Блоги сенаторов

Все записи блога Федоров Николай Васильевич Федоров
Николай Васильевич
Первый заместитель Председателя Совета Федерации

Искусство развивать нравственность

Считанные дни остались до начала нового учебного года. По сложившейся традиции праздник школьников и студентов, педагогов и родителей именуется Днем знаний. Так повелось с 1984 года после решения Президиума Верховного Совета СССР. Но если вдуматься, название отражает лишь небольшую часть всеобъемлющего, фундаментального явления – образования.

Вспоминаю, как в июле 1991 года всенародно избранный Президент России Борис Николаевич Ельцин после вступления в должность подписал свой первый указ. Примечательно, что в непростое, тревожное время глава государства определил в этом документе главную задачу – разработку и реализацию первоочередных мер по развитию образования.

 В начале 90-х мы вместе с моим коллегой по правительству Эдуардом Дмитриевичем Днепровым работали над российским законом «Об образовании». Эксперты и чиновники тогда много дискутировали о том, что считать приоритетом – обучение или воспитание? В итоге в преамбуле закона было особо обозначено, что под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Именно так: сперва – воспитание, потом – обучение. Важно, что подобный порядок сохранился и в федеральном законе, принятом в 2012 году. Здесь образование трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства».

Почему именно воспитание играет первую роль в формировании личности? Ответ был дан еще в Древнем Риме. «Qui proficit in litteris, sed deficit in moribus, plus deficit, quam proficit», — гласит латинская поговорка. Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает. Примечательно, что это народное изречение предпослал в качестве эпиграфа к своей книге «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году» основоположник классической педагогики Ян Амос Коменский. Мыслитель сформулировал не устаревшие и ныне «Шестнадцать правил искусства развивать нравственность», назвав основные добродетели – мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

С тех пор прошло много веков. Но философы, педагоги, общественные деятели продолжают дискутировать о том, какими качествами должен обладать хорошо воспитанный человек. И здесь стоило бы обратить внимание на одну из важнейших черт личности — самостоятельность. Это умение самому принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Не жить за счет других, а самому обеспечивать себя и близких. Отстаивать свои убеждения, свой выбор. Даже в юные годы, когда многим кажется, что родителям виднее, кем должен стать их ребенок в будущем. В этом контексте задача школы – помочь детям осуществить именно их мечту, а не желания родителей.

Представляет интерес и опыт Страны восходящего солнца. Японцы, укладывая детей спать, говорят им: «Все ли ты сделал сегодня? Потому что завтрашний день может и не наступить». Суровые природные условия, частые стихийные бедствия воспитали у японцев такие качества, как упорство и настойчивость в преодолении трудностей. А еще – умение ценить каждое мгновение, наполнять его полезными делами.

Чтобы, как говорил еще Марк Аврелий, жить каждый день так, как если бы он был последним.