Блоги сенаторов

Все записи блога Косачев Константин Иосифович Косачев
Константин Иосифович
Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам

Россия и СМР: новый этап

В соответствии с решением Совета Федерации обсудили на заседании Комитета по международным делам ход реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию.


Тема важная, нужная, но, по ощущению, долгое время остававшаяся недостаточно понятой и востребованной. Мне лично довелось заниматься этим вопросом еще в качестве руководителя Россотрудничества, когда начали предприниматься первые шаги по активизации и пересмотру роли нашей страны в процессе СМР после утверждения Президентом в 2007 году первой «Концепции участия РФ в содействии международному развитию». Итогом нашей плодотворной работы стала вторая «Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию» в 2014 году, которую можно без преувеличения считать прорывом на этом направлении. Уже по названию видно, что произошел переход от «участия» в СМР к «государственной политике».

Оба документа сыграли свою немаловажную роль в становлении отечественной помощи развитию. Первый символизировал для России новый этап, когда из многолетнего пассивного получателя помощи наша страна превратилась в донора для других, менее развитых государств. Это вполне символично отражало ее изменившийся статус в мире. А второй обозначил появление собственной государственной политики и программы в области СМР, отвечающих в первую очередь национальным интересам страны, вместо прежнего участия в чужих проектах, а также создание Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Именно вторая Концепция определила необходимость перехода к формату с преобладанием двустороннего сотрудничества над многосторонним.

В ходе заседания Комитета были озвучены вполне оптимистичные цифры и факты, подтверждающие успешную реализацию второй Концепции . Так, в последние годы акцент реально удалось сместить в сторону помощи на адресной, двусторонней основе. В среднем ее объем составляет порядка 75%, в то время как на долю многосторонней приходится 25%, что подтверждает положительную динамику изменения ситуации по сравнению с прошлыми периодами, когда соотношение было обратным. Это значит – Концепция работает и приносит реальные плоды.

Ведь многосторонняя помощь носит как бы филантропический и, что еще хуже, обезличенный характер, так как в процессе участвуют организации-посредники, вроде Всемирного банка или Международного валютного фонда, которые в итоге и получают благодарные отзывы. В результате у страны-донора есть внушительные затраты, но практически нет политической отдачи. Поэтому большинство стран стремятся именно к двустороннему формату, как, например, США, у которых 80% приходится на двустороннюю помощь, и соответственно 20% на многостороннюю, да еще и оказание помощи нередко обусловлено приобретением товаров и услуг у американских же компаний.

Еще один крайне важный момент, который также был прописан в Концепции 2014 года – корректировка региональных направлений оказываемой помощи. Среди приоритетных категорий можно выделить страны СНГ, государства, имеющие исторически сложившиеся дружественные связи с Россией, а также страны, сотрудничество с которыми отвечает нашим национальным интересам. Так, по данным коллег из Минфина России, сейчас до 45% объёма финансирования направлено на программы, реализуемые в странах Восточной Европы и Центральной Азии, а 25% — в государствах Латинской Америки, в частности в Никарагуа и на Кубе. Это уже не просто помощь всем нуждающимся, но государственная политика с четко обозначенными приоритетами.

Поэтому так важен систематический учет тех мер, которые осуществляет Россия в рамках реализации программ СМР (от школьных учебников до, например, недавно открытого Российско-Гвинейского научно-исследовательского Центра эпидемиологии и профилактики инфекционных заболеваний или оказания Россией технического и финансового содействия Армении и Киргизии по реализации «дорожных карт» для присоединения к ЕАЭС). Что, помимо прочего, позволит получить и имиджевые «дивиденды» от оказываемой помощи, если ее получатели четко будут осознавать, откуда она пришла – и это отдельное важное направление нашей работы. К сожалению, на данный момент ощущается нехватка комплексной статистики по объёмам и получателям российского содействия, которая бы учитывала в том числе непрямые каналы оказания помощи. А это важно, ведь деньги расходуются, но политическая отдача видна не всегда.

По итогам выступлений коллег из профильных ведомств (Минфин, МИД России, Россотрудничество) на заседании сделали однозначный вывод, что роль нашей страны в содействии международному развитию постепенно развивается в направлении, соответствующем российским национальным интересам. Но все равно есть, к чему стремиться и над чем работать. А потому договорились продолжать уделять пристальное внимание ходу и темпам реализации Концепции на регулярной основе, если получится — то в рамках каждой парламентской сессии.