КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Установлены Конституцией РФ. В законодательном процессе К. п. СФ определяются исходя из положений ст. 104–108 Конституции РФ. СФ принадлежит право законодательной инициативы. Палата может вносить законопроекты, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Принятые ГД федеральные законы передаются на рассмотрение СФ. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. Иные федеральные законы рассматриваются СФ в соответствии со ст. 105 Конституции РФ. Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ. Одобренный СФ федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Для федеральных конституционных законов ст. 108 Конституции РФ установлен иной порядок принятия. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов СФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. В соответствии со ст. 102 Конституции РФ к ведению СФ относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ и судей Верховного Суда РФ; проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты РФ по представлению Президента РФ; проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности; прекращение по представлению Президента РФ в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ и судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ; заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в РФ. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ. Они принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов РФ, если Конституцией РФ не предусмотрен иной порядок принятия решений. СФ избирает из своего состава Председателя СФ и его заместителей, образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимает Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.