После распада СССР так называемый Запад высокомерно, с помпой провозгласил победу «над русскими» в Холодной войне. Тогда, ровно четверть века назад, Ф. Фукуяма и провозгласил знаменитый «конец истории».
В глазах многих обитателей «цивилизованного мира» картина человеческого развития представлялась к началу 21-го века примерно так:
«просвещённый» Запад на основе однополярного мира во главе с США и примкнувшему к ним ЕС при помощи глобальных информационных технологий, финансовых потоков и (если надо) силой оружия распространяет по планете собственную модель демократии. Все отклонения от данной схемы признавались ими ересью и подвергались жестоким нападкам (нередко с использованием бомб и ракет).
Затем в большинстве стран Запада к власти пришли те, кто, так или иначе, разделял вышеназванную доктрину. Апофеозом торжества неолиберализма стало избрание в США в 2008 г. президента Б. Обамы (вот, мол, наши ценности позволяют даже темнокожему возглавить всемирный «вашингтонский обком»).
Одновременно Европейский Союз окончательно перепутал то, ради чего он был задуман (как «Общий рынок»), с идеями немедленного и безусловного преобразования окружающего ЕС мира согласно представлениям брюссельской бюрократии и их неолиберальных вождей. Причем прыти, с которой реализовывалась новая «демократическая» утопия, позавидовали бы даже иные большевики и троцкисты – сторонники торжества другой «демократической» диктатуры — пролетарской. У последних совершенно точно не было экономических, информационных и военно-технических возможностей нынешних авторитарных неолибералов.
И вот «Средиземноморское партнерство» ЕС обернулось в 2011 г. «арабской весной», распадом Ливии и первой мощной волной «нежелательной» миграции в Европу, а еще через несколько лет «Восточное партнерство» ЕС спровоцировало госпереворот в Киеве (2014) и кровавую гражданскую войну на Юго-Востоке Украины. Тогда же военно-политические авантюры администрации Обамы (2010–2014) создали питательную почву для формирования псевдомусульманского «государства» ИГИЛ (запрещенной в РФ) и подстегнули еще один поток беженцев в Европу из Сирии, Ирака, Афганистана и т. д.
Москва не раз предупреждала мир о губительных последствиях, как однополярного мира, так и вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Но нас не хотели слышать те, кому уже мерещилась полная и окончательная победа неолиберальной диктатуры в глобальном масштабе.
Мало того, из России попытались сделать пугало. Для чего на свет Божий были извлечены пыльные русофобские страшилки времен холодной войны и даже войн 19-го века. А для верности к России под надуманным предлогом применили незаконные экономические санкции, и фактически неолибералы объявили нам тотальную гибридную войну.
Между тем, жители США и Евросоюза все больше обращали внимание на перемены в собственных странах. Улицы их городов заполняли толпы непрошенных гостей, не желавших жить по правилам исконных хозяев. Террористические акты в мирных городах Старого и Нового света перестали быть чем‑то из ряда вон выходящим. Одновременно западная экономика уже не могла выдерживать расходов на поддержание глобальной неолиберальной экспансии. Ее (экономику Запада) стали быстро обгонять конкуренты с Востока, заполняя «цивилизованный мир» товарами и услугами, произведенными вдали от США и ЕС.
В итоге, на североатлантической родине неолиберальных идей множилось число безработных, рос дефицит национальных бюджетов и государственные долги. Диктатура касты неолибералов, защищаемая глобальными СМИ, жирными финансовыми фондами, современными армиями и спецслужбами стран НАТО, стала трещать по швам, сотрясаемая, в первую очередь, внутриполитическими кризисами.
Первый мощнейший удар за последние 25 лет она получила от британского референдума против членства Соединенного Королевства в ЕС (23.06.2016). Затем прозападный мир испытал американское политическое землетрясение – ноябрьскую (2016) победу Д. Трампа и скандальный проигрыш мадам Клинтон, Обамы и КО. На очереди выборы во Франции и Нидерландах, ФРГ и Италии. Опросы показывают, что сторонники неолиберальных идей стремительно теряют свой электорат, а их самые последовательные оппоненты, наоборот – наращивают сторонников.
Самое время заметить, что рост электоральных предпочтений на Западе заметнее всего у тех, кто выступает за налаживание нормального диалога с Россией. Они же уверены, что без сотрудничества с Москвой невозможно сегодня решить ни одной крупной мировой проблемы, включая борьбу с терроризмом, незаконной миграцией, охрану среды обитания и т. д.
Автор далек от мысли, что дни неолибералов уже сочтены. Они успели пустить глубокие корни в прозападном мире. Есть у неолибералов мощная поддержка из международного финансового закулисья, от так называемых журналистов, привыкших называть правдой свои представления о действительности, среди вскормленных ими же международных НПО и т. д.
За четверть века неолибералы усадили в ключевые национальные и международные организации десятки тысяч сторонников, подготовили миллионы специалистов для десятков стран мира, издали миллиарды экземпляров книг и журналов, сняли сотни фильмов практически на всех языках. Хватает, увы, их адептов и в нашем отечестве.
Так что первые трещины на неолиберальном фасаде — это еще не крах их многоуровневой системы глобального управления. Но то, что всевластию новоявленных «демократизаторов» человечества не суждено сбыться, у меня лично сомнений нет. Окружающий Запад Большой мир не захотел оказаться в неолиберальной западне, как не захотели этого и на самом Западе. Не Россия, а Обама и ему подобные оказались «не с той стороны Истории», да и «конца Истории», слава Богу, не видно.
Комментарии
1
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться