Блоги сенаторов

Все записи блога Федоров Николай Васильевич Федоров
Николай Васильевич
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Умом – Россию понимать

Знаменитое четверостишие Тютчева, строки из которого привели к заголовку, знакомо всем со школьных лет. Конечно, и у нашей страны, накопившей огромный исторический опыт, обладающей самобытной духовной культурой, свой, уникальный путь. Тем не менее, то и дело раздаются голоса политиков, общественных деятелей и ученых мужей, предлагающих то или иное демократическое (читай – западное) снадобье для решения существующих проблем.

В этом же контексте в разворачивающейся выборной кампании снова озвучивается мысль о том, что Президент России – это «наемный менеджер». Как в США и ряде других стран. «Я Президента нанял, я его и уволю», — лихо утверждают от имени народа сторонники этой точки зрения. Забывая, что живем мы в России, со своей выстраданной Конституцией. Да и исторически сложилось так, что в России власть персонифицируется, то есть воспринимается не как политический институт, а конкретное лицо, несущее ответственность за все, что происходит в стране.

Вспоминаю, сколько мы, работая над проектом Конституции Российской Федерации, сломали копий по поводу статуса Президента. Фоном для дискуссий, помимо фундаментального анализа истории государства Российского, послужил нагнетавшийся политический кризис, противостояние исполнительной и законодательной власти, разрешившееся трагическими событиями осени 1993 года. Все‑таки есть правда в том, что парламент — это больше чувства, эмоции, желания людей, а правительство — их мозг. Но для народа одинаково опасны как бесчувственный и бессердечный мозг, так и «безмозглость», безответственность чувств и желаний. Поэтому и парламент, и правительство могут стать полезными народу только в том случае, если они вместе (как разные ветви, но единой государственной власти), будут эффективно работать на благо народа, для достижения общих целей. Разгул парламентской демократии (а фактически – коллективной безответственности) во многом способствовал углублению кризисных явлений в России и после февраля 1917 года, и в начале 90-х годов прошлого столетия.

Поэтому мы практически единогласно согласились с мыслью о миссии Президента Российской Федерации как фундаментальном и главенствующем начале, гармонизирующем взаимодействие всех трех ветвей власти ради многонационального народа. Он – олицетворение единства России. Поэтому если обратиться непосредственно к Основному закону, там лаконично и емко сказано: Президент Российской Федерации — глава государства и гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. И может, и должен строго спрашивать с каждого за невыполненные задачи (кто‑то, может быть, вспомнит фразу Путина, адресованную одному из вице-премьеров: «Вы что, с ума сошли?»)

Главе государства после выборов-2018 предстоит решать множество стратегически важных вопросов, испытывая на себе, мягко говоря, не самое дружественное отношение партнеров к России. Это титанический труд и огромная ответственность. И к выборам будущего Президента необходимо тоже подойти максимально ответственно. Голосовать не только сердцем, но и разумом.

Потому что нужно все‑таки нашу Россию и умом понимать.