Статья 7 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит: «Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека». И далее: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».
Получившие огласку недавние сцены в ярославской колонии — 18 крепких сотрудников ФСИН России с рутинным равнодушием истязали одного закованного в наручники заключенного — обнажили, что требование Уголовного кодекса для его исполнителей от имени государства — пустой звук.
Видеозапись зверского избиения заключенного попала в Интернет и всколыхнула общество. Оперативно отреагировал и занял принципиальную, жесткую позицию Следственный комитет Российской Федерации: возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия). Кроме того, председатель СК РФ Александр Бастрыкин поручил вести расследование центральному аппарату ведомства. Как оказалось, еще год назад потерпевший сообщал в органы следствия о применении в отношении него насилия. В Ярославле в возбуждении уголовного дела отказали. «Председатель Следственного комитета потребовал дать жесткую оценку не только действиям (бездействию) теперь уже бывшего сотрудника Следственного комитета по Ярославской области, но и его руководства в целях исключения формального подхода к проверке заявлений граждан, пострадавших от преступных посягательств», — заявили в СК РФ.
У первого заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний иной взгляд на события. Анатолий Рудый заявил журналистам, что пострадавший «вел себя крайне вызывающе, вызывал постоянно на конфликт администрацию, постоянно пытался сделать так, чтобы в отношении него была какая‑то крайняя реакция личного состава».
То, что он все еще в руководстве ФСИН, наводит на грустные размышления и говорит о многом.
Не менее удивительно то, что Министерство юстиции России, под началом которого находится пенитенциарная система страны, и глава федерального ведомства Александр Коновалов хранят олимпийское спокойствие. Никакой реакции, словно ничего и не было. В цивилизованной стране руководитель Минюста прервал бы отдых (нам сообщили, что он в отпуске), собрал бы пресс-конференцию и сообщил журналистам о принимаемых министерством дополнительных мерах. Принес бы извинения пострадавшему… Но история не терпит сослагательного наклонения.
Как обозначить столь чудовищное и позорное для современной России явление? Многие мои собеседники при этом вопросе вспоминали название легендарного фильма Михаил Ромма…
Комментарии
8
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться