуг, включающий в себя сферу торговли, гостиничного хозяйства, ресторанные комплексы, развлекательные заведения, учреждения здравоохранения, образования, обеспечения безопасности, по сделкам с недвижимостью. В Москве сосредоточено до 30% розничного товарооборота в общероссийском масштабе.

Доля промышленного производства в структуре валового регионального продукта составляет около 16%.

Промышленный сектор Москвы представлен отраслями: машиностроение, черная и цветная металлургия, полиграфия, легкая, химическая, оборонная промышленность.

К крупным промышленным предприятиям города относятся АО «Газпромнефть – Московский нефтеперерабатывающий завод», Холдинговая компания «Электрозавод», ООО «Московский завод „Электрощит“, АО „Концерн ПВО „Алмаз-Антей“, ГосМКБ „Вымпел“, АО ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, АО „Электрозавод“ и др. Москва является крупнейшим инженерным центром, здесь проектируются и разрабатываются технологии изготовления значительной части российской продукции в авиационной, космической, ядерной, оборонной и других областях.

В Москве сосредоточены головные офисы практически всех крупнейших российских промышленных холдингов, а также представительства крупнейших мировых компаний. Правительство Москвы содействуют развитию промышленности при помощи налоговых льгот и стимулов. В городе действует особая экономическая зона «Технополис Москва», около 40 технопарков и индустриальных парков.

Существенную и всё возрастающую роль в экономике московского мегаполиса играет туристический бизнес, а также связанная с этим экономическая активность в сфере обслуживания.

Москва является крупнейшим транспортным узлом Российской Федерации, в ней действуют три речных порта, шесть аэропортов и десять железнодорожных вокзалов. В Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов, 3 нефтепровода.

Культура и туризм

Москва — крупный культурный и туристический центр Европы и мира, имеющий богатейший историко-культурный потенциал. Архитектурные памятники – Кремль, Красная площадь и Большой театр во всем мире воспринимаются как символы России. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены ансамбль Московского Кремля и Красной площади, Церковь Вознесения в Коломенском и ансамбль Новодевичьего монастыря. Москва традиционно входит в пятёрку самых посещаемых и популярных у туристов городов Европы и в десятку самых посещаемых городов мира.

Современная Москва насчитывает более 100 театров и более 200 музеев. Среди множества художественных музеев столицы следует отметить Государственную Третьяковскую галерею и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Самые ценные сокровища России можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля. Имеются крупные выставочные пространства (Центральный дом художника, выставочный зал «Манеж» и др.). Помимо государственных музеев в Москве действует множество частных художественных галерей, многие из которых специализируются на современном искусстве.

В Москве расположены киностудии, на которых создавались лучшие отечественные фильмы, шедевры мирового киноискусства – «Мосфильм», Киностудия имени М. Горького, «Союзмультфильм».

В столице насчитывается около 120 парков. В последнее время ведётся их модернизация и реконструкция, они становятся более удобными для прогулок за счёт развитой инфраструктуры. Крупнейшие парки Москвы – Парк культуры и отдыха им. М. Горького, Парк культуры и отдыха «Сокольники», Измайловский парк культуры и отдыха, Государственный художественный музей-заповедник «Коломенское».