Важным событием для экономистов, представителей органов государственной власти, ученых, предпринимателей в январе стал Гайдаровский форум. Он традиционно прошел в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
В течение трех дней на площадках мероприятия обсуждались главные тенденции социально-экономического и политического развития России. Проводился анализ состояния бизнес-среды и инвестиционного климата в стране. Прозвучало множество мнений относительно перспектив экономического роста и интеграции России в мировую экономику.
В том числе состоялось выступление Председателя Счетной палаты Российской Федерации Татьяны Алексеевны Голиковой. Она резонно отметила ряд актуальных проблем в действующей системе государственного управления. Я согласен с позицией Счетной палаты относительно судьбы основных принципов разграничения уровней госуправления, установленных Указом Президента РФ № 314. Действительно, с момента его выхода в 2004 году мы сильно отклонились от выбранного курса и рискуем столкнуться с серьезными внутренними противоречиями в управленческом процессе и его финансовом обеспечении.
Считаю, что совершенно справедливо была обозначена и проблема малоэффективности ряда контрольно-надзорных органов, за исключением Федеральной налоговой службы. По данным Счетной палаты, из почти миллиона ежегодных проверок лишь чуть больше половины выявляют нарушения обязательных требований. При этом только 2 процента из них фиксируют фактический вред. В значительной степени причина такой ситуации кроется в системе подведомственной подчиненности контрольно-надзорных служб профильным министерствам.
Председатель Счетной палаты указала и на другие негативные тенденции в организации системы государственного управления, а в завершение выступления подняла, на мой взгляд, одну из актуальнейших тем, которой ранее не уделялось должного внимания, – чрезмерного увеличения размеров государственных внебюджетных фондов, поглощающих огромное количество финансовых средств. Почти 163 тысячи человек работает в структуре Пенсионного фонда России (ПФР), Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонда социального страхования (ФСС), тогда как во всех 53-х федеральных органах власти, находящихся в подчинении Правительства (включая территориальные), трудится 377 тысяч сотрудников. Диспропорция очевидна. На содержание этого раздутого штата расходуется больше 143 млрд рублей из собранных фондами средств.
Учитывая приведенные аргументы, позицию коллег из Федеральной налоговой службы, с 2017 года администрирующей страховые вносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование, я выражаю свою солидарность с позицией председателя Счетной палаты. Налоговикам приходится в ручном режиме решать множество проблем, с которыми столкнулись работодатели в новых условиях.
Да, предложение объединить ПФР, ФСС и ФОМС в Единый государственный внебюджетный фонд требует проработки и детального обсуждения. Однако потребность в этом шаге, по моему мнению, является обоснованной и актуальной. Отдельно стоит обдумать возможную форму собственности Единого фонда для того, чтобы добиться максимальной прозрачности его работы и контролировать расходы, которые должны идти только на то, что действительно необходимо, быть оправданными и приносить положительные результаты. Аргументация в пользу идеи создания Единого фонда и единой информационной системы убедительна и подкреплена цифрами, реальная практика администрирования страховых взносов тоже говорит о резонности данного предложения. Поэтому, на мой взгляд, вопросу консолидации фондов стоит уделить должное внимание и вынести его на широкое обсуждение. Необходимо качественно проработать все детали: подготовить законодательство, программное обеспечение, решить вопросы размещения средств – и затем приступать к реорганизации.
Комментарии
0
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться