Блоги сенаторов

Все записи блога Косачев Константин Иосифович Косачев
Константин Иосифович
Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам

О настоящем и будущем БРИКС поговорили на «круглом столе» в Совете Федерации

17 мая 2018 года Комитет Совета Федерации по международным делам провел «круглый стол» на тему «БРИКС: тенденции и перспективы развития в условиях новых вызовов в современном мире». Мероприятие состоялось буквально на следующий день после 10-летней годовщины с момента первой полномасштабной встречи руководителей внешнеполитических ведомств стран «пятерки».

БРИКС – объединение реформаторов международных отношений, что во многом определяет их мотивацию во взаимодействии друг с другом в целях формирования справедливого многополярного мироустройства. И у нее есть весомые аргументы, с которыми не может не считаться остальной мир: на долю БРИКС приходится около 27% мирового ВВП, совокупное население государств-участников составляет 42% от населения планеты, территория – 26% земной суши, богатейшей ценными природными ресурсами.

По словам заместителя Министра иностранных дел России Сергея Рябкова, участие в БРИКС — приоритетное направление внешней политики России, что особенно актуально в контексте «опасной разбалансировки механизмов глобального управления». Само объединение всё более востребовано на фоне односторонних действий США по «обрушению» международных договоренностей.

По словам директора Департамента международных финансовых отношений Минфина России Андрея Бокарева, консолидированная позиция стран «пятёрки» сыграла весомую роль в продвижении процесса реформы МВФ. По итогам его последнего пятилетнего цикла доля голосов государств БРИКС в Фонде увеличилось до 14,81%, что приближает их к «блокирующему пакету» (15%).

В рамках БРИКС создан серьезный финансовый институт – Новый банк развития (НБР), призванный стать одним из крупнейших многосторонних банков развития в мире. И он уже работает на благо его участников, что для России тем более важно в условиях ограничений в финансировании, которые ввел Запад. В частности, в портфеле заявок на финансирование НБР в 2018 году – проект по модернизации систем водоснабжения и водоотведения в городах бассейна реки Волга и проект по комплексному развитию территории и инфраструктуры малых исторических поселений.

Пул условных валютных резервов стран БРИКС имеет целью взаимное предоставление центральными банками стран БРИКС денежных средств в долларах США в случае возникновения проблем с долларовой ликвидностью. Эти финансовые институты – не только солидная финансовая опора объединения, но и показатель укрепления его позиций в международной экономике и финансах.

По словам заместителя Министра энергетики России Анатолия Яновского, не так давно НБР утвердил финансирование двух российских проектов — строительства нефтехимического комплекса в Тобольске и Амурского горно-перерабатывающего завода. Банк готов выделить по 300 миллионов долларов на каждый из проектов. Кроме того, российские компании «Роснефть» и «Силовые машины» рассматривают возможность привлечения отечественных банков для реализации проектов в Бразилии.

Наталья Стапран, директор Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России, акцентировала внимание на важной инициативе, которую планируется предложить в качестве ключевой темы российского председательства в объединении в 2020 году. Это проект «Экономическое развитие и интеграция удаленных территорий в странах БРИКС». Его задачами станут обеспечение диверсификации экономики удаленных территорий, повышение инвестиционной привлекательности, поддержка и развитие коренного населения. В структуре проекта – реализация российских приоритетов развития Сибири и Дальнего Востока.

Также к 2020 году МИД России готовит обширный План мероприятий, включающий инициативу законодателей о проведении трех форумов: парламентского, молодых парламентариев и женщин-законодателей.

Участники «круглого стола» признали вполне очевидным тот факт, что парламентское измерение БРИКС призвано содействовать развитию сотрудничества в политической, экономической, правовой, гуманитарной сферах и активному продвижению общих интересов в мире. Налицо стремление парламентариев работать совместно на принципах открытости, прагматизма, солидарности и взаимопомощи, и это, конечно же, нужно использовать в качестве привода для активизации взаимодействия в различных форматах. Есть серьезный интерес и к созданию устойчивых механизмов сотрудничества между законодательными органами и к обмену опытом по совершенствованию национальных законодательных систем.

В ходе «круглого стола» прозвучала информация о приоритетах Южно-Африканского председательства в БРИКС в 2018 году, а именно: создание рабочей группы по вопросам миротворчества, дальнейшее продвижение гендерной тематики, учреждение виртуального центра вакцинации (на первом этапе — создание платформы для обмена информацией и опытом). Речь шла также о продолжении работы по учреждению рейтингового агентства БРИКС, создании «туристического трека», экспертном сотрудничестве по вопросам мониторинга и оценки, а также об актуальных задачах реализации Стратегии экономического партнерства «пятерки».

Представитель Минпромторга России Залина Кобесова поведала участникам нашего «круглого стола» о китайской инициативе — объединить усилия государств «пятерки» в сфере четвертой промышленной революции с упором на наращивание инновационного сотрудничества. Причём к российской стороне китайцы обратились уже вполне конкретно, с пакетом необходимых документов.

Неожиданно, почти под занавес «круглого стола», внимание участников привлек яркий, красочный, видеоролик посвященный… «ТВ БРИКС»! Оказывается, телевидение БРИКС уже осуществляет свое вещание в странах-участницах, правда, пока только в тестовом режиме. По словам Павла Паутова, генерального директора телеканала ТВ-БРИКС, в перспективе контент канала будет состоять из российской, китайской, бразильской, индийской и южно-африканской медиапродукции. Пожелал организаторам скорейшего выхода с этим видеороликом на ведущие российские телеканалы в рекламных целях. 

В целом, считаю, что разговор состоялся. Мы получили отличный экспертный анализ положения дел в одной из важнейших международных организаций и смогли «сверить часы» для оптимизации совместной работы на этом направлении. Конечно же, тему будем держать в поле нашего зрения и дальше.