Блоги сенаторов

Все записи блога Косачев Константин Иосифович Косачев
Константин Иосифович
Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам

Время полярных стран

С 13 по 23 августа, в самый разгар летних отпусков, вместе с коллегами по Совету Федерации С.Н.Рябухиным Рябухин
Сергей Николаевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области
Рябухин Сергей Николаевич
, Ю.А.Липатовым Липатов
Юрий Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Московской области
Липатов Юрий Александрович
и А.Г.Дмитриенко Дмитриенко
Алексей Геннадиевич
представитель от исполнительного органа государственной власти Пензенской области
Дмитриенко Алексей Геннадиевич
совершили поход на Северный полюс. Этот поход был посвящён 40-летию первого успешного достижения самой северной точки планеты советским атомоходом «Арктика» и организован госкорпорацией «Росатом» совместно с ФГУП «Атомфлот». На этот раз на Полюс нас доставил самый крупный в мире, но уже российский атомный ледокол «50 лет Победы».

Изначально казалось, что речь пойдёт об увлекательной туристической поездке. Разумеется, впечатлений хватило бы сразу на несколько отпусков. Но поход проходил в формате научно-производственной конференции, посвящённой самым разным аспектам освоения Арктики. За десять дней удалось выслушать не один десяток в высшей степени профессиональных докладов по истории освоения Северного полюса и отечественного ледокольного флота, перспективам разработки природных богатств Арктики и развития Северного морского пути, вникнуть в проблемы российской судостроительной и атомной отраслей, в частности — узнать подробности рассчитанных на обозримое будущее масштабных проектов по строительству новых атомных ледоколов.

Опытные полярники с определённой ностальгией вспоминали масштабную арктическую программу советских времён, когда после докладной записки группы академиков высшему руководству страны в 1953 году первый атомный ледокол «Ленин» был не только спроектирован, но и сдан в эксплуатацию уже спустя шесть лет. В первые годы речь шла об освоении более доступного западного сектора Арктики, в первую очередь в связи с запуском завода «Норильский Никель». Но всё делалось действительно впервые, и требовалась решительная концентрация и последовательная реализация высшей государственной воли. 

Как выразился один из докладчиков, сейчас главным «отстающим» в контексте комплексных усилий по освоению Арктики является как раз государство. Судя по услышанному, в чем‑то обоснованный упрёк. И все же, справедливости ради, — в настоящее время и проектов стало значительно больше, а их масштабы и географический охват существенно увеличились. Для реализации в арктической зоне Российской Федерации отобрано 145 проектов на общую сумму 4.8 трлн руб. В число наиболее перспективных и имеющих межотраслевое значение включено 17 проектов, общий объем их финансирования составляет около 2.8 трлн руб. И это закономерно. По данным зарубежных экспертов, в целом на арктический шельф может приходиться 13 % ещё не открытых месторождений нефти и 30 % месторождений газа. Российская часть арктического шельфа скрывает в недрах около 106 млрд тонн нефтяного эквивалента, в том числе 69,5 трлн. кубических метров природного газа. По оценкам Минприроды России, арктические пространства, на которые наша страна заявила свои права, могут содержать нефти в два раза больше, чем все месторождения Саудовской Аравии. Иными словами, арктический шельф России в XXI веке будет являться основной общероссийской базой углеводородного сырья. Кроме того, в материковой части Арктики сосредоточены богатые запасы золота, алмазов, редкоземельных металлов, без которых невозможны технологии будущего. 

Разумеется, речь идёт о масштабных капиталовложениях в разработку этих запасов. Самый крупный проект — строительство газоконденсатного завода в населённом пункте Сабетта на Ямале, начатое в сентябре 2013 года. На стройке занято 34 тысячи работающих, и уже в октябре 2017 пойдет первая продукция! По оценкам экономистов, запуск «ЯмалСПГ» даст дополнительно до 0,7% ВВП России.

Разумеется, сжижение природного газа — одно из наиболее перспективных направлений развития отечественной топливно-энергетической отрасли. Уже действующего на Сахалине, но пока единственного терминала на 10 млн тонн СПГ явно недостаточно. Было отрадно узнать, что в планах, помимо Сабетты, — возведение ещё как минимум четырех терминалов на Ямале и на полуострове Гыдан.

Однако очевидно, что добыча и переработка природных ресурсов — это ещё не вся задача. Крайний Север находится на огромном расстоянии от конечных потребителей, и транспортировка производимой продукции как на Запад, в Европу, так и на Восток, в Азию — требуют такого же внимания со стороны государства. Главное здесь — освоение Северного морского пути. В настоящее время уже восемь государств мира регулярно используют трассы СМП в коммерческих и туристических целях. За последние три года в 11 раз вырос объем перевезённых судами грузов. Если в 2012-м году по трассам СМП перевезено чуть более 3.8 млн тонн грузов, то после 2018 г. с началом функционирования порта Сабетта и разработкой Новопортовского месторождения нефти прогнозируется, что объем перевозимых грузов возрастёт до 40 млн тонн, а к 2020 г. составит не менее 60 млн. тонн.

Государством поставлена амбициозная задача обеспечения круглогодичной навигации по Севморпути с использованием крупнотоннажного флота. И решить эту задачу можно только за счёт использования отечественного атомного ледокольного флота, кстати — единственного в мире. В настоящее время в эксплуатации находится четыре атомных ледокола различной мощности. В 2019–2021 годах планируется сдать в эксплуатацию ещё три, причём до 92% от их стоимости — это отечественное производство. Есть и более масштабный проект строительства уникального атомохода «Лидер» принципиально новой конструкции, хотя об этом атомщики и судостроители пока только мечтают. Не менее перспективные темы — запуск в эксплуатацию в 2019 году первой плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов», а также утилизация отработанного ядерного топлива на российских мощностях. 

Производственники, разумеется, рассказывали нам не только о своих планах, но и о проблемах. Их всех беспокоит несовершенство федерального законодательства, в частности — 44-й, 223-й и 275-й ФЗ (госзакупки, гособоронзаказ). Условились с депутатами Государственной Думы, которые тоже принимали участие в походе, совместно поработать в плане реализации высказанных рекомендаций по возвращении в Москву. В свою очередь, проинформировали коллег и всех участников экспедиции о деятельности Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, представив его последний, майский доклад. 

Разумеется, для меня как для международника было важно посмотреть на проблемы Арктики и под этим углом зрения. Отчётливо просматривается наращивание усилий со стороны иностранных государств по расширению своего экономического присутствия в арктическом регионе, приданию Северному морскому пути статуса международного, вытеснению России из зоны её интересов в арктическом регионе. Отдельная тема — милитаризация Арктики. Хотя её уровень пока не выходит за пределы разумной достаточности, военные угрозы Российской Федерации в Арктике обусловлены неразрешенными проблемами в области делимитации водных границ, растущим интересом государств мира к арктическим ресурсам, а также с активизацией международного военного сотрудничества в рамках НАТО. В официальных документах альянса подчёркивается необходимость «возврата в Арктику» для построения системы безопасности, центральным элементом которой будут силы НАТО. Потенциальным противником в Арктике блок НАТО считает Россию. Отсюда основной стратегической целью альянса является противодействие российскому влиянию на крайнем Севере. 

В свою очередь, Россия не видит в Арктике противоречий или вызовов, требующих военного решения. Убеждён в том, что при соответствующем государственном внимании к этому региону его ждёт уверенное и стабильное будущее. Важную роль в этом смысле призван сыграть разрабатываемый законопроект «Об Арктической зоне Российской Федерации», который, в частности, впервые вводит понятие «Арктическая опорная зона развития». Плюс, разумеется, Правительству Российской Федерации необходимо в кратчайшие сроки доработать и утвердить государственную программу по изучению и освоению континентального шельфа России, в которой должны быть учтены ресурсная база, технологии, условия освоения, материальные и финансовые возможности страны, потребности в поставках сырья на внутренние и внешние рынки. Важнейшие в этом смысле «точки опоры» — развитие мощностей по сжижению газа и обеспечение круглогодичной эксплуатации всей трассы Северного морского пути с задействованием модернизированного атомного ледокольного флота России. 

Приходит время полярных стран. И Россия должна в полном объёме использовать открывающиеся в этой связи уникальные возможности. 

Искренние слова благодарности Росатому и Атомфлоту за блестяще организованную конференцию, удивительно содержательную и полезную, и за весь поход в целом. Просто молодцы! А на Северном полюсе к тому же побывал государственный флаг Республики Марий Эл, которую я имею честь представлять в Совете Федерации. И это тоже уже История.