Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Военный конфликт в Южной Осетии: 10 лет спустя

С момента начала трагических событий, произошедших на территории Южной Осетии и более известных под названием «пятидневная война», прошло 10 лет. В результате южноосетинского военного конфликта, инициатором которого являлась Грузия, погибли и получили ранения сотни мирных жителей, проживавших в Южной Осетии, потери военнослужащих со стороны Южной Осетии, России и Грузии также исчисляются сотнями человек.

Причиной вооруженной агрессии стала стойкая неспособность руководства Грузии урегулировать внутригосударственные противоречия мирными способами, разрешить длящийся к тому моменту более 15 лет политический кризис, используя демократические процедуры и переговоры с населением Южной Осетии. Вместо цивилизованных, отвечающих стандартам XXI века мер, направленных на согласование позиций Грузии и Южной Осетии по вопросу правового статуса последней, Правительством Грузии было принято решение о вводе военного контингента на территорию Южной Осетии. Вопреки тому, чтобы предпринять какие‑либо действия по нахождению компромисса, к примеру, посредством предоставления Южной Осетии статуса автономии, Грузия избрала насилие.

На принятие Правительством Грузии решения о начале военной операции не повлияло ни наличие обязательств Грузии по прекращению вооруженных столкновений на территории Южной Осетии в соответствии с Соглашением о принципах урегулирования Грузинско-Осетинского конфликта, заключенного между Российской Федерацией и Грузией в 1992 году, ни расположение на территории Южной Осетии миротворческого контингента Смешанных сил по поддержанию мира, ни особое внимание, которое уделялось ситуации, происходящей в Грузии, со стороны Организации Объединенных Наций, ни нахождение на территории Южной Осетии представителей Миссии наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Все меры, которые были приняты для того, чтобы возникший в 1992 году южноосетинский конфликт был разрешен самым бескровным способом, были проигнорированы Грузией.

При проведении военных действий Правительством Грузии были допущены существенные нарушения норм международного гуманитарного права, в частности, положений Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 года и Дополнительного протокола I к указанной конвенции, принятого в 1977 году. Так, в результате безответственного применения огнестрельного оружия и военной техники при нападении на город Цхинвали был причинен вред гражданскому населению, проживавшему на территории Южной Осетии. Со стороны Грузии не были приняты меры, направленные на то, чтобы избежать жертв среди гражданского населения – не предпринималось никаких действий, которые позволили бы организовать эвакуацию гражданского населения из города Цхинвали и оказание пострадавшим людям необходимой медицинской помощи.

Нарушение Правительством Грузии норм международного гуманитарного права во время вооруженного конфликта в Южной Осетии было признано также Парламентской Ассамблеей Совета Европы. В резолюции №1633 (2008) отмечается, что «Применение тяжелого вооружения и кассетных боеприпасов, создающих серьезную опасность для гражданского населения, представляло собой непропорциональное применение военной силы Грузией, хотя и на своей территории, и, как таковое, является нарушением международного права и обязательства Грузии разрешить этот конфликт мирными средствами».

К сожалению, спустя 10 лет после ввода вооруженных сил Грузии на территорию Южной Осетии виновные в преступлениях против гражданского населения политики и военные, принимавшие решение о проведении военной операции и допустившие значительные жертвы среди мирных граждан, так и не понесли ответственность за свои действия. Возможно, мы еще сможем увидеть восстановление справедливости и наказание тех, кто безусловно виновен в гибели сотен людей.

Россия принимала участие в урегулировании военного конфликта в Южной Осетии в том числе с целью защиты собственных граждан, проживавших на территории Южной Осетии в период грузинской военной кампании. В настоящее время в Республике Южная Осетия также постоянно проживает существенное число граждан России. Признание независимости Республики Южная Осетия в 2008 году и размещение на ее территории российских Вооруженных Сил позволили гарантировать то, что военная агрессия со стороны Грузии не повторится.

В свою очередь серьезные опасения вызывают планы Грузии по вступлению в НАТО. Заявление, сделанное Генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом на саммите НАТО в июле 2018 года о том, что Грузия станет членом НАТО, не может не вызвать беспокойство относительно стабильности мирной жизни на территории Республики Южная Осетия. В случае вступления Грузии в НАТО нам остается рассчитывать только на благоразумие руководства военного альянса, которое предпримет все необходимые действия для того, чтобы не допустить повторения чудовищных событий августа 2008 года. Эскалация конфликта между Грузией и Республикой Южная Осетия категорически недопустима.