Блоги сенаторов

Все записи блога Полетаев Владимир Владимирович Полетаев
Владимир Владимирович
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности

Развитие приграничного сотрудничества с сопредельными государствами и их регионами открывает большие возможности для экономики субъектов России

19 июля Совет Федерации одобрил проект Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества». Как представитель Республики Алтай, одного из двух регионов России, граничащих сразу с тремя иностранными государствами, хочу выразить слова поддержки и благодарности разработчикам инициативы. Мы давно ждали этого.


Данный закон является чрезвычайно нужным и актуальным для таких субъектов, как наш. Геополитическое положение Республики Алтай предопределяет ее роль и перспективы в развитии международного сотрудничества.

Наш регион осуществляет активную внешнюю торговлю с рядом стран ближнего и дальнего зарубежья. Например, с Кореей, Китаем, Гонконгом, Чехией и другими. Кроме того, партнерские отношения Республики Алтай осуществляются в рамках заключенных соглашений и договоров между приграничными регионами Монголии, Китая и Казахстана, причем взаимодействие с каждой из этих стран имеет свою специфику.

В частности, торговля Республики Алтай с аймаками Монголии, наряду с совместными проектами в сферах культуры и науки, в настоящее время развивается динамично. Традиционно интенсивно ведется сотрудничество с Китаем, главным образом, с его западными провинциями. На экспорт идут пух, шерсть, древесина; на импорт — продукты питания, товары народного потребления, технологическое оборудование. Однако приграничная торговля Республики Алтай с Казахстаном развивается не столь динамично, несмотря на потенциал сторон в этой сфере, что в большей степени объясняется отсутствием транспортного сообщения.

Как мы видим, Горный Алтай активно сотрудничает с сопредельными странами, их регионами и отдельными муниципальными образованиями. Однако до настоящего момента эти отношения регламентировались недостаточно полно, лишь в соответствии с общими нормами внешнеэкономической деятельности.

В связи с этим республика возлагала большие надежды на федеральный парламент в части разработки специального документа, регулирующего сферу приграничного сотрудничества. Сегодня, благодаря дополнительным усилиям парламентариев, такой закон принят. Уверен, он позволит достичь значительного прогресса в реализации экономического потенциала приграничного сотрудничества.

Однако для комплексного решения проблемы нужна не только нормативно-правовая база, но и соответствующая материально-техническая основа, чтобы неудовлетворительное состояние приграничной инфраструктуры, включая транспортное сообщение, связь и энергетику, не помешало воплотить достигнутые договоренности. Как в случае недостаточной развитости взаимодействия Республики Алтай с соседними районами Казахстана из‑за отсутствия регулярного транспортного сообщения.

Подводя итог, еще раз подчеркну, что совершенствование законодательной базы приграничного сотрудничества регионов России с сопредельными государствами и их территориями — необходимое условия развития экономики, однако не исчерпывающее. Для успешной реализации потенциальных договоренностей необходимы соответствующие материально-технические условия, которые требуют увеличения затрат на содержание приграничной инфраструктуры и прилегающих территорий. Что, в свою очередь, зависит от внедрения новых механизмов финансирования и изменения вектора государственной политики по обустройству и развитию приграничной инфраструктуры.