Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

«Закон суров, но это Закон» (dura Lex, sed Lex)

Выборы закончены, забудьте, – слышу я сегодня от самых разных людей. Вроде бы правильно. Тем более, действительно, есть чем заниматься нашей большой стране помимо выяснения отношений с леди и джентльменами, решившими противозаконно вмешиваться в российские выборы. Но, во‑первых, это было бы не справедливо по отношению ко многим нашим согражданам, в том числе десяткам тысяч из них, кому украинские власти не дали возможности проголосовать 18 марта 2018 г.

Во‑вторых, как говорили ещё в Древнем Риме: «Закон суров, но это Закон» (dura Lex, sed Lex). Причем закон един для всех. В частности, если кто‑либо воспрепятствовал неотъемлемому праву гражданина РФ проголосовать на выборах, он (она) автоматически подпадает под определение статьи 141 УК РФ. Там прямо сказано: «Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав… совершенные лицом с использованием своего служебного положения [и/или] совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой… наказывается… лишением свободы на срок до пяти лет». Заметим, речь не идет лишь о российской территории и только о гражданах нашей страны. Любой, кто подпадает под действие данной статьи, должен понести заслуженное наказание.

Обращаю внимание, в той же статье предусмотрена уголовная ответственность и за такие деяния, как воспрепятствование работе избирательных комиссий. Но не этим ли занимались некоторые зарубежные должностные лица и политические деятели, пытавшиеся, например, принудить членов ЦИК РФ противоправно зарегистрировать в конце 2017 г. кандидатом в Президенты их очевидного ставленника (имеющего не снятую судимость – исключающее регистрацию обстоятельство).

Кстати, наши сограждане уже пишут о необходимости конкретного наказания за подобное в сенаторскую комиссию по защите российского суверенитета. Причем они справедливо указывают не только на такого рода факты, но и на вопиющие случаи безнаказанных оскорблений и клеветы в адрес нашего государства, его органов власти и управления, российских организаций и граждан с целью дискредитации Российской Федерации, оказания противоправного вмешательства в наши суверенные дела.

Так, в статье 128.1 УК РФ написано, что клевета «есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». При этом, например, клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (британские должностные лица именно в этом обвинили в марте с. г. российских руководителей), наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей. А клевета с использованием СМИ (именно так клеветал перебежчик гр. Родченков Г.М. в отношении спортсменов РФ) является отягчающим обстоятельством. Кроме того, распространение данных, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, предполагает возможность пострадавшей стороне требовать материальную компенсацию в рамках гражданского права. Замечу, такие же либо сходные статьи есть в законодательстве большинства стран мира.

Автор этих строк не впервые поднимает данную тему. К сожалению, втягиваясь в жаркие дебаты с обидчиками России и ее граждан, у нас еще не взяли за правило в обязательном порядке доводить каждый случай нарушения собственных законных прав до логического конца с использованием необходимых законодательных процедур в российских, иностранных и международных судах. Да, это не всегда просто и быстро. Да, виновных, находящиеся вне российской юрисдикции, очень трудно призвать к ответу. Но капля камень точит. Во всяком случае наши иностранные партнеры не стесняются даже грубейшего нарушения международного права, нагло выкрадывая российских граждан с территории третьих стран по обвинениям в тех или иных преступлениях (нередко сомнительных).

Разумеется, мы должны строго соблюдать российское и международное право. При этом, как подчеркнул недавно президент В. Путин (относительно ограничения прав граждан РФ на украинской земле), ни в коем случае нельзя переносить наш праведный гнев на целые народы, в т. ч. соседней Украины. Однако сказанное не отменяет принципа dura Lex, sed Lex, о чем говорилось и на недавнем пленарном заседании Совета Федерации (21.03.18).

То же самое относится к случаям, содержащим явные признаки нарушения законов РФ так называемыми оппозиционными политиками. Но не потому, что они «несистемные», «критикуют режим» и аффилированы с зарубежьем. А потому, что их призывы к бойкоту выборов или нарушению территориальной целостности РФ сами по себе заслуживают должной оценки со стороны правоохранительных органов (соответственно в части ст. 141 и 280.1 УК РФ). Потому, что способы получения ими заморских финансов и «бесплатных» услуг как в период выборов, так и в политическое межсезонье заставляют вспоминать о положениях статей 141.1, 200.1, 198 и 199 УК РФ. Потому, что их публичная риторика то и дело напрашивается на оценку с позиций статей 205.2, 212, 212.1, 280, 298.1 и 319 УК РФ. Впрочем, те же статьи вполне применимы к иноземным кураторам части наших доморощенных оппонентов. В любом случае закон должен быть силен не столько крутостью наказаний, сколько их неотвратимостью.

Наконец, само российское законодательство нуждается в корректировке. На взгляд автора, например, действия по нарушению избирательного законодательства в пользу иностранных лиц, организаций, государств, а также не предусмотренное российским законодательством участие лиц, не являющихся гражданами РФ, в отечественном избирательном процессе на любой его стадии заслуживает адекватной правовой санкции.

Да, президентские выборы закончились, но их несомненные и достойные результаты не должны останавливать работу по надежному блокированию лазеек для вмешательства извне в наши суверенные дела. Тем более, что очевидный успех 18 марта 2018 г. отнюдь не устроит закоренелых русофобов и подобных им чужеземных «доброжелателей». Они могут скорректировать приемы и методы, сценарии подрывной работы, провести кадровые изменения среди своей пехоты, но конечная цель – сдержать Российскую Федерацию, открыто названную ими своим противником, увы, останется и, судя по всему, надолго. Вот почему сенаторская Комиссия по защите государственного суверенитета планирует вскоре после инаугурации опубликовать специальный доклад, посвященный минувшим президентским выборам в контексте попыток внешнего вмешательства, а также наши выводы и рекомендации на будущее.