Karachayevo-Circassian Republic

Senators by region

Akhmat Salpagarov Akhmat Salpagarov
Member of the Federation Council Committee on the Budget and Financial Markets
Krym Kazanokov Krym Kazanokov
Member of the Federation Council Committee on Defense and Security

Information

Regional flags and emblems

Karachayevo-Circassian Republic Karachayevo-Circassian Republic

PROFILE

Established: 12 January 1922 as the Karachayevo-Circassian Autonomous Region; since July 1991 – Karachayevo-Circassian SSR as part of the RSFSR; since 1992 – Karachayevo-Circassian Republic

Capital: Cherkessk

The Karachayevo-Circassion Republic is part of the North Caucasian Federal District

Area: 14,300 sq km

Population: 463,900 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Karachai – 40.97

Russian – 31.63

Circassian – 11.9

Abazin – 7.78

Nogai – 3.30

Other – 4.42

The Karachayevo-Circassian Republic is multi-ethnic, more than 80 ethnic groups are represented here.

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 10

City districts − 2

Rural towns − 5

Rural districts − 83

Geography and climate

The republic is located in the northwestern part of the foothills of the Caucasus.

It borders with the Kabardino-Balkarian Republic, Stavropol and Krasnodar regions as well as with (territorial borders) Abkhazia and Georgia.

By terrain, the republic is divided into three parts: flat, foothill and mountain. Mountains occupy about 80 % of the territory. The highest peak of Europe, Elbrus (5,642 m), is located here on the border with the Kabardino-Balkarian Republic.

The climate is moderately continental and arid. The coldest month is January (the average temperature is from −10°С in the mountain regions up to −5°С in the foothills); the warmest month is July (the average temperature is up to +21°С in the foothills and up to +8°С in the mountains).

There are several specially protected areas: the Teberda State Nature Biosphere Reserve; the western part of the Caucasian State Nature Biosphere Reserve, and part of the specially protected environmental and resort region of the Russian Federation − Caucasian Mineral Waters; the Dautsky State Federal Sanctuary (zoological), 8 state regional nature reserves as well as over 70 natural monuments in the region. Tourist and recreational area of Dombai-Arkhyz can be found here as well.

The Great Stavropol Canal supplies water to the Stavropol Territory.

Government

The legislative branch in the Karachayevo-Circassian Republic is represented by the People's Assembly (Parliament) of the Karachayevo-Circassian Republic, which is the permanently functioning supreme legislative and representative body of the Karachayevo-Circassian Republic.

The People's Assembly (Parliament) of the Karachayevo-Circassian Republic consists of 50 deputies who are elected for five years in the republican electoral district, where winners are identified in proportion to the number of votes cast for lists of candidates nominated by electoral associations.

The current People's Assembly (Parliament) of the Karachayevo-Circassian Republic was elected in September 2019. Its term expires in September 2024.

The executive branch is the Government of the Karachayevo-Circassian Republic; there are also some other executive authorities.

The Head of the Karachayevo-Circassian Republic is the republic’s highest-ranking official and the head of the republic’s executive branch of government. The Head of the Karachayevo-Circassian Republic is elected by the People’s Assembly (Parliament) of the Karachayevo-Circassian Republic for five years. The term of office of the current Head of the Republic expires in September 2026.

The Government of the Karachayevo-Circassian Republic is the supreme permanent executive authority of the republic. The republic’s Government is formed by and is accountable to the Head of the Karachayevo-Circassian Republic. The Prime Minister of the republic is appointed by the Head of the Karachayevo-Circassian Republic with the approval of the People’s Assembly (Parliament) of the republic.

Economy and natural resources

The Karachayevo-Circassian Republic is an industrial and agrarian region with conditions suitable for the development of mountain tourism and the recreational industry.

The main contributors to the republic’s regional GDP are industrial production, the agro-industrial complex, wholesale and retail trade and the construction industry.

The share of industry in the makeup of the regional GDP is about 20%. The leading role in industrial production belongs to processing industries (accounting more than 60% in the volume of shipped goods of domestic production, works and services), production and distribution of electricity, gas and water (more than 26%), as well as mining (about 7%).

Processing industries are represented by ferrous and non-ferrous metallurgy (Urupsky MMC, Zelenchuksky MMC), chemical and petrochemical industries (Selena-Khimvolokno, Khabez Gypsum Plant ), and the food industry (Mercury, Saturn, Corporation KAMOS, Karachayevo-Circassian Mukomol, Yuzhny Agrocombine , Aqualine), machine building (NVA, Kholodmash), and the construction materials industry (Kavkazcement, Habez Alabaster Plant, and Karachayevo-Circassian Silicate Brick Plant). The majority of industrial enterprises are located in Cherkessk, Karachayevsk and Teberda.

The production and distribution of electricity, gas and water are carried out by the energy complex, which is comprised of thermal power stations, heat and power stations and hydroelectric power stations (RusHydro − Cascade of Zelenchuksk Hydroelectric Power Station − Grid Energy Storage). The shortage of electricity is an acute problem for the republic. Most of Karachayevo-Circassia’s energy needs are met by other regions of the country. The republic is 80% gasified.

At the core of the mining industry are the region’s explored deposits of tungsten, copper-pyrite ores, zinc (Khudesskoye deposit), coal, various facing stones and basalts for the production of mineral fibers. Nonmetallic materials, cement raw materials and gypsum are available in the region in large amounts and serve as a good raw material base for the intensive development of the construction materials industry in the republic. In Karachayevo-Circassia, there are significant and diverse reserves of high-quality underground mineral waters.

In addition, the wood processing, pulp and paper, consumer goods industry and pharmaceutical industry are developed in the region.

The agro-industrial complex’s share in the regional GDP is about 20%. The agro-climatic conditions of the republic were beneficial to the development of agriculture with specialisation in livestock breeding, the growing of vegetables, and the production of grain crops. An important branch of agriculture is horse breeding and wool production. In Karachayevo-Circassia, the most valuable Karachai sheep is bred, and here such primary agricultural raw materials as leather, fur and jute are processed.

The main directions of the development of the agro-industrial complex are: crop production – grain production (rye, wheat, barley, oats, buckwheat and maize), soybeans, sunflower, sugar beet, potatoes, and vegetables; and livestock breeding – beef cattle breeding and dairy farming, as well as sheep herding.

Culture and tourism

Karachayevo-Circassia is one of the most beautiful places in our country. Nature awarded it with unique sights. The entire mountainous part of the republic is a resort area, including such pearls as Dombai, Teberda, Arkhyz, Western Elbrus and high-altitude plateaus Biichesyn and Bermamyt.

Dombai is a famous ski resort and the centre of mountaineering and tourism in the Caucasus, which is famous for its magnificent landscapes, alpine lakes, waterfalls and a Narzan spring.

The primeval nature and picturesque landscapes attract tourists to the resort town Teberda. This is one of the centres for spa treatments in the region. There are several tourist centres and resorts, where modern equipment, the latest technologies and methods are used to treat patients.

In recent years, the Arkhyz tourist and recreational complex has been developing in the republic. It is the start site of the North Caucasian tourist cluster. The project for the development of the Arkhyz world-class all-season ski resort is one of the largest investment projects of Russian and foreign businesses in the North Caucasus. In winter, there are ski slopes of varying degrees of complexity, and in summer, visitors can ride in cable cars, enjoying the magnificence of mountain landscapes from a height of more than 2,000 metres.

On the northern slopes of the Main Caucasian Range, facing Arkhyz, glaciers are visible − Sofiisky, Psyshsky and Bolshoi Kizgichisky. In the Lower Arkhyz area, at an altitude of more than 2,000 metres above sea level, the most powerful special astrophysical observatory in Russia is located, which is the largest Russian astronomical centre for ground-based observations of objects of the universe.

The Karachayevo-Circassian State Historical, Cultural and Natural Museum-Reserve combines in one place a unique complex of monuments and their territories, which are interconnected historically, ethnically, architecturally and in terms of landscape. There are ruins of over 80 medieval towns and settlements, over 5,000 mounds, necropolises and individual burial sites of various eras, pagan sanctuaries, as well as some of the most ancient Christian churches in Russia.

Карачаево-Черкесская Республика

Ведущими отраслями промышленности Карачаево-Черкесской Республики являются: автомобилестроение, производство строительных материалов, пищевая и перерабатывающая, химическая и нефтехимическая, цветная металлургия.

Сенаторы региона

Арашуков Рауф Раулевич Арашуков
Рауф Раулевич
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике
Салпагаров Ахмат Анзорович Салпагаров
Ахмат Анзорович
Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

Власть в регионе

Иванов
Александр Игоревич
Председатель Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики
Темрезов
Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево-Черкесской Республики

Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Карачаево-Черкесская Республика Карачаево-Черкесская Республика

Дата образования – 12 января 1922 года как Карачаево-Черкесская автономная область, с июля 1991 года — Карачаево-Черкесская ССР в составе РСФСР, с декабря 1992 года — Карачаево-Черкесская Республика

Административный центр – г. Черкесск

Карачаево-Черкесская Республика находится в пределах Северо-Кавказского федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 14,3

Население (тыс. чел.) – 466,3 (2018 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.), %:

карачаевцы – 40,97

русские – 31,63

черкесы – 11,90

абазины – 7,78

ногайцы – 3,30

другие национальности – 4,42

Карачаево-Черкесская Республика является многонациональной, на территории которой проживают представители более 80 национальностей.

Административно-территориальное устройство (2018 г.):

муниципальные районы – 10

городские округа – 2

городские поселения – 5

сельские поселения – 83

Географическое положение и природно-климатические условия

Республика расположена в северо-западной части предгорья Большого Кавказа.

Республика граничит с субъектами Российской Федерации – Кабардино-Балкарской Республикой, Ставропольским краем, Краснодарским краем, а также с Республикой Абхазия, Республикой Грузия.

По характеру рельефа территории республики разделена на три части: равнинная, предгорная, горная. Горы занимают около 80% территории республики. На границе с Кабардино-Балкарской Республикой расположена самая высокая вершина Европы – г. Эльбрус (5642 м).

Климат умеренно континентальный, засушливый. Самый холодный
месяц – январь (средняя температура от — 10°С в горных районах республики и до — 5°С в предгорьях), самый теплый – июль (средняя температура до + 21°С в предгорных районах и до + 8 в горах).

На территории региона расположены особо охраняемые природные территории: Тебердинский государственный природный биосферный заповедник, западная часть Кавказского государственного природного биосферного заповедника, часть особо охраняемого эколого-природного региона Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды, государственный природный заказник федерального значения «Даутский» (зоологический), 8 государственных природных заказников регионального значения, 74 памятника природы. На территории республики находится туристско-рекреационная территория Домбай-Архыз.

Действующая в республике система Большого Ставропольского канала является источником водоснабжения Ставропольского края.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Карачаево-Черкесской Республике осуществляется Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики, которое является постоянно действующим высшим законодательным и представительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.

Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики состоит из 50 депутатов, которые избираются сроком на пять лет по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.

Действующий состав Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики избран в сентябре 2014 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2019 года.

Исполнительную власть в Карачаево-Черкесской Республике осуществляет Правительство Карачаево-Черкесской Республики и иные исполнительные органы государственной власти республики.

Глава Карачаево-Черкесской Республики является высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти, срок полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего Главы республики – сентябрь 2021 года.

Правительство Карачаево-Черкесской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти республики. Правительство Карачаево-Черкесской Республики ответственно перед Главой Карачаево-Черкесской Республики.

Экономика и природные ресурсы

Карачаево-Черкесская Республика – индустриально-аграрный регион с хорошими условиями для развития горного туризма и рекреационного комплекса.

Основную роль в формировании валового регионального продукта (ВРП) республики играют промышленное производство, агропромышленный комплекс, оптовая и розничная торговля, строительная отрасль.

Доля промышленности в структуре ВРП республики более 20%. Ведущая роль в промышленном производства принадлежит обрабатывающим производствам (в структуре объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составляют более70%), производству и распределению электроэнергии, газа и воды (более 15%), а также добыче полезных ископаемых (около 7%).

Обрабатывающие производства представлены черной и цветной металлургией (Урупский ГОК, Зеленчукский ГОК), химической, нефтехимической (ОАО «Черкесское химическое производственное объединение, ОАО „Резинотехник“), автомобильной (ООО АК „ДерВейс“) и пищевой промышленностью (ООО „Меркурий“, ООО „Сатурн“, ОАО „Корпорация КАМОС“, ЗАО „Карачаево-Черкесский мукомол“, ОАО „Фирма „Юг-Молоко“), машиностроением (ОАО „НВА“, ОАО „Холодмаш“), промышленностью строительных материалов (ЗАО „Кавказцемент“, ОАО „Хабезский гипсовый комбинат“, ООО „Карачаево-Черкесский завод силикатного кирпича“). Большинство промышленных предприятий сосредоточено в Черкесске, Карачаевске, Теберде.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды осуществляется на базе энергетического комплекса, представленного тепловыми электростанциями, теплоэлектроцентралями и гидроэлектростанциями (ПАО «РусГидро» — «Каскад Зеленчукских ГЭС-ГАЭС»). Острой проблемой для республики является нехватка электроэнергии, большую часть объемов которой Карачаево-Черкесия получает из других регионов страны. Уровень газификации республики составляет около 90%.

Добыча полезных ископаемых осуществляется на базе разведанных месторождений вольфрама, медноколчеданных руд, цинка (Худесское месторождение), каменного угля, различных облицовочных камней и базальтов для производства минерального волокна. Нерудные материалы, цементное сырье и гипс имеются в регионе в больших объемах и служат хорошей сырьевой базой для интенсивного развития в республике промышленности строительных материалов. В Карачаево-Черкесии значительны и разнообразны запасы высококачественных подземных минеральных вод.

Кроме основных отраслевых комплексов в промышленности республики развиты деревообработка, целлюлозно-бумажная, легкая и фармацевтическая промышленность.

Доля агропромышленного комплекса в структуре ВРП региона – более 20%. Агроклиматические условия республики обусловили развитие сельского хозяйства со специализацией на животноводстве (в том числе – горнопастбищном), овощеводстве, производстве зерновых культур. Важной отраслью сельского хозяйства является племенное коневодство и производство шерсти. В Карачаево-Черкесии разводится самая ценная карачаевская порода овец, осуществляется первичная переработка сельскохозяйственного сырья – кожи, меха, джута.

Основными направлениями развития агропромышленного комплекса являются: в растениеводстве — производство зерна (рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха, кукуруза), сои, подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля, овощей; в животноводстве – мясо-молочное скотоводство, пастбищное овцеводство.

Культура и туризм

Карачаево-Черкесия является одним из самых красивых уголков нашей страны. Природа наградила его уникальными достопримечательностями. Вся горная часть республики является курортной зоной, включающей в себя такие жемчужины, как Домбай, Теберда, Архыз, Западное Приэльбрусье, высокогорные плато Бийчесын, Бермамыт.

Домбай — известнейший горнолыжный курорт, центр альпинизма и туризма на Кавказе, который славится своими великолепными пейзажами, высокогорными озерами, водопадами и нарзановым источником.

Первозданной природой и живописностью ландшафтов внимание туристов привлекает город-курорт Теберда. Это один из центров бальнеологического лечения в регионе. Здесь расположено несколько туристических баз и санаториев, оснащенных современным оборудованием. В лечении больных используются новейшие технологии и достижения медицины.

В последние годы в республике активно развивается туристско-рекреационный комплекс «Архыз». Он является стартовой площадкой Северо-Кавказского туристического кластера. Проект развития всесезонного горнолыжного курорта мирового уровня «Архыз» – это один из крупнейших инвестиционных проектов российского и иностранного бизнеса на Северном Кавказе. В зимний период здесь работают трассы для горных лыж всех существующих категорий сложности, а летом посетители «Архыза» могут прокатиться по канатной дороге, насладившись великолепием горных пейзажей с высоты более 2000 метров.

На северных склонах Главного Кавказского хребта, обращённых к Архызу, видны ледники – Софийский, Псышский и Большой Кизгичский. В районе Нижнего Архыза на высоте более 2000 метров над уровнем моря расположена самая мощная в России специальная астрофизическая обсерватория, которая является крупнейшим российским астрономическим центром наземных наблюдений объектов Вселенной.

Горы Карачаево-Черкесии представляют огромный интерес для любителей истории и археологии. Отдыхающим в горах предоставляется уникальная возможность познакомиться с жизнью, обычаями и бытом горцев, их богатой культурой и историческим наследием.

Карачаево-Черкесский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник объединил уникальный комплекс памятников и их территорий, связанных между собой исторически, этнически, архитектурно и ландшафтно. В Карачаево-Черкесии находятся развалины более 80 средневековых городов и поселений, свыше 5000 курганов, некрополи и отдельные захоронения различных эпох, языческие святилища, а также одни из самых древних на территории России христианские храмы.