Комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации

Материалы комиссии

Отчет о деятельности Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ в период с июня по декабрь 2017г

Временная комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ была образована Постановлением №162-СФ Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 июня 2017 г. на основании Рекомендаций парламентских слушаний, проведенных в СФ РФ 7 июня 2017 г., на тему: «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика». Постановлением СФ РФ определены также основные цели Комиссии:

— подготовка предложений по совершенствованию российского законодательства в сфере защиты государственного суверенитета и предотвращения вмешательства во внутренние дела Российской Федерации,

— мониторинг деятельности иностранных государств, международных объединений и международных организаций, направленной на осуществление вмешательства во внутриполитические процессы в Российской Федерации.

С момента образования (14 июня 2017 года) состоялось 4 заседания Комиссии, 4 заседания Рабочих групп Комиссии, 2 круглых стола, совместное заседание Рабочих групп, а также заседание экспертной группы при Комиссии.

27 июня 2017 г. состоялось первое заседание Комиссии, в ходе которого были определены задачи, образованы рабочие группы, экспертная группа, а также распределены обязанности между членами Комиссии.

13 июля 2017 г. состоялось заседание экспертной группы Комиссии. В ее подготовке и работе приняли активное участие около 30 российских экспертов (12 экспертов выступили непосредственно на указанном заседании). В результате дискуссии практически все ее участники одобрили формирование Комиссии и внесли конкретные предложения по организации и проведению ее дальнейшей работы.

18 июля 2017 г. прошло второе заседание Комиссии, в ходе которого были обсуждены предложения, прозвучавшие на заседании экспертной группы, заслушан доклад О.В. Морозова, руководителя Рабочей группы по мониторингу внешней деятельности, направленной на вмешательство во внутренние дела РФ. В докладе было обозначено девять наиболее приоритетных направлений, по которым осуществляется вмешательство во внутренние дела РФ. Также был утвержден план работы Комиссии на 2017 год.

25 сентября 2017 года состоялось расширенное заседание Рабочей группы по защите государственного суверенитета на территории РФ. Комиссия заслушала информацию руководителя Рабочей группы И.Н.Чернышенко, а также доклад О.В.Морозова по вопросу о признаках внешнего вмешательства в связи решениями, принимаемыми в Совете Европы и вокруг него. В ходе заседания была обсуждена структура и порядок подготовки предварительного доклада Комиссии Совету Федерации. На заседании были сделаны предложения законодательного характера, утверждена редакционная группа по подготовке предварительного доклада (А.А.Климов, Б.А.Невзоров, О.В.Морозов, И.К.Чернышенко). В результате дискуссии с участием представителей федеральных органов государственной власти и экспертов было установлено:

— факт наличия признаков вмешательства в сугубо внутренние дела РФ в период подготовки и проведения региональных выборов 10.09.2017 г. (при этом подчеркивалось, что данные попытки не привели к заметному влиянию на результаты выборов);

— зарубежная активность вокруг рассмотрения в структурах Совета Европы т. н. «Дела Кировлеса» приобретает в настоящее время все более очевидный характер противоправного давления на российские власти и общество, а также ведет к дезинформации мировой общественности с целью оказания прямого влияния на подготовку и проведение президентских выборов в России в 2018 г.

5 октября 2017 г. состоялось расширенное заседание Рабочей группы по мониторингу внешней деятельности, направленной на вмешательство во внутренние дела РФ. Заседание проводилось с целью продемонстрировать враждебный и противоправный характер действия американских властей в отношении российских средств массовой информации, в первую очередь RT и Sputnik. В заседании приняли участие главный редактор телеканала RT М.С. Симоньян, директор Департамента информации и печати МИД РФ М.В. Захарова, а также представители Государственной Думы, Министерства юстиции, Роскомнадзора, Генеральной прокуратуры, Росфинмониторинга, ФСБ, ФНС, а также другие приглашенные эксперты. По итогам заседания было принято решение предложить министерствам и ведомствам РФ:

1) незамедлительно разработать меры ответного и адресного характера на дискриминационные действия США в отношении российских СМИ.

2) внести в Комиссию СФ предложения для возможного последующего принятия в установленном порядке изменений в российское законодательство.

24 октября 2017 г. прошло расширенное заседание Рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства РФ в сфере защиты государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела. В заседании приняли участие представители исследовательских институтов, профильных министерств и ведомств. Рабочая группа подготовила законодательные предложения по девяти направлениям вмешательства. Было дано определение «вмешательству извне во внутренние дела РФ».

В связи с блокировкой рекламных аккаунтов «Russia Today» и «Sputnik» в Twitter властями США 1 ноября 2017 г. состоялось расширенное заседание Рабочей группы по мониторингу внешней деятельности, направленной на вмешательство во внутренние дела РФ. Заслушав информацию приглашенных экспертов и представителей ведомств, Комиссия пришла к выводу, что недружественные действия осуществлялись в отношении российских СМИ в неправовом поле и под абсолютно надуманными политическими предлогами. По итогам заседания было принято решение рассмотреть проекты инициатив, направленных на совершенствование российского законодательства в части защиты государственного суверенитета и предотвращения вмешательства в наши внутренние дела, предложенные Министерством юстиции РФ, другими ведомствами, а также иными субъектами законодательной инициативы. Также в качестве ответной зеркальной меры на дискриминационные действия властей США в отношении российских СМИ Комиссия порекомендовала российским компаниям воздержаться от размещения рекламного контента в Twitter.

15 ноября 2017 г. состоялся круглый стол, организованный Комиссией, на тему «Черная книга вмешательства во внутренние дела суверенных государств в XXI веке». В работе участвовали эксперты, руководители и представители научных организаций. Было принято решение подготовить «Черную книгу» к июню 2018 года.

21 ноября 2017 г. был проведен очередной круглый стол на тему: «Суверенная экспертиза как инструмент нормативно-правового регулирования, направленного на защиту государственного суверенитета Российской Федерации». Цель проведения «суверенной экспертизы» — выявление антисуверенных факторов в действующих нормативно-правовых актах, а также в проектах нормативно-правовых актов с целью их последующего устранения. По итогам заседания было рекомендовано провести ряд круглых столов по тематике «суверенной экспертизы» и подготовить проект методических рекомендаций.

28 ноября 2017 г. состоялось третье заседание Комиссии, в рамках которого было принято решение о структуре ежегодного доклада Комиссии, утверждено наличие закрытой части, сформирована редакционная группа ежегодного доклада, определен срок подготовки его к публикации: конец января – начало февраля 2018 г. Основным вопросом повестки дня стал пункт «о консолидации усилий по предотвращению актов вмешательства извне во внутренние дела суверенных государств методами парламентской дипломатии». Члены Комиссии сошлись на том, что необходимо максимально использовать все возможные площадки, работа на которых предусмотрена Планом межпарламентского сотрудничества Совета Федерации на 2018 г., для продвижения использования методов парламентской дипломатии в целях предотвращения актов вмешательства извне во внутренние дела суверенных государств.

12 декабря 2017 г. состоялось совместное заседание Рабочих групп в связи с решением МОК о недопуске спортсменов под российским флагом на Олимпиаду в Пхенчхане. Темой заседания стало «использование международного спорта для оказания политического давления извне на Российскую Федерацию». В заседании принял участие и выступил с докладом Министр спорта Российской Федерации П.А. Колобков. Комиссия приняла решение включить политизацию спорта в перечень основных направлений вмешательства извне во внутренние дела РФ, поручить В.А. Озерову в дальнейшем курировать данную тему, а также разработать рекомендации, часть из которых войдет в закрытую часть ежегодного доклада Комиссии.

25 декабря 2017 г. в рамках четвертого заседания Комиссии было решено подготовить и провести в 2018 г. два открытых заседания Рабочих групп по вопросам, связанным с угрозами негативного воздействия извне на молодежь и недобросовестным использованием экологической проблематики для прикрытия попыток вмешательства в суверенные дела РФ.

В ходе 420 заседания СФ (10 октября 2017 г.) был представлен предварительный доклад Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации. Три месяца работы Комиссии показали, что угрозы извне государственному суверенитету, в т. ч. посредством попыток вмешательства во внутренние дела РФ, не только продолжаются, но и усиливаются, особенно начиная с 2014 г. При этом основная активность исходит со стороны властей США и ряда их сателлитов, прежде всего из числа государств – членов НАТО. Комиссия констатировала, что российская политическая система в настоящее время гораздо более стабильна, а наше общество более подготовлено к современным вызовам, чем это было еще 15–20 лет назад. Сказанное, однако, не является основанием для недооценки возможных угроз извне российскому суверенитету.

В названном докладе Комиссия определила наиболее актуальные и представляющие серьезную угрозу направления вмешательства извне во внутренние дела РФ. Также в докладе представлен ряд рекомендаций по защите государственного суверенитета.

Отмечая факт наличия признаков вмешательства во внутренние дела РФ в период подготовки и проведения выборов 2016 −17 гг., Комиссия подчеркивает, что наблюдавшиеся попытки не отразились заметным образом на самих результатах. В то же время у Комиссии есть серьезные основания предполагать возможность усиления вмешательства в суверенные дела России в связи с предстоящими в марте 2018 г. выборами Президента РФ.

В результате проведенного анализа, а также учитывая мнения федеральных министерств, ведомств РФ и экспертного сообщества было предложено внести в законодательство РФ следующие изменения и дополнения:

1. Для создания системы мер законодательного характера по защите государственного суверенитета закрепить законом определение «вмешательства извне во внутренние дела РФ».

2. Для усиления парламентских возможностей по предотвращению вмешательства в суверенные дела РФ дополнить перечень целей, принципов и предметов парламентского расследования положениями о вмешательстве извне во внутренние дела РФ. По мнению Комиссии, наделение палат Федерального Собрания данными полномочиями существенно дополнит инструментарий политического реагирования на возможные внешние вызовы.

3. Для усиления защиты электорального суверенитета внести поправки, которые запрещали бы:

— доверенным лицам кандидатов в Президенты РФ, в депутаты Государственной Думы, в главы субъектов Федерации иметь гражданство либо вид на жительство в иных государствах (запрет двойного гражданства);

— лицам, не имеющим гражданства Российской Федерации, в любой форме принимать участие в избирательной кампании любого кандидата на любую выборную должность в РФ, в т. ч. путем политического, правового и иного консультирования, проведения агитации, социологических опросов и исследований, организации работы самих кандидатов, их предвыборных штабов, доверенных лиц, агитаторов, наблюдателей и т. п.

— запретить изготовление печатных и иных материалов агитационного характера за рубежом для использования названного на территории Российской Федерации.

В октябрьском докладе Комиссии определено понятие «вмешательства извне во внутренние дела», которое пока отсутствует в российском законодательстве. Комиссия установила, что применение новых форм и методов осуществления внешнего вмешательства в дела РФ требует уточнения отдельных норм законодательства, хотя многое в этом направлении уже было сделано за минувшие годы.

В период работы Комиссии в законодательство Российской Федерации (в соответствии с рекомендациями Комиссии и при участии членов Комиссии) были внесены следующие изменения:

Внесен и принят Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», который определяет полномочия государственных органов и предусматривает механизм государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, вводит категорирование объектов и предусматривает ведение реестра значимых объектов критической информационной инфраструктуры. Закон направлен на предупреждение возникновения компьютерных инцидентов на указанных объектах, и существенно снизит общественно-политические, финансовые и иные негативные последствия для Российской Федерации в случае проведения против нее компьютерных атак.

Внесены изменения в Федеральный закон «О связи», которые позволяют пресечь распространение идентификационных модулей (SIM-карт) без заключения договоров, а также оказание услуг связи анонимным абонентам (пользователям).

Принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 6 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона). Данные изменения предусматривают возможность внесудебного ограничения доступа к информационным ресурсам запрещенных в России организаций, что позволяет своевременно блокировать распространяемые ими информационные материалы. Также закон предусматривает, что юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, распространяющее для неограниченного круга лиц сообщения и материалы, может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, независимо от его организационно-правовой формы, если оно получает денежные средства или иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства и т. д. К иностранному средству массовой информации могут быть применены положения Федерального закона «О некоммерческих организациях», регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Указанный закон имеет сугубо ответный и адресный характер и принят в связи с ущемлением в США законных прав ряда российских СМИ.

В дополнение к нему в Государственную Думу 19 декабря 2017 г. был внесен законопроект №345523-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который был разработан в целях совершенствования правового регулирования распространения массовой информации иностранными средствами массовой информации. Он предусматривает возможность применения к российскому юридическому лицу, выполняющему функции иностранного агента, положений Федерального закона «О некоммерческих организациях», регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Предусматривается, что материалы и сообщения, созданные и распространяемые иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и учрежденным им российским юридическим лицом, вне зависимости от способа и формы распространения должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы созданы и распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. В случае отсутствия соответствующего указания в материалах законопроектом предусматривается возможность применения мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию.

За время своей работы Комиссия тесно сотрудничала с Государственной Думой, Центральной избирательной комиссией РФ, Министерством иностранных дел, Министерством юстиции, Генеральной прокуратурой, профильными федеральными органами исполнительной власти и органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Деятельность Комиссии с первых дней оказалась в центре внимания отечественных и зарубежных СМИ, дипломатического корпуса, наших зарубежных коллег. К работе Комиссии проявляют заметный интерес в экспертном сообществе, общественных организациях в России и за ее пределами, в российских регионах.

Члены Комиссии активно участвовали в различных мероприятиях на сторонних площадках для прояснения позиций. В том числе, 17 октября 2017 г. в рамках 137-й ассамблеи Межпарламентского союза член Бюро постоянного комитета МПС по миру и международной безопасности, председатель Комиссии А.А. Климов выступил с докладом о начале работы Комиссии СФ по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства извне во внутренние дела РФ. Он также принял участие и выступил с докладом на международной конференции «Современные избирательные тенденции в условиях многополярного мира», организованной ЦИК РФ, и провел 14 ноября 2017 г. пресс-конференцию с участием представителей международных направлений политических партий, представленных в Государственной Думе: первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Д.Г. Новикова, членов Комитета Государственной Думы по международным делам С.В. Железняка и А.Ю. Морозова, российского политика и общественного деятеля А.Л. Романовича. Представители всех парламентских партий России поддержали деятельность Комиссии СФ и подчеркнули важность обеспечения защиты государственного суверенитета и предотвращения вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.

г. Москва
25 декабря 2017 г.