Блоги сенаторов

Все записи блога Бокова Людмила Николаевна Бокова
Людмила Николаевна
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Саратовской области

Итоги мониторинга безопасности образовательной среды

На этой неделе Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества подвела итоги Всероссийского мониторинга безопасности образовательной среды.

Мониторинг проводился весной 2017 года в рамках указа президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» совместно с администрациями субъектов Российской Федерации.

В мониторинге в совокупности приняло участие 180 784 учителей и сотрудников образовательных организаций из всех регионов России, а в совокупности анкета мониторинга включала более 300 вопросов по 7 направлениям деятельности российских школ: «Положение учителя в школе», «Дети, требующие особого подхода», «Познавательная активность учащихся», «Управление образовательной организацией», «Школа и ее территория», «Организация деятельности по обеспечению здоровья учащихся» и «Информационная безопасность ОУ».

Вот некоторые выводы мониторинга:

1. Образовательные учреждения не являются в полном мере открытыми для всех участников образовательного процесса в силу слабой регламентации отдельных функций и предоставления доступа к внутренней информации: мониторинг мнения родителей о платных услугах проводятся лишь в 40% ОУ, а обсуждение публичного доклада не осуществляется в 40% учебных учреждениях;

2. Ученическое самоуправления является на сегодня слабо организованным и малоэффективным. В самоуправление вовлекается недостаточно число учащихся, учащиеся теряют интерес из‑за несоответствия самоуправления их интересам, плохой организации самоуправления.

3. Механизмы разрешения конфликтов между участниками образовательного процесса, как конфликтная комиссия и уполномоченный по правам участников образовательного процесса, не находятся в списке наиболее частых. При наличии конфликтных комиссий в более чем 93% учебных учреждений в списке эффективных механизмов отмечается респондентами около 1%.

В целом, можно отметить, что в каждой десятой школе в нашей стране что‑то не так и причин этому много. В первую очередь, это требования, которые школы практически не могут выполнить из‑за отсутствия финансирования и поддержки со стороны региональных власти, и во вторую очередь — это необходимость проведения оптимизации работы школ и педагогов, когда предъявляемые требования противоречат друг другу, а смысл их четко не определён.

Сейчас мы проводим дистанционное общественное обсуждение с педагогами с целью подготовки непосредственно самих предложений по разрешению проблем, выявленных в ходе мониторинга, и оптимизации работы и нагрузки на школы и учителей. Уже сейчас педагоги предлагают изменить некоторые приказы Минобрнауки России, внести изменения в закон «Об образовании», разработать рекомендации по отдельным вопросам.

Кроме этого, с федеральными ведомствами на площадке Временной комиссии по развитию информационного общества мы планируем обсудить результаты мониторинга и получить их позицию с их предложениями и пожеланиями.

По итогам мы планируем выйти на решения тех проблемных сфер, с которыми на практики сталкиваются школы и наши учителя.