Republic of Karelia

Senators by region

Alexander Rakitin Alexander Rakitin
First Deputy Chair of the Federation Council Committee on Defense and Security
Igor Zubarev Igor Zubarev
Member of the Federation Council Committee on Agriculture and Food Policy and Environmental Management

Information

Regional flags and emblems

Republic of Karelia Republic of Karelia

PROFILE

Established 8 June 1920

Capital Petrozavodsk

The Republic of Karelia is part of the Northwestern Federal District

Area 180,500 sq km

Population 602,5 (2022 г.)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 82.19

Karelian – 7.38

Belarusian – 3.78

Ukrainian – 2.05

Finnish – 1.39

Other – 3.21

 

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 16

City districts – 2

Rural towns – 21

Rural districts – 85

 

Geography and climate

The Republic of Karelia is located in the northwestern part of Russia. It is washed by the White Sea in the east and Lake Ladoga and Lake Onega in the south. The terrain is a hilly plain with clear indications of glacier activity with an average absolute elevation marks ranging from 5 to 250 m above sea level. The region also has extensive swamps and rock formations.

The republic’s territory stretches 660 km north to south and 424 km east to west.

The Republic of Karelia borders on the Murmansk, Arkhangelsk, Vologda and Leningrad regions, and has a state border with Finland.

There are about 27,000 rivers in the region, over 61,000 lakes (the largest of them being Lake Onega and Lake Ladoga), and about 6,500 swamps. The available capacity of local water reservoirs is 18.5 cu km. A total of 23% of the republic’s territory is covered with water. The biggest rivers are the Kem, the Vyg and the Shuya.

Karelia’s climate is temperate continental with maritime features. January temperatures average –8.3°C, July temperatures average 13.3°C. Average precipitation in January is 48 mm; in July – 80 mm. The frost-free season lasts between 80 and 90 days in the northwest, and between 120 and 130 days in the Lake Ladoga and Lake Onega region.

Over one million ha of land, or 5.6% of the total area of the republic, are specially protected natural areas: Paanajarvi, Vodlozersky, Kalevalsky national parks, Valaam Archipelago Nature Park, Kivach and Kostomuksha nature reserves, 46 wildlife sanctuaries and 108 natural landmarks. The republic is well known for its incredibly beautiful landscapes.

Government

The legislative branch is represented by the Legislative Assembly of the Republic of Karelia, which is the permanent, supreme and only body of legislative authority in the republic.

The Legislative Assembly of the Republic of Karelia has 36 deputies elected for five years, with 18 of them running in single-mandate constituencies and the other 18 in the single electoral district, where winners are identified in proportion to the number of votes cast for lists of candidates nominated by electoral associations.

The current Legislative Assembly was elected in September 2016. Its term expires in September 2021.

The executive branch is the Government of the Republic of Karelia led by the Head of the republic; there are also some other executive authorities.

The Head of the Republic of Karelia is the region’s highest-ranking official, elected for five years by Russian citizens who permanently reside in the region. The term of office of the current incumbent expires in September 2022.

The Government of the Republic of Karelia is the top permanent executive authority in the republic.

Economy and natural resources

The republic’s economy is based on processing local natural resources (forestry and mining) and on using its tourist and recreational potential and favourable economic and geographic position of a border region. These factors largely determine the specialisation and regional features of the regional economy.

Karelia’s economy is based on the manufacturing industry, which accounts for over 40% of the regional GDP. Timber, wood processing, pulp-and-paper, mining, ferrous metals and construction materials industries use the republic’s natural resources, while machine building and non-ferrous metals industries use imported raw materials.

The republic’s major companies are: the Onego Shipyard, the Vyartsilya Metal Products Plant, Karelsky Okatysh, Kondopoga, Petrozavodskmash, the Onega Tractor Plant, and Karelsky Kombinat.

Karelia’s timber industry is represented by three pulp and paper companies, 10 major specialised sawmills and over 30 timber companies. This industry accounts for about 28% of industrial products manufactured in the republic.

In Karelia, companies mine iron ore, shungite, raw materials for manufacturing mineral fibre boards and stonecast products, building stone for manufacturing gravel and blocks, and explore deposits of fresh and mineral groundwater. A number of companies are exploring deposits of sands and sand-and-gravel materials for road construction and construction in general.

Agriculture is represented by livestock breeding (mainly dairy or beef cattle breeding), pig breeding, trout and poultry farming, fur farming, and crop production. The republic also produces forage crops and has developed fur farming and fishing industries.

The transport network of the republic is represented by road, railroad, inland water, sea and air transport. The operational length of railway lines is over 2,500 km; the total length of paved public roads is over 8,500 km. The republic has railways running in the direction of Moscow, Murmansk, St Petersburg and Helsinki.

Culture and tourism

The Republic of Karelia has a favourable geopolitical position (the longest border with the European Union, the proximity and transport accessibility to the largest Russian cities), unique landscape and natural resources and rich recreational resources, as well as centuries-old cultural and historical heritage. Karelia is a highly popular tourist destination among both Russians and foreigners.

Over 50% of the republic’s territory of 180,500 sq km are covered with forests (Karelia is often referred to as “the lungs of Europe”), and about 26% – with water; it has a great number of lakes (63,000) and rivers (27,000). Due to its system of lakes and rivers, water tourism and lake recreation are very popular in Karelia.

A hundred kilometres from Petrozavodsk, on the Suna River, there is a cascade waterfall: the Kivach Waterfall, which is the largest in Europe. All these places contribute to the development of ecological tourism and recreation in Karelia. The first Russian resort called the Marcial Waters is located 50 kilometres from Petrozavodsk. This resort was founded by the Peter the Great. It is famous for its unique healing mineral waters that are rich in iron and cannot be found anywhere else in the world.

Forests, lakes and rivers provide tourists with great opportunities to enjoy either relaxing camping holidays or active tourism, such as hunting, fishing, safaris on snowmobiles, jeeps and quad bikes, river rafting on kayaks and boats, and ecotours.

There are thousands of unique cultural landmarks, natural monuments, and historical sites of global and national importance located in the Republic of Karelia, such as the Kizhi architectural ensemble, the Valaam Monastery, Karelian petroglyphs (White Sea and Onega petroglyphs), the Saami stone labyrinths and seida. Karelia is the best starting point for a trip to the Solovetsky Islands and the architectural complex of the Solovetsky Monastery.

Республика Карелия

Экономика региона основывается на переработке местных видов природных ресурсов (лес и недра), использовании туристско-рекреационного потенциала и выгодного экономико-географического приграничного положения.

Сенаторы региона

Зубарев Игорь Дмитриевич Зубарев
Игорь Дмитриевич
Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
Ракитин Александр Васильевич Ракитин
Александр Васильевич
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Власть в регионе

Парфенчиков
Артур Олегович
Глава Республики Карелия
Шандалович
Элиссан Владимирович
Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия

Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Республика Карелия Республика Карелия

Дата образования — 8 июня 1920 года

Административный центр — город Петрозаводск

Республика Карелия находится в пределах Северо-Западного федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.)  180,5

Население (тыс. чел.) — 622,5 (2018 год)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), %

русские — 82,19

карелы — 7,38

белорусы — 3,78

украинцы — 2,05

финны – 1,39

другие национальности — 3,21

Административно-территориальное устройство (2018 год)

муниципальные районы – 16

городские округа – 2

городские поселения – 22

сельские поселения – 86

Географическое положение и природно-климатические условия

Республика Карелия расположена в северо-западной части России. На востоке омывается Белым морем, на юге — Ладожским и Онежским озерами. Рельеф — холмистая равнина с ярко выраженными следами деятельности ледников со средними абсолютными отметками от 5 до 250 м над уровнем моря. Характерны для рельефа обширные болотные пространства, часто встречающиеся скалы и скальные выходы.

Протяженность территории с севера на юг составляет 660 км, с запада на восток — 424 км.

Граничит с Мурманской, Архангельской, Вологодской, Ленинградской областями. Государственная граница с Финляндией.

В республике около 27 тысяч рек, более 61 тысячи озер (наиболее крупные — Ладожское и Онежское), около 6500 болот. Полезная емкость водохранилищ составляет 18,5 км3. Водой покрыто 23% территории. Главные реки — Кемь, Выг, Шуя.

Климат умеренно континентальный с чертами морского. Средняя температура января — минус 8,3°C, июля — плюс 13,3°C. Среднее количество осадков в январе — 48 мм, в июле — 88 мм. Продолжительность безморозного периода 80–90 дней на северо-западе, 120 – 130 дней в Приладожье и Прионежье.

Более миллиона гектаров земли, или 5,6% от общей площади республики, составляют особо охраняемые природные территории: национальные парки «Паанаярви», «Водлозерский», «Калевальский», природный парк «Валаамский архипелаг», заповедники «Кивач» и «Костомукшский», 46 заказников, 108 памятников природы. В них немало выдающихся по красоте природных ландшафтов.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Республике Карелия осуществляется Законодательным Собранием Республики Карелия, которое является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти республики.

Законодательное Собрание Республики Карелия состоит из 36 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 18 депутатов Думы области избираются по одномандатным избирательным округам, 18  по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Законодательного Собрания Республики Карелия избран в сентябре 2016 года. Срок окончания полномочий – сентябрь
2021 года.

Исполнительную власть в Республике Карелия осуществляют возглавляемое Главой Республики Карелия Правительство Республики Карелия и иные органы исполнительной власти республики.

Глава Республики Карелия является высшим должностным лицом республики, срок полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего Главы республики – сентябрь 2022 года.

Правительство Республики Карелия является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти республики.

Экономика и природные ресурсы

Экономика Республики Карелия базируется на добыче и переработке местных видов природных ресурсов (лес и недра), использовании туристско-рекреационного потенциала и выгодного экономико-географического (приграничного) положения. Эти факторы определяют специализацию и региональные особенности экономики республики.

Основу экономики республики составляет промышленность, которая формирует более 40% ВРП республики. Промышленные отрасли, использующие природные ресурсы: лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая, черная металлургия, промышленность строительных материалов. Отрасли, работающие на привозном сырье: машиностроение, цветная металлургия.

Основные крупные предприятия республики: «Онежский судостроительно-судоремонтный завод», «Вяртсильский завод», «Карельский окатыш», «Кондопога», «Петрозаводскмаш», «Онежский тракторный завод», «Карельский комбинат».

Лесопромышленный комплекс Карелии представлен 3 целлюлозно-бумажными предприятиями, 10 наиболее крупными специализированными лесопильными заводами и более 30 крупными лесозаготовительными предприятиями. Лесопромышленный комплекс производит около 28% промышленной продукции республики.

В республике добываются железные руды, шунгит, сырье для производства минераловатных плит и камнелитных изделий, строительный камень для производства щебня и блоков, эксплуатируются месторождения пресных и минеральных подземных вод. Ряд предприятий разрабатывают месторождения песка и песчано-гравийного материала для дорожных и строительных целей.

Сельское хозяйство представлено такими отраслями, как животноводство (преимущественно молочное, а также мясное скотоводство), свиноводство, форелеводство, птицеводство, звероводство и растениеводство. Выращиваются кормовые культуры. Развито пушное хозяйство, рыболовство.

Транспортная сеть республики представлена автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным видами транспорта. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет более 2,5 тыс. км; протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием более 8,5 тыс.км. Через республику проходят железнодорожные магистрали в направлении городов Москвы, Мурманска, Санкт — Петербурга и Хельсинки.

Культура и туризм

Республика Карелия, обладая выгодным геополитическим положением (самая протяжённая граница с Европейским Союзом, близость и транспортная доступность крупнейших российских мегаполисов), уникальными ландшафтно-природными и богатыми рекреационными ресурсами, многовековым культурно-историческим наследием, занимает особое место на туристском рынке и вызывает устойчивый интерес у россиян и жителей зарубежных стран.

При общей площади республики в 180,5 тысяч кв. км, более 50% ее территории занимают леса (Карелию называют «легкими» Европы), около 26% — воды с огромным количеством озер (63 тысячи) и рек (27 тысяч). Благодаря развитой системе рек и озер в Карелии очень популярен водный туризм и отдых на озерах.

В ста километрах от Петрозаводска на реке Суне «алмазна сыплется гора» — крупнейший в Европе равнинный водопад Кивач. Все это способствует развитию экологического туризма и отдыха в Карелии. В пятидесяти километрах от Петрозаводска находится первый российский курорт «Марциальные воды», основанный императором Петром Первым. Курорт обладает уникальными целебными минеральными водами, по содержанию железа не имеющими себе равных в мире.

Леса, озера и реки предоставляют превосходную возможность для организации как спокойного отдыха в Карелии на лоне природы, так и активных видов туризма: охоты, рыбалки, сафари на снегоходах и квадроциклах, сплавов по рекам на рафтах, байдарках и лодках, экотуров и сафари на джипах.

На территории Карелии существуют тысячи уникальных памятников истории и культуры, природных памятников, исторических мест, имеющих мировое и общероссийское значение. К ним относятся архитектурный ансамбль Кижи, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, карельские петроглифы (беломорские и онежские), саамские каменные лабиринты и сейды. С территории Карелии открывается наиболее удобный и короткий путь на Соловецкие острова к архитектурному ансамблю Соловецкого монастыря.