Отчаянные потуги Обамы списать свой проигрыш на российского Президента лишь внешне выглядят как банальное сведение счетов. Речь о гораздо более глубоком поражении американизма и более системных сдвигах в мировой политике, нежели победа Трампа над Клинтон в отдельно взятой стране.
У нас на глазах заканчивается 25-летний период «пост-холодной войны». В 1991 году распад СССР и мировой социалистической системы должны были положить конец межблоковому противостоянию Запада и Востока. Россия тогда единственная посчитала «холодную войну» ушедшей в историю и попыталась выйти из логики противостояния. Но для Запада последующая четверть века стала временем ничем не сдерживаемой эйфории сорвавших куш победителей, которым дозволено все и для которых подчинение остального мира своей воле и своим интересам – не более чем заслуженная контрибуция.
И последовали роковые ошибки, которые Запад совершал по собственному усмотрению и возведя их в ранг стратегии. По большому счету их три.
Первая – разделение международной безопасности. Себе и союзникам – привилегированные условия, лояльным режимам – военная и политическая поддержка, остальным – пусть сами разбираются. Ставка была сделана не на коллективные решения, а на сохранение НАТО и его расширение на Восток. В Европе консолидировалась группа «истинных друзей США» — Великобритания, Польша и три балтийские страны, которые стали навязывать свои антироссийские фобии и НАТО, и Евросоюзу. К сожалению, такому напору не смогли противостоять традиционные европейские лидеры – Германия, Франция и Италия. В результате объединенная Европа утратила самодостаточность и стала заложником предвзятых анализов и ложных решений. Сфера безопасности и сотрудничества разделилась на дробные части. Мир лишился возможности работать сообща.
Вторая, вытекающая из первой – бесцеремонное вмешательство во внутренние дела суверенных государств под лозунгами обеспечения глобальной и национальной безопасности. Инструментом такой политики стали попытки «демократизации» суверенных государств через шельмование законных властей и прямую поддержку оппозиции. Югославия, Грузия, Молдова и Украина в Европе, целая плеяда нелояльных Западу арабских и латиноамериканских государств переживают тяжелые времена кризисов национальной идентичности и гражданских войн, угроз дезинтеграции и даже распад государств, а такие страны, как КНДР, откровенно защищаются попытками создать собственное оружие массового уничтожения.
Третья, вытекающая из первой и второй — принижение роли, а в ряде случаев – игнорирование международных институтов, прежде всего ООН, но также и ОБСЕ. Та же Югославия с Косово, Ирак, Ливия и Сирия, равно как и множество других откровенно неправовых действий атлантистов снизили порог применения военной силы в международных отношениях. Разрушается сама система международного права, которая призвана создавать рамки и условия для взаимодействия, не допуская конфронтации.
В результате первого, второго и третьего весь мир пришел в состояние беспрецедентной нестабильности с резко возросшими террористическими угрозами, радикализацией традиционных религий, выходящими из‑под контроля миграционными потоками и угрозами режиму нераспространения ядерного оружия.
И это не только и не столько Обама и его ставленница Клинтон с таким же мышлением. Это Буш-Клинтон-Буш-Обама как четыре президента США, не справившиеся с соблазном всеми силами сохранять американское лидерство и диктовать волю «победителя» окружающему миру в условиях реально окончившейся «холодной войны» и совершенно других возможностей налаживания взаимодействия с бывшими противниками.
Роковые ошибки следуют по пятам, они настигают США и их верных союзников во все большем числе мировых сценариев, носящих все более непредсказуемый и разрушительный характер.
Но мир не может оставаться вечным заложником американских просчетов — лидерство Запада в его американском прочтении потерпело сокрушительное фиаско. И в этом смысле Обама – не просто проигравший выборы президент. Он — символ завершающейся эпохи «пост-холодной войны», длившейся два с половиной десятилетия.
Уходит в историю еще одна эпоха конфронтации, которая могла бы не быть таковой. Трамп, будем надеяться, понимает бесперспективность логики «победителей и проигравших» лучше своих обанкротившихся предшественников. У мира сохраняется шанс на коллективные решения в интересах всех, а не «избранных», который не должны упустить ни США, ни объединенная Европа, ни мы в России.
Комментарии
2
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться