Ответы на обращения граждан, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц

Информация Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по вопросу о льготном таможенном оформлении транспортных средств, приобретенных и зарегистрированных на территории Республики Армении

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поступают многочисленные обращения граждан о льготном таможенном оформлении транспортных средств, приобретенных и зарегистрированных на территории Республики Армении.

Обращения содержат предложения о льготном таможенном оформлении данных транспортных средств и выдачи на них паспортов транспортных средств без уплаты разницы таможенных пошлин, с последующей постановкой их на регистрационный учет в Российской Федерации.

Комитет разъясняет, что в соответствии с положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство, принадлежащее резиденту Российской Федерации, допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

Обязанность государственного учета транспортного средства установлена Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
и возникает у его владельца в течение десяти дней со дня временного ввоза автомобиля на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г.
№ 1764, для регистрации транспортного средства необходимо наличие действительного паспорта транспортного средства или электронного паспорта транспортного средства.

Невыполнение указанных положений, выраженное в управлении транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, является административным правонарушением и влечет за собой ответственность в соответствии с частями 1 и 11 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Однако данные требования не распространяются на автомобили, участвующие в международном движении. Согласно Конвенции о дорожном движении (Вена, 1968 г.) транспортное средство может считаться таковым, если принадлежит лицу, имеющему постоянное место жительства вне территории Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может рассматриваться в качестве участника международного дорожного движения, если не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован автомобиль.

По информации, размещенной на официальном сайте Федеральной таможенной службы, с учетом особых условий вступления в 2014 г. Республики Армения в Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) автомобили, ввезенные и выпущенные в обращение на ее территории по пониженным ставкам таможенных пошлин, для остальных государств – членов ЕАЭС являются иностранными товарами. При этом в соответствии с пунктом 40 Договора
о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (подписан в г. Минске 10 октября 2014 г.) армянская сторона должна обеспечивать использование таких автомобилей только
в пределах своей территории и не допускать их вывоз на территории других государств – членов ЕАЭС без таможенного оформления.

Нормы КоАП по своей правовой природе являются охранительными
и предусматривают административную ответственность за нарушение регулятивных норм в различных сферах законодательства.

Введение моратория на применение отдельных мер административной ответственности, а также меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде задержания транспортного средства исключительно в отношении владельцев транспортных средств, приобретенных
и зарегистрированных на территории Республики Армения, не позволит обеспечить принцип равенства перед законом, установленный требованиями части 1 статьи 1.4 КоАП.

В связи с многочисленными обращениями, поступающими от граждан, средств массовой информации и общественных организаций, по вопросу допуска к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных в государствах — членах ЕАЭС, в том числе в Республике Армения, под управлением граждан России на официальном сайте МВД России, интернет-портале «МВД МЕДИА», на официальном сайте Госавтоинспекции, в официальных аккаунтах в социальных сетях «Инстаграм»
и «ВКонтакте» 7 сентября 2020 г. размещен пресс-релиз с разъяснениями.

Данная тематика рассматривалась в Правительстве Российской Федерации (протокол от 28 августа 2020 г. № АО-П2-11пр), в Совете Евразийской экономической комиссии (поручение от 11 сентября 2020 г. № 38, г. Минск).

С учетом изложенного Комитет считает, что правовых оснований для постановки транспортных средств, приобретенных и зарегистрированных на территории Республики Армении, на учет на территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин не имеется.