Ответы на обращения граждан, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц

Информация Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам по вопросу об изменениях, предусмотренных проектом федерального закона № 1026190–8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства

В связи с поступающими в Совет Федерации многочисленными обращениями граждан и организаций по вопросу об изменениях, предусмотренных проектом федерального закона № 1026190–8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, сообщаем следующее.

Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон) принят Государственной Думой 20 ноября 2025 года и одобрен Советом Федерации 26 ноября 2025 года.

В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства Законом, в частности, устанавливается следующее.

1. В части налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и отнесения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), к категории плательщиков НДС.

Предусматривается поэтапное снижение порогового значения дохода, при превышении которого у применяющего УСН налогоплательщика возникает обязанность по уплате НДС, вместо резкого снижения с 60 млн до 10 млн рублей, как это предусматривалось первоначальной редакцией. Так, с 1 января 2026 года данный показатель снижается с 60 млн до 20 млн рублей, с 1 января 2027 года – до 15 млн рублей, с 1 января 2028 года – до 10 млн рублей.

Одновременно Законом вводится ряд послаблений для применяющих УСН налогоплательщиков, впервые приобретающих в 2026 году статус плательщика НДС. В частности, они будут вправе отказаться от применения пониженных ставок 5% и 7% в первый год их применения и перейти на применение общей ставки 22%, уведомив об этом налоговый орган. Для них также предусматривается освобождение от привлечения к ответственности за непредставление первой налоговой декларации по НДС.

Также сохранено освобождение от обложения НДС операций по реализации прав на российское программное обеспечение, которое изначально предполагалось отменить.

Следует отметить, что снижение предельного размера доходов для плательщиков УСН, при котором возникает обязанность уплачивать НДС, по мнению комитета, направлено на борьбу с «дроблением» бизнеса, так как при низком пороге возможность для дробления практически исключается. При этом представителями предпринимательского сообщества неоднократно поднимался вопрос о необходимости создания условий для встраивания субъектов малого предпринимательства, применяющих УСН, в «цепочку» плательщиков НДС, в том числе в связи с тем, что невозможность «выставления» НДС контрагентам снижает их конкурентоспособность по сравнению с налогоплательщиками, применяющими общую систему налогообложения. К тому же нужно учитывать, что НДС является косвенным налогом, его платит конечный потребитель, а субъект предпринимательства лишь перечисляет его в бюджет.

Помимо этого, налогоплательщики, удовлетворяющие критериям, установленным Федеральным законом от 25 февраля 2022 года № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», вправе перейти на данный режим, который предусматривает освобождение от обязанностей плательщика НДС, а также от уплаты страховых взносов. В настоящее время Автоматизированная упрощенная система налогообложения введена в 65 субъектах Российской Федерации.

2. В части специальных налоговых режимов Законом корректируются правила применения установленных субъектами Российской Федерации пониженных налоговых ставок по УСН и «налоговых каникул». Данные льготы смогут применять только те налогоплательщики, которые осуществляют определяемые Правительством Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности и отвечают критериям, установленным Правительством Российской Федерации.

Законом также предусмотрено дальнейшее поэтапное снижение предельного значения дохода, ограничивающего право на применение патентной системы налогообложения (далее – ПСН). Данный показатель с 1 января 2026 года снижается с 60 млн до 20 млн рублей, с 1 января 2027 года – до 15 млн рублей, с 1 января 2028 года – до 10 млн рублей.

При этом сохранено право применения ПСН в сфере стационарной торговли и оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов, которые предполагалось исключить из сферы действия ПСН.

3. В части применения пониженных тарифов страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства, применяющими УСН, Законом предусматривается увязка права на данную льготу с основным видом экономической деятельности (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и долей дохода от его осуществления (не менее 70%). Следует отметить, что такие правила сейчас установлены для обрабатывающих производств и предприятий общепита.

В ходе доработки законопроекта учтен ряд предложений Совета Федерации, основанных в том числе на поступивших в комитет замечаниях и предложениях. Достигнутый консенсус обеспечивает баланс интересов государства и бизнеса.

Вместе с тем комитетом на постоянной основе будет осуществляться мониторинг реализации принятых мер, включая их влияние на субъекты предпринимательской деятельности. В случае возникновения негативных ситуаций комитетом будут инициированы соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

Информируем, что позиция комитета по указанному Федеральному закону отражена в заключении, размещенном в Системе обеспечения законодательной деятельности: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1026190–8.