Немало случаев, когда по инициативе Правительства принимаются хорошие и нужные законы. Но вот незадача: затем, бывает, кабмин «отыгрывает назад», по несколько раз предлагает перенести сроки их вступления, в том числе в силу отсутствия необходимых собственных подзаконных актов. Так было, например, с законами «Об отходах», «Об объектах культурного наследия» и некоторыми другими. Но это еще полбеды. Распространена и другая практика неисполнения, а по сути девальвации закона и дискредитации законодателя: Правительство не издает необходимый подзаконный акт и не обращается с предложением о переносе срока введения в действие принятого по его же инициативе закона.
Например, Федеральный закон № 124-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» вступил в силу 5 декабря 2013 года. Поручение о разработке приказа Минтранса «Об утверждении требований к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» дано только через полтора года – в мае 2015 года. Срок подготовки переносился два раза (с третьего квартала 2015 года на февраль 2017 года). Указанный правовой акт еще не принят.
Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесен Правительством, вступил в силу с 1 января 2014 года (за исключением отдельных положений). Срок подготовки, например, постановления Правительства «Об установлении порядка и условий отбора операторов электронных площадок» переносился пять раз (с 30 июня 2014 года на 30 июня 2016 года). Указанный правовой акт до сих пор не принят. Закон должным образом в данной части не работает.
Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (внесен Правительством РФ) вступил в силу с 1 января 2015 года. Срок подготовки, например, постановления Правительства «Об утверждении Методики определения стоимости одного пенсионного коэффициента» переносился шесть раз (с мая 2014 года на август 2016 года). Указанный правовой акт до сих пор не принят. И вновь закон должным образом в данной части не работает!
Федеральный закон №82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» вступил в силу в апреле 2015 года. Поручение о подготовке подзаконных актов по закону, инициированному Правительством, было дано только через 1 год и 4 месяца в августе 2016 года. А это 270 подзаконных актов! Они в большинстве своем до сих пор не приняты, и закон, вступивший в силу более полутора лет назад, должным образом не работает.
С учетом этих настораживающих фактов мы с коллегами обменялись мнениями на последнем заседании Совета законодателей в присутствии спикеров обеих палат и вместе с парламентариями Госдумы выступили с законодательной инициативой. Предлагаем внести изменения в Федеральный закон «О парламентском контроле». Суть в следующем: при принятии законопроекта в третьем чтении Правительство должно представлять проекты подзаконных нормативных правовых актов. Кроме того, мы предложили ввести обязательную процедуру рассмотрения на заседаниях профильных думских комитетов информации о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов и отчетов о принятых нормативных правовых актах.
Тем самым парламентский – а значит, народный – контроль за работой Правительства будет усилен, чтобы принятые и подписанные Президентом законодательные решения быстрее и полноценно воплощались в жизнь.
Комментарии
3
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться