Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Культурный фронт

На заре советской власти пришедшие с полей гражданской и одержимые революционной романтикой строители нового мира привычно пользовались военной терминологией. Вот и борьбу за новую «коммунистическую» культуру нарекли «культурным фронтом». Прошли годы. Четверть века мы живем без власти Советов, монополии КПСС, тотальной цензуры, «выездных виз» и т. п. атрибутов СССР.

Былое непримиримое противостояние коммунистических догматов и буржуазной идеологии стало достоянием учебников истории. Ушло в прошлое глобальное противостояние двух политико-экономических систем: капитализма и социализма. Но дух (вроде бы канувшей в Лету) Холодной войны снова витает над человечеством. Только теперь он обслуживает интересы американской империи и ее сателлитов, желающих любой ценой отстоять самопровозглашенное право Вашингтона на тотальное мировое господство. При этом в ход идут не только военно-политические усилия и экономический шантаж, но и то, что коварно облекается в одежды искусства и культуры.

Известный мэтр американской политики З. Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы» писал, что «культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. Что бы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магическое притяжение, особенно для молодежи в мире… Американские телевизионные программы занимают почти три четверти мирового рынка. Американская популярная музыка также занимает господствующее положение… ».

Бжезинский почему‑то не упомянул о Голливуде, между тем, эту заокеанскую фабрику грез давно взяли на примету американские власти. Известно, например, о том, как еще шесть десятилетий назад Комитет начальников штабов Пентагона разрабатывал проведение своей пропагандистской линии средствами кино. Сегодняшний Голливуд массово подсовывает заокеанские киноверсии реальности, в т. ч. привычно пугает мир русскими шпионами (как, например, в недавнем антироссийском триллере «Красный воробей»/«Red Sparrow», США, 2018). У нас же такие пропагандистские фальшивки включают даже в бесплатную фильмотеку международных рейсов отечественных авиаперевозчиков. Сомневаюсь, что российское кино столь же доступно на рейсах авиакомпаний стран НАТО!

На заре 21-го века Конгресс США учредил Консультативный комитет по культурной дипломатии, в числе задач которого: ее использование как эффективного инструмента внешней политики, позволяющей продвигать национальные интересы США в мире. Практически одновременно Белый дом сформулировал одну из важнейших задач их глобальной политики — смена политических режимов в 40–50 государствах.

Подобные факты уже приводились в материалах Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России. В итоге, рассматривая в Ежегодном докладе Комиссии (февраль, 2018) различные аспекты обеспечения национального суверенитета в современном мире, мы наряду с политическим, военным, ресурсным, финансово-экономическим особо выделили и его культурный аспект.

При этом, если в отношении военно-политическом РФ безусловно обладает глобальным суверенитетом и находится по данным критериям в первой тройке среди стран Большой двадцатки (вместе с США и КНР), то с точки зрения культурного аспекта эксперты Комиссии отдают нам лишь 13–15 места. Так, по доле иностранных фильмов в отечественном прокате мы (более 80%) заметно уступаем (с точки зрения продвижения национального кинематографа) таким европейским странам, как Великобритания (64%) и Франция (58%), азиатским Японии (34%) и КНР (41%), не говоря уже о родине Голливуда, где американское кино не оставляет место в широком прокате практически никому другому.

Справедливости ради отмечу: после обнародования доклада Комиссии известные фигуры российского кинематографа, в частности, директор «Мосфильма» К. Шахназаров, в контексте защиты суверенитета вновь подняли вопрос о допустимых пропорциях между нашим кино и кино-импортом. Министр культуры РФ В. Мединский публично поддержал подобную постановку вопроса. Мы в свою очередь полагаем, что именно деятели искусств, признанные авторитеты в своей сфере должны быть важнейшими участниками процесса должной защиты отечественного культурного пространства от сомнительных около культурных зарубежных поделок. Во всяком случае, на взгляд автора, у нас нет поводов распространять в РФ режим наибольшего благоприятствования на любые изделия голливудской фабрики американских грез.

Похожая ситуация, не скрою, наблюдается и в ряде других сегментов сферы культуры. И все это при том, что Россия по праву может считаться культурной сверхдержавой, а духовный, творческий потенциал и историко-культурное наследие нашего многонационального народа занимают лидирующие места в мире со времен, когда, скажем, Соединенные Штаты еще только проявлялись на политической карте мира.

Подобный диссонанс вызывает озабоченность членов сенаторской комиссии, что послужило причиной проведения под ее эгидой круглого стола о культурных аспектах защиты российского суверенитета (намечен на 19 декабря с.г). Особо хочу обратить внимание на то, что наша комиссия не занимается оценкой тех или иных конкретных произведений искусства или проявлений массовой культуры. Мы далеки и от желания рецензировать художественные формы и особенности исполнения конкретных авторов и коллективов. В этом смысле для нас не имеет особого значения, идет ли речь о дорогостоящем кинофильме или таком проявлении молодежной культуры, как рэп, имеем ли мы дело с государственным финансированием в сфере культуры или частным проектом.

Главное для нас — это содержательное наполнение того, что пытаются выдавать за культуру. Причем не вообще, а только то, что импортируется к нам (зачастую без спроса) ради реализации внешнеполитических задач стран, которые официально именуют Российскую Федерацию своим противником и где сфера культуры давно и профессионально рассматривается как поле идеологической битвы.

Делать вид, что мы этого не замечаем, не только нелепо, но и опасно, как опасно реагировать на подобное путем «рубки с плеча», формально-бюрократическими методами, механическими запретами и ограничениями. Именно подобной прямолинейной реакции ждут от нас заморские «партнеры»-провокаторы, рассчитывая на вспышки протестов в ответ на административные запреты и на притягательность «запретных плодов».

Мы же, по моему мнению, не только должны последовательно и профессионально отражать внешние атаки на наш суверенитет в сфере духовной, но и использовать огромный культурный потенциал для повышения российского авторитета на международной арене, улучшения условий для развития дружбы и сотрудничества с народами других стран на всех континентах. Сделать это непросто, но необходимо.

Сфера культуры не имеет границ, невозможно и недальновидно пытаться обрывать международный диалог культур. Искусство безгранично по самой своей природе. Но это именно искусство.

Мы же рассматриваем иной, опасный феномен, когда под видом творческого взаимодействия наций, знакомства с достижениями в сфере культуры продвигаются оплаченные в политических целях продукты, более похожие на троянский коней, запущенных в стан «страны-противника». Когда в нашем суверенном пространстве идет осознанно продавленная извне эскалация сомнительных «ценностей», за которой без особого труда просматриваются те, кто призывает «любой ценой сдерживать Россию». Когда очевидно желание заморских русофобов лишить нас духовных традиций, превратить в бесполые существа, в Иванов, родства не помнящих, жадно поглощающих идеологические токсины псевдо культурных импортных фастфудов.