Первое сентября — хороший повод всем вместе посмотреть, что государство, общество может сделать для российского образования.
Начало учебного года – знаменательное событие во всех странах. Мы его отмечаем как государственный праздник с 1984 года. И это не было инициативой «сверху». Принятый тогда указ лишь закрепил те мысли, чувства, настроения, которые неизменно испытывают в нашей стране в этот день взрослые и дети, школьники и учителя, студенты и преподаватели. Название праздника, День знаний, точно передаёт его суть. В России знания всегда почитались, приобщение к ним считалось делом огромной государственной и общественной важности.
Безусловно, с особым трепетом и волнением воспринимают этот день первоклассники. Их у нас сегодня 1,8 миллиона – на сто тысяч больше, чем в прошлом году. Всего же за парты российских школ в этот день сядут 15,5 миллиона человек. Это сравнимо с населением некоторых стран.
Когда вспоминаю свои школьные годы, в памяти возникают лица одноклассников, товарищей, друзей, учителей. Сейчас особенно хорошо понимаю, как много педагоги дали нам, школьникам. Я имею в виду не только знания, но и наше гражданское, культурное, нравственное, духовное развитие.
В самые тяжелые для российского образования времена именно школьные педагоги своим самоотверженным трудом, талантом, профессионализмом обеспечили высокий уровень подготовки учеников. Благодаря их усилиям наши дети сегодня получают качественное образование, совмещающее лучшие отечественные традиции с современными технологиями и методами обучения.
И в «цифровую» эпоху собственно человеческое, социальное формирование детей, подростков, юношей и девушек будет происходить во многом через непосредственное общение, в том числе, в диалоге с учителем.
Информационно-коммуникативные технологии привносят много нового в содержание и организацию образовательного процесса, в администрирование работы школы. Следующим шагом должны стать меры по снижению бюрократической нагрузки на педагогов, оптимизации их отчетности. Эта тема звучит буквально в ходе каждой моей встречи с учителями. Министерство образования и науки РФ работает над этим.
России предстоит немало сделать для того, чтобы сократить дистанцию, которая отделяет нас от ряда передовых государств в области науки, технологий, выпуска конкурентоспособной инновационной продукции. Думаю, не преувеличу, если скажу, что успешное решение этой задачи во многом закладывается в школе, определяется тем, какие знания получают выпускники.
Основная цель — повышение качества получаемых знаний. Российская школа должна давать их на уровне, отвечающем самым высоким критериям. Это залог устойчивого и динамичного развития страны.
В 2017 году возросло число выпускников девятых классов, которые решили продолжить обучение в техникумах и колледжах. Пока трудно сказать, стоит ли за этим долговременная тенденция. В любом случае среднему профессиональному образованию требуется, на мой взгляд, усиленная поддержка со стороны государства, общества, бизнеса. Руководители предприятий постоянно говорят о том, что нуждаются в высококвалифицированных рабочих кадрах.
Сегодня Россия значительно уступает по производительности труда наиболее развитым государствам. Рост интереса российских школьников к получению среднего профессионального образования должен быть использован для преодоления нашего отставания в этой сфере. Если для этого потребуется внесение корректив на законодательном уровне, наша палата отнесётся к соответствующим инициативам со всем вниманием.
Отрадно, что развивается отечественное высшее образование, совершенствуется инфраструктура наших университетов. Лучшие вузы становятся в своих регионах центрами инновационного, технологического развития.
Но процесс образования не заканчивается после получения аттестата или диплома. Он непрерывен. «Учитесь любить учиться!» — призывал академик Дмитрий Лихачев в письмах к молодым читателям: «Учиться нужно всегда», — писал он, «ибо знания всё растут и усложняются».
Страну знаний, в которую вошли когда‑то, держа в руках цветы для первого учителя, мы не покидаем никогда, продолжая учиться всю жизнь. Согласно госпрограмме «Развитие образования», к 2020 году доля работающих граждан в возрасте от 25 до 65 лет, прошедших повышение квалификации или профессиональную подготовку, должна достичь 55 процентов. И это далеко не предел.
Помимо традиционных систем обучения необходимо активно внедрять новые форматы. Благодаря методикам дистанционного обучения, качественный уровень преподавания в разных областях знаний уже стал доступен тысячам, а в недалеком будущем этими возможностями должны пользоваться миллионы.
От всей души поздравляю учителей и преподавателей, школьников и студентов с Днём знаний! Желаю вам успехов в новом учебном году, крепкого здоровья, благополучия!
Комментарии
8
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться