С пониманием относимся к проявленному беспокойству по данному вопросу и сообщаем следующее.
Являясь относительно молодым видом спорта, компьютерный спорт был официально признан в России и включен в соответствующий реестр в 2017 году (приказ Минспорта России от 16 марта 2017 года № 183), а его правила утверждены в 2020 году (приказ Минспорта России от 22 января 2020 года № 22).
Полномочия по развитию данного вида спорта закреплены за Федерацией по данному виду спорта и Минспортом России (в соответствии с пунктом 6 статьи 2 и пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Минпросвещения России не обладает полномочиями по разработке программ развития видов спорта, но участвует в согласовании данных программ, в том числе и по развитию киберспорта в образовательных организациях.
В целях упорядочения использования образовательных программ указанной направленности Федерацией компьютерного спорта России было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» (далее – центр). В рамках указанного соглашения была разработана и рекомендована к использованию экспертно-методическим советом центра (протокол от 24 июня 2021 года № 5) примерная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по виду спорта «Киберспорт», которая составлена, в том числе с учетом требований СанПиНов. Также утвержден План мероприятий по развитию массового компьютерного спорта в общеобразовательных организациях Российской Федерации на 2021–2024 годы, который включает в себя такие пункты, как:
программно-методическое сопровождение развития киберспорта в образовательных организациях;
организация и проведение социально-значимых и физкультурно-спортивных мероприятий в сфере киберспорта с обучающимися;
формирование новых современных профессиональных компетенций педагогических работников физкультурно-спортивного профиля с использованием дистанционных образовательных технологий по методикам обучения киберспорту.
Необходимо обратить внимание на то, что обучение по образовательным программам физкультурно-спортивной направленности по виду спорта «киберспорт» не является обязательным и осуществляется в свободное от учебы время в рамках дополнительного образования или внеурочной деятельности, в целях развития интеллектуальных способностей, изобретательского и творческого потенциала школьников.
Так, Календарем Всероссийских мероприятий в сфере дополнительного образования детей в 2022 году предусмотрено проведение Первого Всероссийского Фестиваля образовательного киберспорта и Всероссийского фестиваля по Кибергигиене и работе с большими данными; в Перечне олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2022/2023 учебный год (утвержден Минпросвещения России от 30 августа 2022 года № 788) – запланировано проведение под эгидой Московского государственного технологического университета «Станкин» Всероссийского открытого дистанционного конкурса по авиа-киберспорту «Легендарный штурмовик ИЛ-2» в рамках Всероссийского открытого фестиваля научно-технического творчества учащихся «Траектория технической мысли-2023». Проводятся другие мероприятия.
Безусловно, в силу специфики целый ряд аспектов киберспорта представляет большую опасность для детей и подростков, и его использование в образовательном процессе должно быть взвешенным, четко выверенным, соответствовать возрасту детей. В связи с этим развитие данного направления нуждается в контроле со стороны государства. Необходимы экспертная проработка, научные, социологические и психологические исследования о влиянии киберспорта на обучающихся, на их состояние, здоровье, психику, компетенции. В целях защиты детей от негативных факторов компьютерных игр полагаем важным проведение анализа предлагаемого учебного материала, контента; отбора по его итогам тех игр и программ, которые можно применять в образовательном процессе. Важным направлением также представляется просветительская работа с преподавателями, школьниками и их родителями.
Разделяя обеспокоенность авторов обращения, полагаем, что лучше через программы киберспорта, прошедшие соответствующую экспертизу, проработанные в соответствии с законодательством об информационной безопасности, Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, формировать правильный вкус, чем обучающиеся бесконтрольно будут играть в компьютерные игры.
Благодарим за активную гражданскую позицию. Ваши предложения будут использованы в деятельности профильных комитетов Совета Федерации.