Динамика роста долгов потребителей энергоресурсов внушает опасения уже давно, однако не смотря на все предпринимаемые меры размер проблемы продолжает увеличиваться. По данным Минстроя составляет 1,34 триллиона рублей, из них долги населения 645 миллиардов рублей.
На мой взгляд, однозначного, единовременного решения проблемы расчётов за энергоресурсы предложить невозможно, так как в общей сумме задолженности зашиты проблемы взаимодействия различных сегментов тепло-электроэнергетики с поставщиками топлива, населения и управляющих компаний в ЖКХ с гарантирующими поставщиками и поставщиками тепла, гарантирующих поставщиков с оптовым рынком и сетевыми организациями и т. д.
К нашему сожалению, принятие 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» в ноябре 2015 года, существенно не повлияло на ситуацию, а статистика подсказывает, что предпринятые меры недостаточны.
Как справедливо заметила Валентина Ивановна Матвиенко, лишь небольшой процент граждан не платят вовсе. Есть такие, кто задерживает расчёты, но и этот процент не так велик. Именно расчеты между юридическим лицами, дают наиболее высокий уровень нагрузки на отрасль. В электроэнергетике это управляющие компании в теплоэнергетике – тепловые сети. Отдельным пунктом стоят долги предприятий подведомственных Министерству обороны и так называемых «неотключаемых» потребителей, многие из которых платят только по решению суда.
Вполне очевидно, что неплатежи нижестоящим в платёжной цепочке организациям вполне очевидно транслируются на уровень выше и не всегда пропорционально. А значит, даже добросовестный плательщик – гражданин или организация, не могут быть уверены в том, что его своевременные расчеты дойдут до всех участников платёжной цепочки взаимодействующих энергетических компаний и станут гарантией высокого уровня качества и надежности энергоснабжения. В дальнейшем, нам просто необходимо исключить из платёжной цепочки «слабые звенья» — организации, которые допускают возможность недобросовестные действия и манипулирование ситуацией, недобросовестные действия по расчётам с контрагентами или попросту воровство.
В данном контексте, альтернативы прямым расчётам между поставщиками и потребителями энергоресурсов не существует. Мы надеемся, что Правительство Российской Федерации ускорит работу по подготовке и согласованию соответствующего законопроекта и в осеннюю парламентскую сессию, законопроект уже будет обсуждаться в палатах Парламента.
Отдельно выделю длящуюся с момента реформирования РАО ЕЭС России ситуацию со спорами гарантирующих поставщиков электроэнергии с сетевыми организациями. Где одни должны за услугу по передаче электроэнергии, а другие покупают электроэнергию для компенсации потерь в сетях, возникающих в процессе оказания услуги по передаче. Нонсенс.
В процессе обсуждения реформы розничного рынка электроэнергии, где формируется основная масса долгов, а это примерно 274 млрд. рублей, остается открытым вопрос допущения возможности совмещения статусов энергосбытовой и электросетевой организации. Напомню, что с такими предложениями уже неоднократно выступали несколько регионов страны, однако одобрения не получили.
Сейчас, в Комитете по экономической политике Совета Федерации ведётся подготовка законопроекта по кардинальной перестройке розничного рынка электроэнергии, а именно упразднения понятия гарантирующий поставщик. По нашему мнению, все энергосбытовые организации должны иметь равные права и нести равные обязанности, а потребитель вправе выбирать с кем из энергосбытов заключать договор на основании условий обслуживания и предложенных цен.
Смена энергосбытовой организации, для конечного потребителя, должна происходить по аналогии с переносом номера в сотовой связи — быстро и без дополнительных требований, кроме отсутствия задолженности по действующему договору. При этом, энергосбытовая организация должна соответствовать лицензионным требованиях, не нарушать правила работы на оптовом рынке и своевременно рассчитываться за услуги по передаче электроэнергии.
Предполагается, что сетевые организации смогут наравне с энергосбытами осуществлять деятельность по покупке / продаже электроэнергии, а соответственно при соблюдении лицензионных требований и требований оптового рынка, исполнять на постоянной основе функцию энергосбытовой организации. Потребитель должен сам выбирать с кем заключать договор, но отказать ему в заключении договора, лицензированная организация, не сможет. Отказ может означать лишение лицензии.
Такие изменения позволят сформировать реальный розничный рынок в рамках которого будет развиваться конкуренция, а ресурсоснабжающие организации будут конкурировать за потребителя по критериям качества, надёжности и цены.
Комментарии
0
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться