Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

О деятельности парламентов в условиях текущих глобальных вызовов и их роли в системе защиты прав человека, демократии и верховенства права

Несмотря на такую присущую праву и государству характеристику, как динамизм, с момента появления первых парламентских учреждений и по настоящий день значение института парламента для обеспечения прав и свобод человека и гражданина действительно трудно переоценить. Парламенты призваны организовать функционирование системы защиты и восстановления нарушенных прав, предоставив иным органам государства необходимый инструментарий, обеспечив раскрытие конституционных формул, назначение которых состоит в достижении общественного прогресса и благополучия для каждого члена общества.

Развитие подлинной демократии невозможно без воспитания в обществе уважения к правам и свободам личности, а также без построения эффективной системы их защиты. Универсальные правозащитные стандарты должны быть едиными для всех и претворяться в жизнь с учетом цивилизационных и культурных особенностей, нравственных устоев и традиционных ценностей каждой конкретной страны. Залог эффективности правопорядка таким образом состоит в его ориентации на лучшие мировые практики, однако, при учете

правовой идентичности государства. Силовое насаждение чуждых для общества ценностей, которые априорно не могут быть приняты со стороны граждан, во всяком случае будет оказывать деструктивное влияние на складывающиеся социальные отношения и способствовать девальвации права как такового. Национальные органы публичной власти в отличие от различных межгосударственных объединений понимают специфику функционирования социальных механизмов и видят детали взаимодействия участников общественных отношений, что позволяет, не отрицая признаваемых мировым сообществом ценностей, обеспечить тончайшую настройку правовой системы и баланс различных социальных интересов.

В условиях современной геополитической обстановки как никогда актуальным является межгосударственное сотрудничество по вопросам защиты прав и свобод человека, обеспечения механизмов демократии, соблюдения верховенства права.

На парламентариев возложена законотворческая функция, суть которой заключается в формировании правовой системы, способной

обеспечить максимально возможный уровень юридических гарантий для граждан, их объединений, для предпринимателей, иных участников общественных отношений.

Именно от деятельности парламентариев зависит определение контуров и основного содержания правовой системы государства, эффективность функционирования механизмов защиты прав и свобод человека. Парламентские прерогативы – ключевой элемент в обеспечении реального действия демократических институтов, участия населения в решении вопросов государственного управления.

Являясь органами, представляющими абсолютно всех граждан, парламенты также выступают в качестве своего рода форумов согласования различных, зачастую на первый взгляд совершенно непримиримых общественных интересов. Основная задача парламентариев в связи с этим состоит в обеспечении цивилизованного и направленного на поиск наиболее эффективных решений диалога между гражданами, придерживающимися различных взглядов на будущее своей страны.

Одним из фундаментальных условий формирования эффективной системы защиты и восстановления нарушенных прав в глобальном масштабе является сотрудничество между парламентами и национальными правозащитными учреждениями. Результативность работы парламентариев по обеспечению юридических гарантий зависит от реализации Принципов, касающихся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (Парижские принципы), и Белградских принципов взаимодействия национальных правозащитных учреждений и парламентов. К примеру, в соответствии с Парижскими принципами национальное учреждение представляет правительству, парламенту и любому другому компетентному органу на консультативной основе, по просьбе заинтересованных органов или в порядке осуществления своего права рассматривать любой вопрос без обращения в более высокую инстанцию, мнения, рекомендации, предложения и доклады по вопросам, касающимся поощрения и защиты прав человека. Очень важно, чтобы практика работы органов публичной власти была как можно более синхронной, чтобы органы предоставляли друг другу максимум сведений, мнений, которые необходимы для принятия правильных законодательных и правоприменительных решений. То же самое справедливо и для межгосударственных отношений.

Между тем, необходимо также учитывать, что опора и фундамент любой прогрессивной правовой системы – сильное гражданское общество. В этой связи парламентарии должны предпринимать все возможные меры для того, чтобы стимулировать развитие институтов гражданского общества, способствовать эффективному функционированию механизмов обратной связи. В конечном итоге от работы этих механизмов, от уровня развития гражданского общества, от эффективности демократических процедур зависит уровень общественного прогресса и благополучия, в обеспечении чего, собственно, и состоит назначение механизма государства.

Нелишним будет упомянуть и о проблемах, с которыми сейчас сталкиваются Россия и западные страны. Межгосударственное взаимодействие не только должно, но и вообще может быть организовано только в случае соблюдения каждой из сторон соответствующего международного соглашения принципов равенства и взаимоуважения. Недопустимость недобросовестного поведения, безусловно следующая из этих принципов, обеспечивает стабильность международного диалога и возможность достижения консенсуса в спорных ситуациях. В свою очередь в случае, если одни участники отношений предпочитают конструктивной дискуссии методы принуждения, другие участники таких отношений порой бывают попросту вынуждены отвечать действиями взаимного характера или ограничивать собственное участие в международном взаимодействии. Однако, к сожалению, далеко не все наши западные партнеры демонстрируют приверженность безусловному соблюдению юридического смысла международно-правовых принципов. К примеру, ограничение права делегации от Российской Федерации участвовать в принятии Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) решений явно свидетельствует о политизации межпарламентского процесса, в жертву чего приносятся конструктивный межгосударственный диалог, обеспечение

верховенства права и развитие права в мировом масштабе.

Необходимо полагать, с течением времени конструктивный межгосударственный в том числе межпарламентский диалог все же победит, а существующие противоречия будут преодолены. Для этого необходимо сконцентрироваться на решении общих насущных проблем, которые стоят перед национальными властями стран мира, а не пытаться постоянно искать болевые точки оппонентов, даже если градус противоречий несколько повышен.