События рубежа XIX-XX веков породили особое умонастроение, которое в европейской культуре получило название fin de siècle: радостное ожидание перемен и одновременно страх перед будущим, ощущение краткости земного бытия и стремление жадно «срывать цветы удовольствия».
В России предвестие грядущих тектонических сдвигов истории почувствовали и отразили в своем творчестве поэты Серебряного века. Александр Блок в поэме «Возмездие» пророчески писал:
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
«Век вывихнут», — такой диагноз, цитируя шекспировского «Гамлета», поставили начавшемуся двадцатому столетию философы, писатели, политики, общественные деятели. И стали наперебой предлагать свои, зачастую весьма радикальные, рецепты, как «вправить» его. Печальный итог подобного «лечения» очень хорошо известен.
Смертоносной грозой прогремели над страною события 1917 года. Ровно сто лет прошло. Но до сих пор нам слышится грозное эхо. И до сих пор не всегда можем спокойно и вдумчиво оценить, как события те на нас повлияли.
«Любовью и единением спасемся», — заповедал преподобный Сергий Радонежский. Но как воплощаем слова великого святого? Как часто мы спорим жестоко, непримиримо…Похоже, мы все‑таки только в начале пути. Долгого пути к согласию и примирению.
Думается, одной из ведущих причин революций стала гордыня. Политики разных мастей увлеклись собой… забыв страну и народ.
А ведь главное в поиске истины, в том числе исторической – заглянуть внутрь себя. В том числе, чтобы понять: главный твой, наш враг – ты сам, мы сами. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Таков портрет души современного человека создал апостол Павел в Послании к Римлянам еще две тысячи лет назад.
И Федора Тютчева вспомним слова:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит.
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
Так великий поэт описал смятение душ человеческих!
Мы снова переживаем испытания. История показывает, что граждан России скрепляет угроза. Угроза извне. И санкции западных стран нас делают только сильнее. Можно сказать, например, что российские крестьяне с опережением установленных Президентом России сроков достигают порогов продовольственной безопасности по основным параметрам.
Говоря словами мыслителя Ивана Александровича Ильина, мы осознали, что «призваны самостоятельно быть, а не ползать перед другими; творить, а не заимствовать».
Однако все же возникает вопрос: объединяющим фактором снова становятся проблемы извне? Как говорится в одной старой песне:
Русские, русские — неспокойная судьба.
Но зачем, чтоб быть сильней, нам нужна беда?
Гораздо лучше и полезней было бы и для людей, и для страны всем вместе, и правым, и левым, работу начать — системную, кропотливую, и каждодневную. Чтобы крепкими стали вера и дух, чтоб росла экономика, чтобы решались проблемы людей. И думать при этом не о себе, а о стране.
В знаменитой речи о Пушкине Федор Михайлович Достоевский, анализируя творчество великого поэта, отметил: «Тут уже подсказывается русское решение вопроса, «проклятого вопроса»: по народной вере и правде: «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве», вот это решение: по народной правде и народному разуму».
Тогда, в 1880 году, призыв писателя не был услышан. Но почему‑то есть надежда, что завет Достоевского будет все‑таки услышан и станет путеводной нитью, руководством к действию для всех нас, ныне живущих.
Комментарии
0
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться