Khabarovsk Territory

Senators by region

Andrey Bazilevsky Andrey Bazilevsky
Member of the Federation Council Committee on Science, Education and Culture
Sergei Bezdenezhnykh Sergei Bezdenezhnykh
Member of the Federation Council Committee on Defense and Security

Information

Regional flags and emblems

Khabarovsk Territory Khabarovsk Territory

PROFILE

Established 20 October 1938

Capital Khabarovsk

The Khabarovsk Territory is part of the Far Eastern Federal District

Area 787,600 sq km

Population 1298,2 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 91.81

Ukrainian – 2.08

Other – 6.11

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 17

City districts – 2

Rural towns – 22

Rural districts – 191

Geography and climate

The Khabarovsk Territory occupies the central part of the Far East. It has coastlines on the Sea of Okhotsk and the Sea of Japan. Relief: the Sikhote-Alin, Dzhugdzhur and Suntar-Khayat mountain ranges (the latter reaches an elevation of up to 2,889 m); the Lower Amur, Middle Amur, Evoron-Tugurskaya and Okhotskaya depressions; and the Middle Amur plain.

The Khabarovsk Territory extends 1,780 km from south to north and 700 km from west to east.

The Khabarovsk Territory borders the Republic of Sakha (Yakutia), the Primorye Territory, the Amur and Magadan regions and the Jewish Autonomous Region. A stretch of the Russian-Chinese border runs through the Khabarovsk Territory.

There are over 210,000 rivers and over 58,000 lakes in the area. Large rivers include the Amur, Amgun, Tunguska, Bureya, Anyui, Gorin, Gur and the Ussuri. Large lakes are Chukchagirskoye, Bolon, Udyl, Evoron, Ommi, Orel, Chlya and Bolshoye Kizi. The main waterway is the Amur River, which is included among the top ten largest rivers in the world and it is one of Russia’s most important rivers, as it is the nation’s third longest river and fourth largest in terms of the size of its river basin.

The climate is temperate monsoon in the south of the Khabarovsk Territory and subarctic in the north. The average January temperature is –26.4°C, with the average temperature of +17.7°C in July. Mean precipitation in January is 8 mm and 173 mm in July.

There are six nature reserves in the area (the Bolshekhekhtsirsky, Komsomolsky, Bureinsky, Botchinsky, Dzhugdzhursky, and Bolonsky), five wildlife refuges of federal importance, 23 wildlife refuges of regional significance, seven wildlife corridors, 14 natural landmarks and 18 protected nature areas of local importance.

Government

The legislative branch is represented by the single-chamber Legislative Duma of the Khabarovsk Territory, which is the permanent, supreme and only legislative authority in the region.

The Legislative Duma of the Khabarovsk Territory has 36 deputies, with 24 of them running in single-mandate constituencies and the other 12 in the single electoral district, where winners are identified in proportion to the number of votes cast for lists of candidates nominated by electoral associations. The current Legislative Duma was elected in September 2019. Its term expires in September 2024.

The executive branch is the Government of the Khabarovsk Territory, is the top permanent executive body authority in the region, and headed by the Governor.

The Governor of the Khabarovsk Territory is the region’s highest-ranking official and head of the regional Government, elected for five years by Russian citizens who permanently reside in the region. The term of the incumbent Governor expires in September 2026.

Economy and natural resources

The Khabarovsk Territory has the platform for the development of its industry and the innovative sectors of its economy. Plants produce high-technology competitive products and contribute to developing a skilled workforce.

The manufacturing sector includes mechanical engineering, metallurgy, metal processing, oil refining, as well as building materials, timber, woodworking, textile and food industries. The core enterprises are leading engineering plants in the defence, aircraft and ship-building industries. Defence plants address important national security issues.

The strategy of the local aircraft-building industry aims to expand the output of both military and civilian aircraft. The two leading aircraft plants are a subsidiary of the Sukhoi Company, the Gagarin Komsomolsk-on-Amur Aircraft Plant, and a subsidiary of the Sukhoi Civilian Aircraft Company based in Komsomolsk-on-Amur, both of which have been consolidated under the Integrated Aircraft Corporation [Obyedinyonnaya Aviastroitelnaya Korporatsiya].

The major shipyards are the Amur Shipyard and the Khabarovsk Shipyard, both of which are part of the Integrated Ship-Building Corporation [Obyedinyonnaya Sudostroitelnaya Korporatsiya]. The Amur Shipyard, the largest one in the Far East, has the capacity to build, repair and upgrade ships with displacements of up to 10,000 tonnes.

The mining sector is based on the proved reserves of coal, platinum, gold, tin, copper, building material, agrochemical raw materials, coloured stones, underground mineral water, therapeutic mud and mineral paint.

Electricity, gas and water are produced and supplied by local thermal power stations and combined heat and power stations. The energy sector’s leading companies are two subsidiaries of the Far Eastern Generating Company – Khabarovskaya Generatsiya and Khabarovskaya Teplosetevaya Kompaniya – and a subsidiary of the Far Eastern Distribution Company.

Agriculture accounts for about 5% of the gross regional product. The climate in the area is conducive to growing cereal crops, potatoes, vegetables and feed crops. Beef and dairy cattle breeding, pig breeding and poultry farming are well developed.

Two separate trunk railways run through the Khabarovsk Territory – the Trans-Siberian and Baikal-Amur mainlines, which are the principal transcontinental links connecting Europe and Asia. The Baikal-Amur Mainline is of major importance to the local economy as it handles the ever increasing amount of freight traffic to the Port of Vanino and the Port of Sovetskaya Gavan. The Khabarovsk Territory’s railway transport accounts for about 60% of freight traffic handled by the Far Eastern railway system.

Culture and tourism

In addition to having a highly diverse natural environment, the Khabarovsk Territory is where European and Asian cultures meet. There are over 720 federal and municipal institutions of culture and art, including theatres, museums, a Philharmonic with a concert hall, a circus, cinemas and libraries. The Grodekov Local History Museum is among the most popular tourist attractions.

Owing to its rich natural resources and the diversity of its flora and fauna, the Khabarovsk Territory is one of Russia’s unique regions. It is characterised by a mixture of northern and southern species of fauna and flora, as it is home to reindeer, brown bears, bighorn sheep, as well as Amur tigers and Himalayan bears. There are unique fish species in its rivers and lakes, such as great Siberian sturgeon and taimen, a species of salmon.

The area’s tourism potential has yet to be tapped, however, several recreation centres are very good and offer an entire range of services to tourists. Comfortable camping and holiday centres are concentrated in the vicinity of Khabarovsk and Komsomolsk-on-Amur. Other parts of the area are more appealing to wild campers and enthusiasts of hunting, angling, environmental tourism and rafting (the Anyui, Tuyun, Akishma and Kopi rivers). Lovers of extreme tourism are offered diverse activities, including mountain river rafting, angling tours, caving and winter recreational activities. The Mar Kyuel Plateau features karst formations and rivers that “vanish” underground.

Hunters will be delighted by the rich wildlife in the forests that includes ungulates and fur game, such as lynxes, Himalayan bears, Russian sables, minks, Siberian weasels and muskrats.

There are bird colonies and sea lion breading grounds on Nansikan Island in the Sea of Okhotsk. The Khabarovsk Territory is also a habitat for Far Eastern turtles.

The Anninskiye Vody spa resort 120 kilometres away from Nikolayevsk-on-Amur is the first health resort to be built in the Far East. It also has a balneo-therapeutical clinic. Anninsky Spring water has a beneficial effect and is used to treat patients with skin and gynecology conditions as well as motor impairments.

Хабаровский край

Сенаторы региона

Безденежных Сергей Вячеславович Безденежных
Сергей Вячеславович
Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Грешнякова Елена Геннадьевна Грешнякова
Елена Геннадьевна
Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре

Власть в регионе

Дегтярев
Михаил Владимирович
Временно исполняющий обязанности Губернатора Хабаровского края
Зикунова
Ирина Валериевна
Председатель Законодательной Думы Хабаровского края

События Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Хабаровский край Хабаровский край

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – 20 октября 1938 года

Административный центр – г. Хабаровск

Хабаровский край находится в пределах Дальневосточного федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 787,6

Население (тыс. чел.) – 1302,9 (2021 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.), %:

русские – 91,81

украинцы – 2,08

другие национальности – 6,11

Административно-территориальное устройство (2021 г.):

муниципальные районы – 17

городские округа – 2

городские поселения – 22

сельские поселения – 191

Географическое положение и природно-климатические условия

Край расположен в центральной части Дальнего Востока. Омывается Охотским и Японским морями. Рельеф: горные системы Сихотэ-Алиня, Джугджура и Сунтар-Хаята (высота до 2889 м), низменности Нижне- и Средне-амурская, Эворон-Тугурская, Охотская, Среднеамурская равнина.

Протяженность территории с юга на север составляет 1780 км, с запада на восток — 700 км.

Граничит с Республикой Саха (Якутия), Приморским краем, Амурской и Магаданской областями, Еврейской автономной областью. Государственная граница с Китаем.

В крае более 210 тысяч рек и свыше 58 тысяч озер. Крупные реки — Амур, Амгунь, Тунгуска, Бурея, Анюй, Горин, Гур, Уссури. Озера — Чукчагирское, Болонь, Удыль, Эворон, Омми, Орель, Чля, Большое Кизи. Основная водная артерия края – река Амур – входит в десятку крупнейших рек мира и является одной из наиболее значительных рек Российской Федерации, занимая среди них третье место по длине и четвёртое по площади бассейна.

Климат: на юге — умеренно муссонный, на севере — субарктический. Средняя температура января — минус 26,4°C, июля — плюс 17,7°C. Среднее количество осадков в январе — 8 мм, в июле — 173 мм.

На территории края расположены 6 государственных природных заповедников (»Большехехцирский», «Комсомольский», «Буреинский», «Ботчинский», «Джугджурский», «Болоньский»), 5 государственных природных заказников федерального значения, 23 государственных природных заказников регионального значения, 7 экологических коридоров, 14 памятников природы, 18 особо охраняемых природных территорий местного значения.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Хабаровском крае осуществляется Законодательной Думой Хабаровского края, которая является однопалатным постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти края.

Законодательная Дума Хабаровского края состоит из 36 депутатов, из которых 24 избираются по одномандатным округам, 12 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Действующий состав Законодательной Думы Хабаровского края избран в сентябре 2019. Срок окончания полномочий – сентябрь 2024.

Исполнительную власть в Хабаровском крае осуществляет Правительство Хабаровского края, которое является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти края.

Губернатор Хабаровского края является высшим должностным лицом края, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Хабаровского края – Правительство края. Срок полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора края – сентябрь 2021 года.

Экономика и природные ресурсы

Промышленный комплекс составляет основу индустриального и инновационного развития Хабаровского края. На промышленных предприятиях создается высокотехнологичная конкурентоспособная продукция, формируется высококвалифицированный трудовой потенциал.

Обрабатывающие производства представлены машиностроением, металлургией и металлообработкой, нефтепереработкой, промышленностью стройматериалов, лесной и деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленностью. Основу промышленного производства составляют крупнейшие машиностроительные предприятия, включая оборонные, в области авиастроения и судостроения. Предприятия оборонно-промышленного комплекса задействованы в решении крупных государственных задач национальной безопасности.

Развитие авиастроительной отрасли в крае предусматривает сохранение и укрепление потенциала военного авиастроения, развитие программы гражданского авиастроения. Базовые предприятия авиастроительного сектора – филиал ПАО «Компания „Сухой“ „Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина“, Комсомольский-на-Амуре филиал АО „Гражданские самолеты Сухого“. Предприятия входят в состав ПАО „Объединенная авиастроительная корпорация“.

Основными предприятиями судостроительной отрасли края являются ПАО «Амурский судостроительный завод» и АО «Хабаровский судостроительный завод». Предприятия входят в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация». Амурский судостроительный завод является самым крупным на Дальнем Востоке судостроительным предприятием. По своему техническому оснащению завод способен осуществлять строительство, ремонт и модернизацию кораблей и судов водоизмещением до 10 тыс. тонн.

Добыча полезных ископаемых в Хабаровском крае осуществляется на базе разведанных месторождений угля, платины, золота, олова, меди, строительных материалов, агрохимического сырья, цветных камней, минеральных подземных вод, лечебных грязей и минеральных красок.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды осуществляется на базе энергетического комплекса, представленного тепловыми электростанциями и теплоэлектроцентралями. Основными предприятиями отрасли являются филиал АО «ДГК» Хабаровская генерация», филиал АО «ДГК» Хабаровская теплосетевая компания», филиал АО «Дальневосточная распределительная компания».

В сельском хозяйстве края создается более 5% валового регионального продукта. Климатические условия края позволяют выращивать зерновые культуры, картофель, овощи и кормовые культуры. Развито мясомолочное животноводство, свиноводство, птицеводство.

По территории Хабаровского края проходят две независимые железнодорожные магистрали – Транссибирская и Байкало-Амурская, которые являются основой трансконтинентального сухопутного моста Европа-Азия. Особое значение для экономики края имеет БАМ, обеспечивающий доставку возрастающего объема грузовых перевозок в направлении морских портов Ванино и Советская Гавань. Железнодорожный транспорт края обеспечивает около 60% грузооборота на полигоне Дальневосточной железной дороги.

Культура и туризм

Хабаровский край — место пересечения европейской и азиатской культур, богатейшего разнообразия природы. На территории края функционируют более 720 государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, в числе которых театры, музеи, филармония с концертным залом, цирк, кинотеатры, библиотеки и др. Одним из самых популярных является краеведческий музей им. Н.И. Гродекова.

 Хабаровский край – один из уникальных уголков в России по своим природным ресурсам и разнообразию флоры и фауны. Для края характерно смешение северных и южных видов животного и растительного мира. Здесь можно увидеть северных оленей, бурых медведей, снежных баранов, а также амурских тигров и гималайских медведей. В реках и озерах края водятся уникальные виды рыб, в том числе калуга и таймень.

С туристической точки зрения край слабо освоен, однако есть несколько развитых центров, где представлен весь спектр туристических услуг. Комфортабельные базы и дома отдыха сконцентрированы в основном вокруг Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. В остальных районах края возможности преимущественно для «дикого» туризма, охоты, рыболовства, экологического туризма, рафтинга (реки Анюй, Туюн, Акишма, Копи). Любителям экстремального туризма в крае предлагаются спортивные сплавы по горным рекам, рыболовные туры, спелеотуризм и зимние виды отдыха. На плато Мар-Кюэль можно увидеть карстовые образования, «исчезающие» под землей реки.

Охотников ждет разнообразие лесной дичи: встречаются копытные и пушные звери: рысь, черный (гималайский) медведь, соболь, норка, колонок, ондатра

На территории края находятся птичьи базары и лежбища сивучей на острове Нансикан в Охотском море, места обитания и размножения дальневосточной черепахи.

В 120 км от Николаевска-на-Амуре находится курорт «Аннинские воды» с бальнеологической лечебницей, который стал первым курортом на Дальнем Востоке. Воды Аннинского источника благоприятны для лечения кожных и гинекологических заболеваний, а также заболеваний опорно-двигательного аппарата.