Перевод школ, колледжей и вузов на дистанционный режим работы стал одной из необходимых и неотложных мер по борьбе с эпидемией коронавируса. Эта мера вынужденная и необходима для обеспечения непрерывности образовательного процесса.
Позиция Комитета неизменна в том, что главным субъектом образовательной деятельности является учитель. Никто не заменит живого общения ученика с педагогом.
Дистанционное обучение является частью общеобразовательной системы.
В настоящее время реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий имеет законодательное закрепление и осуществляется в соответствии Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16, ч. 2 ст. 13, ч. 15 ст. 91).
Опасения о замене традиционного образования дистанционным беспочвенны. Речь идет о донастройке дистанционного образования в нестандартных условиях, например, таких, как сегодня, когда по‑другому невозможно обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Анализ существующих норм и их применения в сложившихся условиях показал, что в действующем законодательстве имеется ряд пробелов.
Так, требуется законодательное закрепление положения о разграничении полномочий Минпросвещения России и Минобрнауки России в части координации вопросов реализации дистанционных образовательных технологий: по вопросам общего образования и среднего профессионального образования – Минпросвещения; по вопросам высшего образования – Минобрнауки.
Также, в целях обеспечения непрерывности образовательного процесса, необходимо закрепление за Минпросвещения России функции по принятию решения о переходе на дистанционное образование в условиях введения режима повышенной готовности (или чрезвычайной ситуации), утверждению порядка его осуществления. В нынешних условиях деятельность Минпросвещения России по организации дистанционного образования носит рекомендательный характер.
В дальнейшем для решения обозначенной проблемы потребуется корректировка подзаконных нормативных правовых актов в части регламентации роли и обязанностей педагогических работников, определения перечня преподаваемых в таком формате предметов, выполнения домашних заданий, проведения итоговой аттестации и др.