бета

Межрегиональный банковский совет

О ходе реализации решений Межрегионального банковского совета

Заседание 6 сентября 2016 года. «Долговая нагрузка бюджетов субъектов Российской Федерации и их сбалансированность как важный фактор устойчивости финансовой системы»

Рекомендовано Правительству Российской Федерации завершить работу по инвентаризации и оценке действующих расходных обязательств регионов, возникающих в связи с осуществлением полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и полномочий Российской Федерации, передаваемых для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, в течение осенней сессии 2016 года Федерального Собрания Российской Федерации.

Реализация. Минфином России завершен процесс инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по итогам 2016 года. Подходы к инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также полученные результаты доложены на заседании Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации 25 октября 2016 года.

Рекомендовано Правительству Российской Федерации сформировать постоянно действующую автоматизированную систему непрерывного ведения реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации (в режиме трехлетки) для оценки объема средств, необходимых для исполнения действующих полномочий и заданий государственных программ, оценки дефицитов региональных бюджетов, определения необходимого объема финансовой помощи из федерального бюджета, а также для выработки системных мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов и созданию условий устойчивого экономического роста.

Реализация. Минфином России в соответствии с пунктом 4 статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказом Минфина России от 1 июля 2015 г. № 103н «Об утверждении порядка представления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерацию» осуществляется сбор и анализ реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации, и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (далее — реестры расходных обязательств).

Сбор реестров расходных обязательств осуществляется в Единой информационно-аналитической системе сбора и свода отчетности Минфина России в целях мониторинга расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, создания информационной базы для оценки финансовой обеспеченности реализации полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, их соотношения с оценкой реализации иных полномочий и учета результатов данного анализа при организации межбюджетных отношений.

Создание до 2017 года автоматизированной системы ведения реестров расходных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обеспечивающей сопоставимость фактических расходов региональных и местных бюджетов на финансирование указанных полномочий, в целях мониторинга результатов инвентаризации таких расходов и их учета для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации поручено пунктом 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 26 сентября 2016 г. № ДК-П13-199пр.

Рекомендовано Правительству Российской Федерации усовершенствовать методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях наиболее полного учета реальной ситуации в регионах.

Реализация. Работа по совершенствованию методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации осуществляется в рамках реализации протоколов совещаний в Правительстве Российской Федерации (ДМ-П13-60пр от 20 сентября 2016 г., ДК-П13-199пр от 26 сентября 2016 г.). Соответствующие предложения представлены на заседании Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации 25 октября 2016 года.

Рекомендовано Правительству Российской Федерации при заключении соглашений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации на предоставление бюджетных кредитов использовать дифференцированный подход, учитывая сложившуюся ситуацию с долговой нагрузкой и их реальные возможности по выполнению условий соответствующих соглашений.

Также рекомендовано рассмотреть возможность внесения изменений в ранее заключенные между Министерством финансов Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашения о предоставлении из федерального бюджета бюджетных кредитов путем:

увеличения сроков предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов на срок до 5 лет;

рассрочки исполнения долговых обязательств, имеющихся у бюджетов субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом до 2025 года.

Рекомендовано рассмотреть вопрос об увеличении сроков предоставления бюджетных кредитов в целях замещения коммерческих заимствований от 3 до 10 лет, определив достижение установленных ограничений по размеру дефицита и долга единовременно на всем протяжении использования бюджетного кредита.

Реализация. Минфином России в 2014–2016 годах проводится работа по ограничению объема государственного долга субъектов Российской Федерации, а также расходов на его обслуживание, в том числе за счет предоставления из федерального бюджета бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.

На основании соответствующих правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов Министерством финансов Российской Федерации с субъектами Российской Федерации в 2014–2016 годах заключены соглашения о предоставлении из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее — Соглашения).

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации приняты обязательства по выполнению условий Соглашений, предусматривающих обеспечение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на уровне не более 10% суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений и сокращение показателя отношения государственного долга к налоговым и неналоговым доходам.

Указанные обязательства и ограничения установлены в целях стимулирования субъектов Российской Федерации к проведению взвешенной долговой политики, сдерживанию роста государственного долга субъектов Российской Федерации.

Общий объем таких бюджетных кредитов на замещение долговых обязательств в 2014–2016 годах составит 701 млрд. рублей, в том числе в 2016 году- 303,5 млрд. рублей.

Предоставление бюджетных кредитов на замещение рыночных долговых обязательств привело к снижению в 2014–2016 годах доли рыночных заимствований в общей структуре государственного долга регионов на 19 п. п. до 47% на 1 октября 2016 года. По итогам 2014–2015 годов и 9 месяцев 2016 года экономия расходов на обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации (относительно первоначально запланированных расходов) составила 98,5 млрд. рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также за исключением бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

При подготовке проекта правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год Министерством финансов Российской Федерации будет рассмотрен вопрос дополнения его положением, предусматривающим предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов в 2017 году на срок до пяти лет.

Рекомендовано Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос об изменении структуры межбюджетных трансферов в части увеличения удельного веса дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Реализация. Проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2017 – 2019 годы предусмотрено увеличение общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 100 млрд. рублей по отношению к уровню 2016 года.

Рекомендовано Правительству Российской Федерации подготовить и внести на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий возможность осуществления передачи прав требований по банковским кредитам, выданным субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, от одной кредитной организации другой кредитной организации.

Реализация. Минфином России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 111.2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающий передачу прав требований по кредитам субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям от одного банка в пользу другого, Банку России, а также секьюритизация указанных кредитов с помощью финансовых агентов.

Указанный законопроект позволит увеличить оборачиваемость финансовых ресурсов у банков, а также привлечь дополнительные денежные средства на рынке ценных бумаг путем выпуска банками соответствующих облигаций, обеспеченных стабильными денежными потоками.

В настоящее время законопроект находится на внутриведомственном согласовании в Минфине России.

Рекомендовано Центральному банку Российской Федерации использовать в методиках применения инструментов рефинансирования кредитный рейтинг по национальной рейтинговой шкале, полученный от кредитных рейтинговых агентств, внесенных Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств.

Реализация. Банк России поддерживает предлагаемый подход, при котором при рефинансировании долговой нагрузки региональных и муниципальных бюджетов необходимо использовать кредитный рейтинг агентств, внесенных Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств.

При этом, в настоящее время в реестр кредитных рейтинговых агентств входит одно рейтинговое агентство — АО «АКРА», документы еще трех национальных рейтинговых агентств находятся на рассмотрении в Банке России.

Иностранные рейтинговые агентства (Standart&Poor's, Fitch-Ratings, Moody's Investors Service) на сегодняшний момент не подавали документы для внесения в реестр. Таким образом, в настоящее время использование в методиках применения инструментов рефинансирования кредитных рейтингов преждевременно. Необходимо дождаться окончания переходного периода и только после этого полноценно включать кредитные рейтинги в механизм рефинансирования.

Вопрос об использовании кредитных рейтингов, присвоенных по национальной рейтинговой шкале кредитными рейтинговыми агентствами, внесенными Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, при проведении операций рефинансирования Банка России может быть рассмотрен по результатам анализа практики присвоения указанных рейтингов.

Рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации внедрять практику обязательной разработки долговой политики субъектов Российской Федерации на среднесрочный (долгосрочный) период в целях более эффективного управления государственным долгом региона, а также активизировать работу по получению кредитных рейтингов по национальной рейтинговой шкале от кредитных рейтинговых агентств, внесенных Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств в целях оптимизации расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации.

Реализация. По информации, поступающей от субъектов Российской Федерации, в ряде субъектов Российской Федерации долговая политика субъектов Российской Федерации разработана и утверждена. Также в ряде субъектов Российской Федерации ведется работа по ее разработке и утверждению.

Рекомендовано Заместителю Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.В. Бушмину, Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитету Совета Федерации по социальной политике предложить решение проблемы, связанной с уплатой субъектами Российской Федерации страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения трудоспособного возраста, в срок до 1 октября 2016 года.

Реализация. По результатам проведенной работы были подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации предложения, предусматривающие внесение изменений в законодательные акты, направленные на уточнение порядка учета неработающих граждан трудоспособного возраста в целях уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Соответствующий законопроект разработан Правительством Российской Федерации. Планируется его внесение в Государственную Думу.

Заседание 31 мая 2016 года. «Национальная платежная система: первые итоги создания и перспективы развития»

Рекомендовано Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о пересмотре в сторону понижения порогового значения, при котором у торгово-сервисных предприятий возникает обязанность обеспечить прием национальных платежных инструментов при проведении расчетов с гражданами.

Реализация. Министерство финансов Российской Федерации концептуально поддерживает данное предложение, поскольку оно положительно скажется на развитии безналичных форм оплаты и доступности платежной инфраструктуры, увеличит прозрачность оборота торгово-сервисных организаций, а также будет способствовать усилению борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов и легализации доходов, полученных преступным путем.

Вместе с Министерство финансов Российской Федерации отмечает, что понижение порогового значения, при котором у торгово-сервисных предприятий возникает обязанность обеспечить прием национальных платежных инструментов при проведении расчетов с гражданами, повлечет за собой дополнительное финансовое обременение хозяйствующих субъектов в виде различных расходов, включая расходы на установление специализированной техники, а именно терминалов для проведения операций по безналичным расчетам, которые в свою очередь могут привести к избыточной нагрузке на субъекты предпринимательской деятельности и росту цен на товары за счет переноса издержек торговых организаций.

При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать уровень развития платежной инфраструктуры в отдаленных и труднодоступных районах, а также необходимость наличия в них бесперебойного доступа к сети «Интернет», в том числе доступа к сетям подвижной радиотелефонной связи и (или) сетям связи общего пользования для обеспечения приема национальных платежных инструментов и оплаты с их использованием товаров (работ, услуг).

Кроме того, Консультативный совет по вопросам развития национальной платежной системы при Председателе Банка России 24 марта 2016 года одобрил приоритетные мероприятия дорожной карты «Национальная платежная инициатива» (далее дорожная карта), подготовленной Ассоциацией «Национальный платежный совет» (протокол № 5).

В дорожной карте содержится ряд мероприятий, направленных на увеличение доли безналичных расчетов при реализации торгово-сервисными предприятиями гражданам товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Необходимо отметить, что меры, указанные в дорожной карте, носят стимулирующий характер.

АО «НСПК» установлена задача обеспечить полномасштабную эмиссию платежных карт «Мир» в 2016–2018 годах (60 млн. в 2018 году).

Учитывая вышеизложенное, Министерство финансов Российской Федерации считает целесообразным вернуться к рассмотрению возможности снижения порогового значения, при котором у торгово-сервисных предприятий возникает обязанность обеспечить прием национальных платежных инструментов при проведении расчетов с гражданами, после обеспечения полномасштабной эмиссии платежных карт «Мир». 

Рекомендовано Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос невзимания комиссии за снятие наличных денежных средств по платежным картам «Мир».

Реализация. Как отмечает Министерство финансов Российской Федерации, уровень комиссии при проведении операций снятия наличных денежных средств устанавливается участниками национальной платежной системы, а именно платежной системой «Мир» и банками-эмитентами платежных карт.

Необходимо учитывать, что избыточное влияние государства и отсутствие свободной конкуренции в данной сфере могут ограничить развитие финансового рынка и эффективное распределение финансовых ресурсов.

В этой связи данное предложение требует дополнительной проработки и оценки источников покрытия расходов банков-эквайреров на выдачу наличных денежных средств. 

Рекомендовано Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих упрощение процедуры идентификации клиентов при открытии счетов.

Реализация. С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 191-ФЗ), который упрощает порядок открытия счетов в кредитных организациях.

В соответствии с Законом № 191-ФЗ кредитным организациям разрешается открытие счета (вклада) клиента без личного присутствия открывающего счет (вклад) физического лица или представителя клиента в случае, если данный клиент ранее был идентифицирован этой же кредитной организацией при личном присутствии физического лица либо при личном присутствии представителя клиента и находится на обслуживании в кредитной организации, в которой открывается счет (вклад), а также в отношении его обновляется информация, за исключением случаев возникновения у кредитной организации в отношении данного клиента или его представителя либо в отношении операции с денежными средствами данного клиента подозрений в том, что ни связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Таким образом, при соблюдении вышеуказанных требований дополнительный счет (вклад) клиента — физического лица, индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть открыт дистанционно. Вместе с тем, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, совершенствование института идентификации клиентов при открытии счетов не должно быть ориентировано только на автоматизацию процесса сбора, обработки и хранения информации, без его использования для изучения потенциального клиента, оценки рисков, связанных с его обслуживанием. 

Рекомендовано Центральному банку Российской Федерации обеспечить меры по поддержке национальной финансовой инфраструктуры и дальнейшего развития системы передачи финансовых сообщений (далее – СПФС) за счет расширения перечня оказываемых услуг и состава пользователей, продолжить работу по дальнейшему развитию платежной системы «Мир» в соответствии со Стратегией развития Национальной системы платежных карт.

Реализация. В настоящее время Банк России успешно завершил выполнение работ, предусмотренных проектом Банка России по развитию СПФС. Пользователями СПФС являются 330 кредитных организаций, которые ежедневно осуществляют передачу свыше 12 тысяч финансовых сообщений. В целях расширения состава участников СПФС Банк России обеспечил возможность участия в СПФС всем кредитным организациям, вне зависимости от использования ими иностранных систем, предоставляющих услуги финансовых сообщений, а также их клиентам — юридическим лицам. Пользователям СПФС услуги по передаче финансовых сообщений в рамках СПФС оказываются Банком России в ежедневном и круглосуточном режиме (кроме выходных и нерабочих праздничных дней) в соответствии с установленными Банком России конкурентными тарифами. 

Рекомендовано кредитным организациям завершить в кратчайшие сроки мероприятия, обеспечивающие прием карт «Мир» всеми торговыми и сервисными организациями, находящимися на их эквайринговом обслуживании, а также эмиссию карт «Мир» и перевод на нее клиентов бюджетной сферы.

Реализация. По состоянию на 5 сентября 2016 года 137 банков являются участниками платежной системы «Мир». Более 70 банков полностью или частично подготовили сети своих устройств для приема карт «Мир»), к выпуску карт готовы 36 банков. Карты «Мир» принимают свыше 65 тысяч банкоматов и около 230 тысяч POS-терминалов по всей России.


Заседание 29 февраля 2016 года. «Противодействие недобросовестным практикам поведения в банковской сфере: совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности Банка России и субъектов финансового рынка»

Рекомендовано Правительству Российской Федерации в целях создания равных конкурентных условий на финансовом рынке завершить в кратчайшие сроки работу по реализации второго этапа Пилотного проекта по предоставлению Пенсионным фондом Российской Федерации кредитным организациям электронной выписки о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица — заемщика, а также работу по созданию других государственных электронных сервисов, содержащих информацию Федеральной налоговой службы, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы судебных приставов и других, для проверки кредитными организациями платежеспособности заемщиков и сведений о банковских клиентах и их бенефициарах в рамках деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Реализация. По данным Министерства финансов Российской Федерации, в настоящее время проводится работа по подготовке второго этапа Пилотного проекта, направленного на предоставление кредитным организациям из ПФ РФ электронной выписки о состоянии индивидуального лицевого счета заемщика в системе обязательного пенсионного страхования в целях создания равных конкурентных условий на финансовом рынке.

Реализация второго этапа Пилотного проекта позволит финансовым организациям получать данные, из которых расчетным путем можно будет получить информацию о доходе физического лица. При этом, однако, итоговая информация всегда будет иметь определенную погрешность (возрастающую по мере увеличения дохода физического лица), связанную с методикой расчета пенсионных отчислений, включающей определенные вычеты из расчетной базы. 

Рекомендовано Правительству Российской Федерации ускорить разработку и принятие постановления Правительства Российской Федерации, расширяющего доступ кредитных организаций к средствам государственных внебюджетных фондов и Федерального казначейства.

Реализация. Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 года № 389 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое изменяет требования к кредитным организациям при размещении государственных средств на банковских счетах и депозитах.

Установлены следующие требования к кредитным организациям при размещении государственных средств на банковских счетах и депозитах:

а) наличие у кредитной организации генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;

б) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 25 млрд. рублей;

в) участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

г) отсутствие у кредитной организации просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещенным в ней за счет средств федерального бюджета;

д) соответствие одному из следующих требований:

— нахождение под прямым или косвенным контролем Центрального банка Российской Федерации или Российской Федерации;

— заключение государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» с кредитной организацией договора субординированного займа и предоставление облигаций федерального займа либо заключение договора о приобретении привилегированных акций кредитной организации и оплата таких акций облигациями федерального займа в рамках мер по повышению капитализации.

Также средства могут размещаться на банковских депозитах в кредитных организациях, если в отношении этих кредитных организаций или в отношении лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находятся эти кредитные организации, действуют международные санкции и такие кредитные организации определены отдельным решением Правительства Российской Федерации. 

Рекомендовано Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации рассмотреть вопрос о существенном усилении административной и введении уголовной ответственности за систематическое ведение незаконной деятельности по выдаче займов и кредитов населению в отношении организаций, которые не входят в реестр Банка России, но фактически осуществляют такую деятельность

Реализация. По информации Министерства финансов Российской Федерации, в настоящее время ведется работа по выявлению и пресечению нелегальной деятельности организаций и граждан по предоставлению потребительских займов в рамках деятельности Экспертной труппы при Межведомственной рабочей труппе по противодействию преступлениям в сфере экономики Генеральной прокуратуры Российской Федерации с участием представителей Минфина России, Минэкономразвития России, Банка России, МВД России, а также Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию».

Разработаны основные форматы и методы межведомственного взаимодействия, определен комплекс согласованных действий, направленных на усиление контроля в данной сфере и пресечение нарушений в области потребительского кредитования, приняты дополнительные меры к активизации работы на этом направлении, включая обмен информацией о нелегальной деятельности с саморегулируемыми организациями кредитных потребительских кооперативов и объединениями микрофинансовых организаций. 

Рекомендовано Центральному банку Российской Федерации провести работу по совершенствованию форм банковской отчетности, направленную на повышение наглядности и доступности отчетности широкому кругу пользователей.

Реализация. В качестве одного из приоритетных направлений в Банке России проводится работа по повышению доступности информации о рисках кредитных организаций для их инвесторов и клиентов, а также других заинтересованных лиц, по результатам которой предполагается обязать кредитные организации раскрывать в годовой (промежуточной) бухгалтерской (финансовой) отчетности ряд новых показателей, позволяющих судить об уровне рисков в кредитной организации.

По результатам данной работы планируется сделать публичной информацию об отдельных показателях, которые предоставляются банками в Банк России в составе надзорной отчетности (например, свидетельствующих об отсутствии реальной деятельности у заемщиков банка и об объеме (доле) кредитов компаниям с признаками отсутствия реальной деятельности, по которым банком приняты решения о признании деятельности реальной), а также обязать кредитные организации раскрывать широкому кругу лиц информацию, характеризующую объемы реструктурированной ссудной задолженности, зарубежной деятельности банков и ее виды, и сведения об обремененных активах.

Кроме того, с целью укрепления рыночной дисциплины предполагается реализовать международные подходы в части раскрытия информации о применении в отношении кредитных организаций мер за наиболее серьезные нарушения, а именно: оперативно раскрывать информацию о запретах на осуществление банковских операций (за исключением случаев, когда такая публикация может явиться причиной возникновения угрозы стабильности банковской системы Российской Федерации на федеральном или региональном уровне).

При этом Банк России считает также целесообразным установить уголовную ответственность за умышленные действия должностных лиц банка, связанные с нарушением указанных запретов.


Заседание 8 ноября 2012 года. «Повышение капитализации частных российских банков и развитие конкуренции в банковской сфере»

Рекомендовано Правительству РФ и Центральному банку РФ рассмотреть возможность введения в законодательство Российской Федерации понятий «системообразующий банк», и «системообразующий региональный банк» и подготовить предложения по регулированию деятельности таких банков в соответствии со стандартами Базель-3.

Реализация. Банком России было издано Указание Банка России от 16.01.2014 года №3174-У «Об определении перечня системно значимых кредитных организаций». Перечень системно значимых кредитных организаций определяется на основе количественных показателей, рассчитываемых с учетом результатов деятельности кредитной организации за каждый финансовый год из трех лет, предшествующих дате расчета. В Перечень включаются кредитные организации, на которые приходится не менее четырех пятых совокупных активов банковского сектора.

Рекомендовано Правительству РФ поручить Федеральной антимонопольной службе РФ разработать и принять комплекс мер, направленных на обеспечение и развитие конкуренции на рынке банковских услуг.

Реализация. Принят Федеральный закон от 4 ноября 2014 года №333-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов». Закон внес изменение в Трудовой кодекс РФ, установив право работника выбирать кредитную организацию, в которую работодатель будет перечислять ему заработную плату. Отменил нормы, установленные в Семейном кодексе РФ и других законах, согласно которым денежные средства, предназначенные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могли поступать только на счета, открытые в ОАО «Сбербанк России», либо в кредитных организациях, чей контрольный пакет акций принадлежит государству.


Заседание 12 марта 2013 года. «Совершенствование правовых механизмов банковского кредитования в целях обеспечения роста экономики России»

Рекомендовано Правительству РФ и Центральному банку РФ рассмотреть целесообразность внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части повышения максимального размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках Российской Федерации до 1 млн. рублей и дифференциации страховых взносов банков в зависимости от принимаемых рисков.

Реализация. Принят Федеральный закон от 29 декабря 2014 года №451-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Закон увеличивает предельный размер страхового возмещения по вкладам физических лиц с 700 тыс. до 1,4 млн. рублей, что будет способствовать повышению уровня защищенности вкладчиков, а, следовательно, доверия граждан к банковской системе в условиях финансовой нестабильности.

Рекомендовано Правительству РФ и Центральному банку РФ развивать механизм государственных финансовых гарантий.

Реализация. В июле 2014 года начало работу НДКО «Агентство кредитных гарантий», созданное по распоряжению Правительства РФ в целях обеспечения стабильной поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства.

Рекомендовано Центральному банку РФ принять комплекс мер, направленных на укрепление ресурсной базы банков.

Реализация. В июле 2014 года Банк России увеличил максимальный срок привлечения средств в рамках кредитов, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами и золотом, по фиксированным ставкам с 365 до 549 дней. В целях стабилизации ситуации Банк России начал проводить однодневные операции «валютный своп» по продаже долларов США за рубли.

5 ноября 2014 года Банк России ввел новый инструмент – сделки РЕПО на 12 месяцев. Первый аукцион запланирован на вторую декаду ноября с лимитом до 10 млрд. долларов. Были понижены минимальные ставки по сделкам на все сроки по валютным РЕПО.

В 2015 году Банк России дополнил систему инструментов денежно-кредитной политики сделками своп с золотом с использованием металлических счетов: аукционами на сроки от 1 до 7 дней и операциями по фиксированной процентной ставке на срок 1 день.

Расширен круг кредитных организаций, которым открыт доступ к кредитным ресурсам Банка России: в него включена 3-я классификационная группа при обеспечении золотом или поручительствами.


Заседание 20 декабря 2013 года. «Совершенствование законодательства в целях предотвращения криминальных рисков в банковской деятельности как условие эффективного развития экономики и социальной сферы»

Рекомендовано Правительству РФ и Центральному банку РФ разработать проект федерального закона о внесении изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в части усиления ответственности за преступления и административные правонарушения в сфере информационных банковских технологий, а также усилить борьбу с преступлениями в сфере дистанционного банковского обслуживания и платежных карт.

Реализация. 19 ноября 2014 года принят в первом чтении законопроект №537952-6 «О внесении изменений в статьи 187 и 272 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части усиления ответственности за преступления, совершаемые в целях хищения денежных средств с использованием банковских технологий)». Нормы законопроекта направлены на снижение рисков при использовании электронных платежных средств, повышение эффективности противодействия преступлениям в банковской сфере.

Банком России издано Указание №3361-У, вносящее изменения в Положение ЦБР № 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств», устанавливающее более жесткие требования к кредитным организациям для осуществления переводов с применением банкоматов и платежных терминалов, с использованием систем Интернет-банкинга, мобильного банкинга, требования к использованию платежных карт, оснащенных микропроцессором.

Рекомендовано Правительству РФ и Центральному банку РФ с целью снижения уровня криминальных банкротств кредитных организаций предусмотреть уголовную ответственность за фальсификацию отчетности и бухгалтерских документов.

Реализация. Принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года №218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий уголовную ответственность руководства кредитных организаций за фальсификацию финансовой отчетности кредитных организаций. Изменения внесены, в частности, в статью 172.1 Уголовного кодекса РФ. За фальсификацию отчетности предусмотрено лишение свободы на срок до четырех лет с последующим лишением права занимать должности в кредитных организациях или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Также в качестве наказания за подделку финансовой документации топ-менеджмент банков может быть приговорен к принудительным работам на срок до пяти лет или к уплате штрафа в размере от 300 тыс. до 1 млн. рублей или в размере заработной платы, полученной за предшествовавшие обвинению в фальсификации отчетности два-четыре года.

Рекомендовано Правительству РФ и Центральному банку РФ ускорить доработку проектов федеральных законов, устанавливающих обязанность для средних и крупных организаций розничной торговли приема платежей с использованием банковских карт, а также вводящих административную ответственность за невыполнение такой обязанности.

Реализация. Принят Федеральный закон от 5 мая 2014 года №112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вносящий изменения в закон «О защите прав потребителей» и Кодекс об административных правонарушениях и устанавливающий обязанность торговых предприятий принимать банковские карты при продаже товаров потребителям, в случае нарушения данной обязанности нести материальную ответственность в виде административного штрафа.


Заседание 4 апреля 2014 года. «Правовая защита банков при банкротстве заемщиков. Банкротство физических лиц»

Рекомендовано Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ повысить ответственность оценщиков за качество предоставляемых услуг по оценке залогового обеспечения и закрепить ее законодательно.

Реализация. Принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года №225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», уточняющий регулирование оценочной деятельности, расширяющий обязанности оценщиков и саморегулируемых организаций, что должно положительно повлиять на качество оценки.

Рекомендовано Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ предусмотреть уголовную ответственность руководителей организаций за фальсификацию отчетности и бухгалтерских документов.

Реализация. Принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года №218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий уголовную ответственность руководства финансовых организаций за фальсификацию финансовой отчетности кредитных организаций.


Заседание 14 ноября 2014 года. «Пути повышения эффективности банковской системы России. Роль и место мегарегулятора. Направления совершенствования законодательства»

Рекомендовано Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ ускорить разработку, рассмотрение и принятие проекта федерального закона, разрешающего применение бессрочных субординированных кредитов в целях повышения капитализации кредитных организаций.

Реализация. Принят Федеральный закон от 22 декабря 2014 года №432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Закон, помимо осуществления консолидации норм законодательства о банкротстве, вносит изменения в главу 3 «Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций» Федерального закона от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности». В том числе, она дополняется статей 251 «Субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) кредитной организации», что создает дополнительные возможности для увеличения капитала банков. Такие меры направлены на повышение устойчивости банковской системы. 

Рекомендовано Правительству РФ разработать и внедрить дополнительные механизмы государственной поддержки предприятий приоритетных отраслей экономики, включая государственные гарантии, субсидирование процентных ставок в целях развития импортозамещения.

Реализация. Принято Распоряжения Правительства РФ от 27 января 2015 года №98-р, которым утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (широко известный как «антикризисный план»). Среди прочих мер, порядка 20 млрд. рублей выделяется на формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности (в том числе организациям оборонно-промышленного комплекса – головным исполнителям государственного оборонного заказа и ключевым предприятиям кооперации – таким предприятиям предполагаются средства сверх указанных 20 млрд. рублей), реализующим проекты импортозамещения, в том числе в рамках соответствующих программ, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности.