Блоги сенаторов

Все записи блога Казаковцев Олег Александрович Казаковцев
Олег Александрович
Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре

Недоработки СМИ при освещении проекта закона о бюджете

8 ноября 2016 года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания под руководством Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко «О параметрах проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». На них были детально рассмотрены и обсуждены параметры проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, предложения Совета Федерации, в том числе по поддержке российских регионов и приняты рекомендации Правительству РФ и Государственной Думе.

Значение этого событие для россиян трудно переоценить. Ведь речь идет о подготовке фундаментального документа страны в изменившейся геополитической обстановке в мире, по которому ее граждане будут жить в ближайшие годы. Таким образом, оно самым непосредственным образом касалось насущных интересов России, всех и каждого.

Казалось, это обстоятельство должно было стать критерием его значимости, соответственно, характера освещения. Надо отметить, что слушания были отмечены СМИ, но, я бы сказал, пунктиром. Интерес СМИ к ним ни в какое сравнение не шел с внимание к выборам президента США.

На головы россиян обрушился громадный информационный поток, когда любой зигзаг кампании в США, каждый чих кандидатов начинал подробно освещаться и обсуждаться со всевозможными гаданиями на кофейной гуще.

Разумеется, понимая всю важность российско-американских отношений, у многих вскоре такой подход стал вызывать нескрываемое раздражение. И не случайно, ибо он создавал впечатление, будто бы, по крайней мере, половина наших соотечественников имеет американские паспорта или развитие нашего государства и благополучие граждан России зависит не от их ума, энергии и труда, а от исхода выборов президента в чужой стране.

 Освещение российскими СМИ двух этих событий дают нам повод нас еще раз задуматься о роли российских СМИ. Я не имею в виду те СМИ, которые живут сплетнями, скандалами и эпатажными выходками. Они идут по стопам известного в конце XIX века редактора-издателя газеты «Московский листок» Пастухова. Когда однажды губернатор, которому был представлен Пастухов, спросил его: «А какое направление вашей газеты?». Тот прямо выложил ему сущую правду: «Кормимся, ваше сиятельство! Кормимся!»

 Как известно, выдающейся французский мыслитель эпохи Просвещения Шарль Луи Монтескье обогатил человечество идеей разделения ветвей государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Она сыграла ключевую роль в становлении демократического государства, став его путеводной звездой.

 С быстрым развитием печати, радио, телевидении и интернета в российском обществе укреплялась идея — о средствах массовой информации, как «четвертой ветви власти».

В новых социально-экономических реалиях многие СМИ почувствовали себя теми, кто из бревна может сделать и дубину, и икону. Видимо, соблазн силы оказывается настолько велик, что нередко они даже называют себя чуть ли не единственным «голосом народа».

Роль российских СМИ, без сомнения, огромная, особенно в условиях развернувшейся против России информационной войны.

Свое понимание значимости событий и диапазона его освещения, как правило, оправдывается удовлетворением различных запросов народа.

Конечно, такой бурный спектакль как выборы президента США не мог не заинтересовать россиян. Вместе с тем, это внимание к этому представлению и его актерам по своей сути напоминало любопытство двух мужиков в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя по поводу колеса брички Чичикова. Помните: «Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» — «Доедет», — отвечал другой. «А в Казань‑то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет», — отвечал другой».

На мой взгляд, в освещении двух событий 8 ноября 2016 года отражается существенная слабость российских СМИ. (Можно привести еще много и других примеров) Они далеко не всегда понимают и находят тот необходимый баланс между значимостью события для россиян и характера информацией о нем.

Любой человек внимательно относится к личному бюджету, хорошо знает из чего складывается и как расходуется. Уверен, что россиянам также важно хорошо знать, как готовится и формируется бюджет страны. И российские СМИ, как национальные, призваны развивать к нему интерес. Короче, относится ко всему, что связано с этим документом, так как он того заслуживает. Конечно, для решения этой непростой задачи требуется высокая квалификации и профессиональные знания и мастерство журналистов. Такие усилия СМИ воздадутся сторицей.