Вспоминаю, как четверть века назад, став депутатом Верховного Совета СССР, а потом министром юстиции России, возвращаясь в Москву из Чувашии, всегда проезжал мимо здания Минсельхоза. Шедевр конструктивизма не только броско выделялся на фоне соседних домов благодаря оригинальным формам и яркому цвету, но и был очень удачно расположен: до Казанского вокзала – рукой подать. «Утром приехал в министерство, сделал все дела, а вечером обратно на чебоксарский поезд. Удобно аграриям Чувашии», — думалось мне.
«Fortis imaginatio generat casum», — говорил Монтень. Сильное воображение порождает событие. Поэтому когда Президент России Владимир Владимирович Путин предложил мне, в прошлом министру юстиции, возглавить федеральный Минсельхоз, вспомнились мысли, которые появились много лет назад.
Значительная часть рабочего времени, если не считать многочисленных поездок по стране, протекала в том самом здании Наркомзема. Благодаря старожилам удалось узнать немало интересного о памятнике архитектуры и его создателе – Алексее Викторовиче Щусеве, авторе проектов Казанского вокзала и Мавзолея Ленина. Оказалось, что имя великого мастера незримо связано с моей родной Чувашией. И вот каким образом.
В начале XX века по заказу представительницы царской фамилии, великой княгини Елизаветы Федоровны, вдовы московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, Щусев разработал проект Марфо-Мариинской обители, при которой был устроен приют для девочек-сирот. Среди них оказалась и Прасковья Петрова из чувашского села Елань-Чишма, родственница автора «Нарспи» Константина Иванова. У 16-летней девушки обнаружился талант к рисованию. Ее наставником стал молодой иконописец, уроженец Палеха Павел Корин, помогавший выдающемуся русскому художнику Михаилу Нестерову расписывать монастырский собор. И, как это нередко бывает в юности, дружба переросла в любовь.
Много лет спустя Прасковья Петрова и Павел Корин обвенчались. Прасковья Тихоновна стала реставратором, хранителем творческого наследия своего мужа. У семьи Кориных было немало знаменитых друзей. Среди них – невестка Максима Горького Надежда Пешкова, легендарная Тимоша, которая всерьез увлекалась живописью. Ее кисти принадлежит портрет Прасковьи Тихоновны Кориной в чувашском костюме. Эта работа хранится в Чебоксарах и вот уже 40 лет украшает Чувашский государственный художественный музей.
А Марфо-Мариинская обитель, пережив непростые времена, в наши дни возрождается. Сегодня здесь действует женский монастырь с особым укладом жизни, восходящим к основательнице обители – канонизированной в 1992 году преподобномученице Елизавете. Интересно, что комплекс монастырских зданий находится на Большой Ордынке буквально в нескольких шагах от Полномочного представительства Чувашской Республики при Президенте России.
Как сказал однажды Пушкин, бывают странные сближения…
Комментарии
0
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться