Энциклопедический справочник

МОДЕЛЬНЫЙ (ТИПОВОЙ) ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ

Не имеет нормативного и единого общепризнанного научного определения. Чаще всего под М. з. а. понимается закон, разрабатываемый международными организациями в качестве образца (модели) для национального правового регулирования конкретной области общественных отношений или вопроса. В отечественной литературе для его обозначения существуют термины «модельный» («примерный» или «типовой») закон, «рекомендательный» («типовой» или «модельный») законодательный акт. Модельные законодательные акты обладают рядом типологических признаков. Так, по своему происхождению, правовой природе и уровню они подразделяются на 4 категории: международные, внутригосударственные, универсальные и региональные. В зависимости от задач, предмета (объекта), объема и характера правового регулирования М. з. а. может иметь следующие виды: модельный (типовой) закон, модельный кодекс, общие принципы, рекомендации, модельные (примерные) правила или положения. Модельное нормотворчество наиболее развито на международном уровне. Этой работой активно занимаются органы и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций, региональные и субрегиональные международные организации и объединения интеграционного типа (Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Европейский союз), неправительственные международные организации (Всемирная таможенная организация, Международное бюро по охране промышленной собственности, Организация экономического сотрудничества и развития, Международный институт унификации частного права), а также международные межпарламентские организации. В РФ появление М. з. а. связано с учреждением в 1992 МПА СНГ, когда возникла необходимость сохранить общие правовые связи государств – участников Содружества. МПА СНГ выступила центром модельного нормотворчества в рамках СНГ. В документах МПА СНГ применяется термин «типовой (модельный) законодательный акт», под которым понимается модельный закон, а также термин «рекомендательный законодательный акт», под которым понимается примерный законодательный акт, служащий ориентацией для согласованной законодательной деятельности государств – участников СНГ. В ЕврАзЭС принят термин «типовой проект». За время существования МПА СНГ принято свыше 400 М. з. а. различных видов, в т. ч. ряд кодексов. Нормотворческая деятельность регламентирована учредительными документами и внутренними нормами организации. Регламентом МПА СНГ предусмотрено, что проект М. з. а. вносится парламентской делегацией государства-участника. После принятия МПА СНГ М. з. а. направляется в палаты ФС РФ с рекомендацией рассмотреть его. Аналогичный порядок действует в МПА ЕврАзЭС. СФ рассматривает на своих заседаниях предложения комитетов по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства Парламентским Собранием Союза Беларуси и России, МПА ЕврАзЭС, модельным законодательным актам, принятым МПА СНГ. По результатам рассмотрения этих предложений СФ может поручить соответствующему комитету СФ подготовить законопроект в порядке реализации СФ права законодательной инициативы. ФС РФ были учтены различные положения модельного законодательства МПА СНГ при разработке части второй Налогового кодекса РФ, Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», федеральных законов о дополнениях в федеральные законы «Об оружии», «О государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов» и др.