Блоги сенаторов

Все записи блога Пономарев Валерий Андреевич Пономарев
Валерий Андреевич
Член Комитета Совета Федерации по международным делам

Перспективы развития германо-российского диалога

На всем протяжении времени, начиная с середины XX века, когда в 1955 году были установлены дипломатические отношения между ФРГ и СССР, характер двустороннего взаимодействия между Германией и Россией постоянно меняется: происходит то процесс расширения контактов на различных уровнях, сопровождаемый развитием конструктивного диалога, то процесс охлаждения отношений, вызванный политическими разногласиями и приводящий к снижение взаимного товарооборота.


Еще в 2000-е годы Россия и Германия совместно провозгласили курс на стратегическое партнерство, чему способствовало успешное взаимодействие как в сфере политики, так и в экономике, культуре через ряд совместных структур и форматов. Особое значение страны придавали межгосударственным консультациям, направленным на расширение торгово-экономических и политических связей. Данный уникальный опыт не только способствовал углублению взаимопонимания между странами, но и позволил в будущем в каком‑то смысле координировать позиции, например, в рамках Программы глобального партнерства, которая была запущена в 2002 году по инициативе членов G8и направлена на реализацию проектов в области разоружения.

Тем не менее, несмотря на то, что с начала столетия занимающая лидирующие позиции в Европе Германия активно поддерживала Россию и проводимый ее политическим руководством курс на международном уровне, на фоне обострения украинского и сирийского кризисов развитие содержательного и взаимовыгодного диалога осложнилось. Но несмотря на охлаждение двусторонних политических контактов, страны не прекращали сотрудничество по международным проблемам, а такие форматы, как «Нормандская четверка», переговорная «шестерка» по вопросу ограничения иранской ядерной программы, а также взаимодействие по уничтожению химического оружия в Сирии — яркие тому подтверждения.

Учитывая проблемы, по которым у сторон сохраняются разногласия, в том числе по вопросу судьбы президента Сирии Башара Асада, по словам действующего канцлера Ангелы Меркель, «необходимо вернуть урегулирование ситуации в Сирии на площадку ООН и продолжать сотрудничество с Россией». Кроме того, в период с 2014 по 2017 год стороны столкнулись со значительным падением товарооборота, а Ангела Меркель, комментируя этот факт, заявила, что Германия заинтересована в отмене европейских антироссийских санкций и в улучшении отношений с Россией, однако только по мере того, как будет продвигаться урегулирование ситуации на Украине.

Учитывая вышесказанное, я не могу не обратить внимание на то, что все же стоит с оптимизмом смотреть на будущее двустороннего российско-германского взаимодействия хотя бы потому, что, как заметил министр иностранных дел России С.В. Лавров, «российско-германские отношения продолжают оставаться важным фактором как в европейской, так и в глобальной политике, оказывая значительное влияние на решение многих международных проблем».

Налаживание и развитие партнерского диалога с Германией имеет большое значение для нашей страны. В этой связи исход парламентских выборов в сентябре этого года, от результатов которых будет зависеть, кто станет канцлером ФРГ, может повлиять в дальнейшем на снижение градуса напряженности между политическими кругами двух стран.

Несмотря на то, что существует ряд сторонников восстановления и развития германо-российских отношений, ни одна из сторон не имеет четкого и долгосрочного видения другой страны в системе собственных внешне- и внутриполитических интересов и ориентиров.

Что касается Германии, то на смену давно отошедшему на второй план приоритету отношений с Россией в Восточной Европе после объединения страны и расширения Европейского Союза пришел новый императив внешней политики Германии, в рамках которого следует сохранять и развивать процесс европейской интеграции, что стало выгодным для Польши и стран Балтии, не получающих выгоды от развития российско-немецкого взаимодействия. Несмотря на то, что Германия является ведущим инвестиционным партнером нашей страны, а также с учетом имеющегося потенциала по развитию торгово-экономических связей, научно-образовательного и культурного обмена можно констатировать, что Россия не много может предложить в данный момент Германии для того, чтобы стать одним из приоритетов внешней политики Германии.

Подводя итог, можно сказать, что довольно сложно предугадать, как будут развиваться германо-российские отношения в будущем, однако можно отметить, что на ближайшую перспективу они останутся на прежнем уровне развития. Возможным импульсом новой динамики развития отношений между странами станут результаты парламентских выборов в Германии, а также параметры политического курса России после предстоящих президентских выборов.