Kaliningrad Region

Senators by region

Alexander Yaroshuk Alexander Yaroshuk
Member of the Federation Council Committee on Defense and Security
Oleg Tkach Oleg Tkach
Member of the Federation Council Committee on Economic Policy

Information

Regional flags and emblems

Kaliningrad Region Kaliningrad Region

PROFILE

Established 7 April 1946

Capital Kaliningrad

The Kaliningrad Region is part of the Northwestern Federal District

Area 15,100 sq km

Population 1,019,600 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 86.43

Ukrainian – 3.67

Belarusian – 3.64

Lithuanian – 1.09

Armenian – 1.03

Other – 4.14

Administrative divisions (2022)

City districts – 22

Geography and climate

The Kaliningrad Region is the most western Russian region. The Baltic Sea and its gulfs touch the region’s shores. Almost the entire region is lowlands (0–231 m above sea level) with the Baltic Ridge (up to 231 m) in the southeast. There are dunes on the Curonian and Vistula spits (up to 60 m).

At its widest points, the region is 205 km from east to west and 108 km from north to south.

The region borders Lithuania and Poland. It is located 650 km away from the European part of Russia, separated by Lithuania and Belarus.

The region has 339 streams, 945 inter-farm drainage channels, 150 ponds and lakes, and 239 swamps. The Neman (with its tributary the Sesupe River) and the Pregolya (with its tributary the Lava River) are the largest rivers, and Lake Vistytis is the largest lake.

The climate is transitional from a sea climate to moderate continental. The average January temperature is –0.1°C, and the average July temperature is +20.2°C. The average precipitation level in January is 79 mm and 94 mm in July. The frostless season lasts 180 days.

The most common trees include pine, fir, oak, maple and birch, with fir prevailing.

Turfy soil, podsolic soil and swamplands with transitional variations are prevalent.

The region is home to Curonian Spit National Park, Vishtynetsky Regional Nature Park, 12 state nature sanctuaries, and nine regional natural landmarks.

Government

The legislative branch is represented by the Regional Legislative Assembly, which is the permanent, supreme and only body of legislative (representative) authority in the region.

The Legislative Assembly has 40 deputies elected for five years, with 20 of them running in single-member constituencies and the other 20 in the single electoral district, where winners are identified in proportion to the number of votes cast for lists of candidates nominated by electoral associations.

The current Legislative Assembly was elected in September 2021. The term expires in September 2026.

The executive branch is represented by the Government of the Kaliningrad Region, and other bodies of the executive authority.

The Governor of the Kaliningrad Region is the region’s highest-ranking official, elected for five years by Russian citizens who permanently reside in the region. The term of the incumbent Governor expires in September 2022.

The Government of the Kaliningrad Region is the top permanent executive authority. The Governor of the Kaliningrad Region is the head of government.

Economy and natural resources

Industrial production accounts about 30% of Kaliningrad Region’s regional GDP.

The manufacturing sector includes the transport machinery, shipbuilding, ship-repair, car assembly, construction materials, pulp-and-paper, wood processing and furniture industries.

Fishing plays a special role in the food industry.

Agriculture accounts for over 5% of the regional GDP. Cereals (rye, grain, barley and oats), legumes, oil crops, potatoes and vegetables are the main crops, while dairy, meat and eggs are the top products in livestock farming. The region is a traditional leader in Russian fur production.

The main types of soil are turfy soil, podsolic soil and swamps with transitional variations, with podsolic soil most common. Most soil is cultivated and needs drainage (almost 90% of all arable land is drained).

Turf, rock salt, brown coal, clay, aggregates, mineral waters and therapeutic muds are the main natural resources.

About 90% of the world’s amber reserves are located in the region, with Palmnikenskoye and Primorskoye being the largest deposits.

There are oil fields as well as deposits of turf, coal, non-metallic minerals, rock and potassium salts, sapropel, glauconite and construction materials (11 deposits of sands, 10 deposits of clay, and gravel and sand mixtures).

Culture and tourism

Tourism is a development priority stipulated by the Kaliningrad Region’s long-term socioeconomic development strategy.

The Kaliningrad Region is a promising Russian region for inbound and domestic tourism. Favourable and diverse nature, unique water resources, balneal resorts and many historical and cultural landmarks play an important role in making the region competitive in the Baltic macro-region.

As of today, the Kaliningrad Region has created unique conditions to treat and prevent cardiovascular, oncologic and many other diseases. Svetlogorsk-Otradnoye and Zelenogradsk are the main health resorts.

The Kaliningrad Region’s health resorts have over 3,000 rooms in total. Their services are very popular all year round. In recent years, the existing hotels have been actively adding spa centres. Medical tourism based on amber therapy is developing, too. There is also a federal cardiovascular surgery centre, whose patients can recover at health resorts located along the coast.

The region’s rich historical and cultural heritage has great significance for tourism development. It includes Middle Age castles (19), churches and fortresses (63). In total, 1,660 sites are protected as federal, regional and local historical and cultural heritage. There are over 100 museums in the region.

The Kaliningrad Region has unique natural ecosystems that encourage environmental tourism. There are over 60 guesthouses and tourist compounds in rural areas that work all year round.

The world’s only amber production and processing centre in the village of Yantarny – the Kaliningrad Amber Plant – is one of the most popular tourist sites.

Water tourism, including sports tourism (sport fishing), is a very promising kind of tourism due to the unique location of the region. The Kaliningrad Region has a wide network of waterways, including access to the Baltic Sea and two gulfs (Curonian and Vistula spits). There is the potential to develop cruise tourism and routes in the region’s internal waters.

Калининградская область

Сенаторы региона

Ткач Олег Поликарпович Ткач
Олег Поликарпович
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике
Ярошук Александр Георгиевич Ярошук
Александр Георгиевич
Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Власть в регионе

Алиханов
Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области
Кропоткин
Андрей Михайлович
Председатель Законодательного Собрания Калининградской области

События Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Калининградская область Калининградская область

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – 7 апреля 1946 года

Административный центр – г. Калининград

Калининградская область находится в пределах Северо-Западного федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 15,1

Население (тыс. чел.) – 1019,6 (2022 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %):

русские – 86,43

украинцы – 3,67

белорусы – 3,64

литовцы – 1,09

армяне – 1,03

другие национальности – 4,14

Административно-территориальное устройство (2022 г.):

городские округа – 22

Географическое положение и природно-климатические условия

Калининградская область расположена на крайнем западе России. Омывается Балтийским морем и его заливами. Почти вся территория области представляет собой низменную равнину и расположена на высоте от 0 до 231 м над уровнем моря, на юго-востоке – Балтийская гряда (высота до 231 м). На Куршской и Балтийской косах развит дюнный рельеф (высота до 60 м).

Протяженность территории с запада на восток составляет 205 км, с севера на юг – 108 км.

Государственная граница с Литвой и Польшей. От основной Европейской части России удалена на 650 км, отделена территориями Литвы и Беларуси.

В области 339 водотоков, 945 осушительных межхозяйственных проводящих каналов, 150 озёр и прудов и 239 болот. Крупнейшие реки: Неман (с притоком Шяшупе) и Преголя (с притоком Лава); озеро – Виштынецкое.

Климат переходный от морского к умеренно континентальному. Средняя температура января – минус 0,1°C, июля – плюс 20,2°C. Среднее количество осадков в январе – 79 мм, в июле – 94 мм. Продолжительность безморозного периода – 180 суток.

Растительность: основные лесообразующие породы – сосна, ель, дуб, клён, берёза, доминирует ель.

Почвы: дерновые, подзолистые и болотные с переходными разновидностями.

На территории области расположены национальный парк федерального значения «Куршская коса», природный парк регионального значения «Виштынецкий», 12 государственных природных заказников, 9 памятников природы регионального значения.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Калининградской области осуществляется Законодательным Собранием Калининградской области, которое является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти Калининградской области.

Законодательное Собрание области состоит из 40 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 20 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 20 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Законодательного Собрания Калининградской области избран в сентябре 2021 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2026 года.

Исполнительную власть в Калининградской области осуществляет Правительство Калининградской области и иные органы исполнительной власти области.

Губернатор Калининградской области является высшим должностным лицом области. Избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, на пятилетний срок. Срок окончания полномочий действующего губернатора области – сентябрь 2022 года.

Правительство Калининградской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области. Губернатор Калининградской области возглавляет Правительство Калининградской области.

Экономика и природные ресурсы

Доля промышленного производства составляет около 30% в структуре валового регионального продукта Калининградской области.

Обрабатывающие производства представлены транспортным машиностроением, судостроением и судоремонтом, сборочным производством автомобилей и техники, производством строительных материалов, целлюлозно-бумажной промышленностью, деревообработкой и производством мебели.

В пищевой отрасли особое место занимает промышленное рыболовство.

В сельском хозяйстве создается более 5% валового регионального продукта области. Основными направлениями развития в растениеводстве являются производство зерна (рожь, пшеница, овёс, ячмень), зернобобовых, масличных культур, картофеля, овощей; в животноводстве – производство молока, мяса, яиц. Область традиционно является одной из ведущих в производстве товарной пушнины в России.

Основные типы почв – дерновые, подзолистые и болотные с переходными разновидностями. Преобладают подзолистые почвы. Почвы в основном окультуренные, требующие дренажа (дренировано около 9/10 всех сельскохозяйственных угодий).

Основные природные ресурсы области: торф, каменная соль, бурый уголь, глина, нерудные строительные материалы, минеральные воды и лечебные грязи.

На территории области находится промышленное месторождение янтаря (более 90% всех мировых запасов). Наиболее крупные месторождения – Пальмникенское и Приморское.

Имеются месторождения нефти, торфа, угля, неметаллических полезных ископаемых, каменной и калийно-магниевой соли, сапропеля, глауконита, строительных материалов: пески (11 месторождений), глины (10 месторождений), гравийно-песчаные смеси.

Культура и туризм

Туристическая отрасль – одно из приоритетных направлений развития, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу.

Калининградская область – перспективный регион Российской Федерации с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма. Благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие бальнеологических курортов и большого числа объектов историко-культурного наследия – существенный фактор конкурентоспособности территории Калининградской области в макрорегионе Балтики.

Сегодня в Калининградской области созданы уникальные условия для лечения и профилактики сердечно-сосудистых, онкологических и многих других заболеваний. Основными центрами оздоровительного туризма являются курорты «Светлогорск-Отрадное» и «Зеленоградск».

Санаторная база Калининградской области рассчитана более чем на 3000 мест. Услуги оздоровительных учреждений круглый год пользуются большой популярностью. В последние годы активно создаются и успешно работают спа-центры на базе существующих гостиниц. Развивается медицинский туризм на основе янтаротерапии, а также функционирует федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, пациенты которого могут проходить реабилитацию в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на побережье.

Богатое историко-культурное наследие Калининградской области имеет большое значение для развития туризма. Это средневековые замки (19 объектов), кирхи, фортификационные сооружения (63 памятника). Всего 1660 объектов находятся под охраной как объекты историко-культурного наследия федерального, областного и местного уровней. В области функционируют более 100 музеев.

В Калининградской области сохранились уникальные природные экосистемы, способствующие развитию экологического туризма. В области функционирует более 60 сельских гостевых домов и усадеб, имеющих круглогодичный график работы.

Единственный в мире центр по промышленной добыче и переработке янтаря в поселке Янтарном – государственное унитарное предприятие «Калининградский янтарный комбинат» – одно из наиболее популярных мест посещения туристами.

В связи с уникальным географическим положением Калининградской области одним из наиболее перспективных видов туризма является водный туризм, включая спортивный туризм (спортивную рыбалку). Калининградская область обладает густой сетью водных путей, имеются выходы к Балтийскому морю и двум заливам (Куршский залив и Калининградский (Вислинский) залив). Существует возможность развития круизного туризма, путешествий по внутренним водным путям Калининградской области.