Энциклопедический справочник

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ОТ 30 МАЯ 2001 Г. № 3-ФКЗ "О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ"

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД, который незамедлительно передается на утверждение СФ. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию. После обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения в срок, не превышающий 72 часов, СФ рассматривает вопрос о его утверждении в качестве первоочередного и принимает соответствующее постановление. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения, не утвержденный СФ, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население РФ или ее соответствующих отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о его введении.

ФКЗ определяет: срок действия чрезвычайного положения (при введении на всей территории РФ не может превышать 30 суток, а при введении в ее отдельных местностях – 60 суток. При необходимости срок действия чрезвычайного положения может быть продлен указом Президента РФ); меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения в зависимости от обстоятельств его введения (полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, установление ограничений на свободу передвижения, усиление охраны общественного порядка, введение комендантского часа, ограничение свободы печати и др. средств массовой информации и ряд др.); силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения (органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральные органы безопасности, внутренних войск, органы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в исключительных случаях на основании указа Президента РФ для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, др. войска, воинские формирования и органы); должностных лиц и органы, осуществляющие единое управление и координацию действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения и их компетенцию; финансирование расходов, связанных с обеспечением режима чрезвычайного положения; гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения; вопросы осуществления правосудия и деятельности органов прокуратуры на территории, на которой введено чрезвычайное положение; порядок уведомления и информирования Организации Объединенных Наций, Совета Европы и сопредельных государств о введении чрезвычайного положения, об обстоятельствах, послуживших основанием для его введения, о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от международных обязательств РФ по международным договорам, и прекращении периода действия режима чрезвычайного положения.