Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Конституционная реформа в Республике Куба – изменять, сохраняя самобытность

Любые успешные конституционные реформы, и особенно реформы, осуществление которых связано с принятием новой конституции, всегда являются результатом длительного общественного диалога, обсуждения перспектив государственного развития, поиска консенсуса, согласования различных взглядов на будущее общества. Если конституционная реформа проводится несвоевременно или излишне форсировано, не разрешает сложившиеся социальные противоречия, «ломает» устоявшиеся форматы взаимодействия внутри общества, такая конституционная реформа навряд ли сможет решить задачи, на решение которых она была направлена. При проведении любых конституционных преобразований должны учитываться не только актуальные социальные и экономические факторы, но также и историческое наследие, которое во всяком случае оказывает влияние на трансформацию правовой системы и образ конституционного идеала, сложившийся в конкретном обществе.

В приведенном отношении особенно примечателен опыт Республики Куба, Национальная ассамблея народной власти которой 22 июля 2018 года одобрила проект новой Конституции. Конституционный проект направлен как на создание качественно новых условий для общественного взаимодействия в самых различных сферах отношений, так и на сохранение достижений революции и ценностей коллективизма. Новая Конституция Республики Куба, не отвергая, но отнюдь, выражая уважение предшествующему опыту государственного строительства, призвана продолжить и приумножить результаты народно-освободительной борьбы, в результате которой стало возможным создание Острова Свободы. Проект Конституции Республики Куба безусловно является новым этапом конституционного развития государства.

Сочетая признание значимости рынка и плановый характер отдельных секторов экономики, частную собственность и коллективную собственность на некоторые из средств производства, определение ведущей роли Коммунистической партии Кубы в сфере государственного управления и открытость органов государства к взаимодействию с гражданами, новый Конституционный проект призван удовлетворить ожидания максимально широких групп населения.

Новая Конституция позволит обеспечить стабильность и гибкость правовой системы государства, создать условия для планомерного развития общественных отношений – с этой целью Национальная ассамблея народной власти наделяется полномочиями интерпретировать конституционные положения.

Проект Конституции предполагает учреждение разветвленной системы публичного управления, необходимой для обеспечения эффективности деятельности государства. Так, в частности, Конституционным проектом предусматривается учреждение должности Президента Республики Куба – главы государства, избираемого Национальной ассамблеей народной власти из числа депутатов Национальной ассамблеи, должности Вице-Президента, высшего коллегиального органа исполнительной власти – Совета Министров.

Отдельное внимание в тексте проекта Конституции Республики Куба уделено правам и свободам человека, необходимости их обеспечения в соответствии с передовыми международными стандартами – так, в частности, положениями Конституционного проекта гарантируются свобода от произвольных задержаний (статья 50), права лиц в период их содержания под стражей и лишения свободы, а также право на социальную реинтеграцию после отбытия наказания (статья 51), тайна связи (статья 53), свобода передвижения (статья 54), свобода самовыражения и свобода совести (статья 59).

Положения Конституционного проекта предусматривают особенные гарантии участия населения в решении дел местного значения – гарантируется право петиций, право на проведение народных консультаций по вопросам местного значения, право представлять предложения по решению вопросов местного значения, закрепляются иные основные формы взаимодействия населения и местных органов власти.

Примечательно, что конституционная реформа в Республике Куба осуществляется в строгом соответствии с положениями действующей Конституции – необходимые решения уже приняты на уровне Национальной ассамблеи народной власти, являющейся представительным органом государственной власти, окончательное же решение может быть принято на референдуме, при непосредственном участии всего населения Республики Куба.

Конституционная реформа в Республике Куба является одним из самых нетипичных примеров государственно-правового развития среди современных государств. Конституционная реформа, которую мы наблюдаем в настоящее время, – это реформа, которая предполагает эволюцию существующего строя при сохранении конституционной идентичности Кубы. Проект новой Конституции отражает все уникальные черты кубинского правопорядка.