14 июня 2017 года по результатам больших парламентских слушаний Совет Федерации образовал Временную комиссию по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации. Предусматривалось, что, действуя исключительно парламентскими методами, будет проводиться мониторинг состояния дел в данной сфере как в России, так и за ее пределами, а также должны готовиться соответствующие законодательные рекомендации и специальные доклады.
В напутственном слове инициатор создания Комиссии Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко подчеркнула: «Мы должны сделать все, чтобы нейтрализовать любые попытки вмешательства во внутренние дела России».
27 июня состоялось наше первое заседание, тогда же были сформированы три рабочие группы и принято решение о формировании экспертной группы, заседание которой мне поручено сегодня провести.
Должен заметить, что, с одной стороны, наша комиссия с первых часов своей деятельности привлекла без преувеличения огромное внимание отечественных и зарубежных СМИ, экспертного сообщества, наших и иностранных политиков. С другой стороны, не все, прямо скажем, обрадовались ее появлению. Еще до начала нашей работы в адрес комиссии раздалась резкая критика некоторых изданий с иностранным финансированием по поводу якобы внесения нами неких несуществующих законопроектов, а в отношении отдельных членов комиссии уже начали готовить заказные информационные вбросы в худшем стиле парткомов советского времени.
С учетом того, кто пытается ставить нам палки в колеса, мы явно начали движение в правильном направлении. Создание Комиссии оказалось важным и действительно очень актуальным решением. Кстати, сама жизнь уже ответила ряду наших крикливых оппонентов.
Так, они утверждали, что никаких внешних угроз для России нет и защищать наш суверенитет якобы не от кого.
По иронии судьбы на следующий день после первого заседания Комиссии СФ в США был официально опубликован 116 страничный доклад по России, подготовленный американской военной разведкой. В нем говорится, цитирую:
«ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ НА МИРОВОЙ СЦЕНЕ … ОЗНАЧАЕТ ГЛАВНЫЙ ВЫЗОВ СОЕДИНЕННЫМ ШТАТАМ… В ТЕЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ МОЖЕТ СФОРМИРОВАТЬСЯ ДАЖЕ БОЛЕЕ УВЕРЕННАЯ И СПОСОБНАЯ РОССИЯ. СОЕДИНЕННЫМ ШТАТАМ НЕОБХОДИМО ПРЕДВОСХИЩАТЬ ДЕЙСТВИЯ РОССИИ…»
«РОССИЯ (констатируют высокопоставленные пентагоновские шпионы) ДОБИВАЕТСЯ ПРОДВИЖЕНИЯ МУЛЬТИПОЛЯРНОГО МИРА, ОСНОВАННОГО НА ПРИНЦИПАХ УВАЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА, НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ, ВЕРХОВЕНСТВА ООН И ТЩАТЕЛЬНОГО БАЛАНСА СИЛЫ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ ОДНОГО ЛИБО ГРУППЫ ГОСУДАРСТВ…» Последнее, как сказано в докладе Пентагона, способно помешать «УСИЛИЯМ США ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ДЕМОКРАТИИ ВО ВСЕМ МИРЕ» (The Defense Intelligence Agency (DIA) report, which was released on June 28, Russia Military Power; Vincent R. Stewart — Lieutenant General, USMC Director Defense Intelligence Agency)
А через десять дней, сразу после встречи президентов В. ПУТИНА и Д. ТРАМПА в Гамбурге, CNN выразило обеспокоенность тем, что Трап, мол, может помешать дальнейшей реализации, цитирую, «традиционного агрессивного американского лидерства» в мире. (9.07.17CNN)
При этом вашингтонский политический истеблишмент продолжает яростно противодействовать даже гипотетическим попыткам вмешательства в их собственные внутренние дела.
Ранее я уже цитировал недавний пресс-релиз американских конгрессменов, внесших законопроект по ограничению прав иностранных СМИ на территории США. Там прямо говорится, что новый закон направлен непосредственно против деятельности нашей RT.
А уже позавчера мы узнали, что американские власти удалили российскую компанию «Лаборатория Касперского» из списков поставщиков продукции, одобренной для использования правительственными агентствами США.
Добавлю, что реальные угрозы нашему суверенитету исходят, увы, не только из‑за океана. На этом фоне данные июньского опроса Левада-центра о том, что смягчения и либерализации внутренней и внешней политики России хочет всего 12% наших сограждан, уже не вызывает особого удивления.
Вместе с тем, уважаемые коллеги, мы не хотим и не собираемся слепо копировать американских ястребов. В основе нашей работы положения российской Конституции, которая гарантирует гражданам Российской Федерации весь объем прав и свобод, присущих современному правовому государству. Вместе с тем, Основной закон нашей державы устанавливает, что носителем ее суверенитета и единственным источником власти на всей ее территории является российский народ. Только наш многонациональный народ, а не чей‑то госдеп, разведцентр или конгресс, может определять свое настоящее и будущее.
Комиссия Совета Федерации открыта для общества, для сотрудничества со всеми, кому дороги такие ценности, как свобода собственного выбора российского народа и независимость нашей Родины. Мы также открыты для широких международных дискуссий, будем принимать во внимание разные точки зрения, включая альтернативные. При этом, особо подчеркну, Временная Комиссия не занимается вопросами внутриполитического характера, мы не выражаем интересы какой‑либо партии или отдельной социальной, группы.
В то же время не следует полагать, что все, что мы рассматриваем, будет обязательно оформлено в виде законопроектов. Часть проблем требует не столько новых нормативных актов, сколько правомерного и эффективного использования уже имеющихся. Мы также намерены обращать внимание как самого общества, так и отдельных структур исполнительной власти на важные, актуальные проблемы и новые вызовы в сфере нашей компетенции.
Во всей этой работе Комиссия будет активно взаимодействовать с экспертным сообществом. Именно сегодня такая работа начинается в рамках первого заседания нашей Экспертной группы. В дальнейшем, с учетом накопленного опыта, мы будем расширять состав экспертов и вовлекать их в иные мероприятия, проводимые сенаторской Комиссией.
Наконец, последнее, но немаловажное замечание, это заседание носит открытый для прессы характер. Прошу иметь ввиду, что каждый выступающий излагает собственную точку зрения, которая не обязательно совпадает с позицией самой Комиссии. Здесь сегодня происходит не принятие решений, а обмен мнениями. Однако на основании этого обмена мнениями мы намерены уже 18 июля на заседании самой комиссии принять план нашей работы до начала следующего года.